КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 28.10.2010
13:57  В Душанбе издан том мемуаров журналистов "Коммуниста Таджикистана/Народной газеты"
13:43  Я.Норбутаев: Очерк нынешних нравов. Жаловался мне как-то хоким одного из древнейших городов Узбекистана...
13:42  В Алматы стартует Неделя моды прет-а-порте "Kazakhstan Fashion Week" (фото)
13:34  Л.Бондарец: Против кого дружат кыргызстанские партии?
13:32  Батырбек Исмаилов из Бишкека собрал "вечный двигатель". "Конструкция представляет собой окружность неправильной цилиндрической формы, наполовину заполненная..."
13:22  А.Салиев: Политические баталии в Киргизии только начинаются
13:03  Где 16 млрд тенге? Прятавшийся за бугром мутный казахстанский банкир М.Сейсембаев ("Альянс-банк") вернулся на родину и сдался властям

12:56  Перешли границу. Казахстанские железные дороги присоединяется к ТМХ-Alstom
12:48  Таджикистан запустил веб-сайт про "Цели Развития Тысячелетия"
12:42  На берегу реки... Застрелился замначальника финполиции Актюбинской области полквник Джолшибеков
12:28  Е.Сусин: Игры с юанем. Эта стабилизация - временная, так как проблемы никуда не ушли
12:25  "ВиД": Интеграция в миграцию. Казань заполонили толпы гастарбайтеров
12:20  Ю.Уфимцев: Как американцы в 1950 г. бомбили российский военный аэродром на Дальнем Востоке (неизвестная история)
11:51  Д.Ельдесов: "Похороны" невесты и другие особенности национального брака
11:39  Продолжение следует?.. Таджикские спецслужбы готовятся к дерзким нападениям на стратегические объекты
11:38  Шаман наших дней… Назарбек Кожамсеитов – человек, вызывающий дождь
11:31  В.Осипов: Политика Ирана в контексте его членства в ОИК
11:16  А.Собянин: "С новым назначением С.Собянина Россия разворачивается на Восток"
11:10  Я.Вяткин: Афганский "котел нестабильности". На уничтожение 1 талиба США тратят $50–100 млн
10:56  Ю.Барвинок: Нужна ли России Киргизия? "..А тут еще нахлебника одного садить на шею"
10:52  Г.Клементьев: Рахмон не доверяет ГКНБ
10:07  Медведев в Астрахани уговорил Армению и Азербайджан обменяться военнопленными
09:59  ЦИК Киргизии аннулировал результаты голосования на 9 избирательных участках, находящихся за рубежом
09:52  Наталия Нарочницкая: "Еще одной революции Россия просто не переживет. В глубинке идет люмпенизация нации"
09:43  А.Хе: Латентное вымогательство. Каждый второй казахстанский родитель сталкивался с различными проявлениями коррупции в школах
09:41  Д.Тастемир: Казахская лошадь вне конкуренции
09:38  Вetter.kz: Ход "козлом" казахстанской оппозиции
09:35  А.Мешимбаева: Институты развития Казахстана. Красиво звучит, многообещающе...
09:26  Внешний долг Таджикистана приблизился к $1,8 млрд
09:25  Казахстан решился таки направить в Афганистан своих военных
09:20  Ведомости: Хлопок дорожает в цене. Виноват Китайский неурожай
09:17  К.Симонов: Блудные углеводороды Туркмении
09:13  А.Дубнов: Послал Аллах президента. Какое будущее ждет Туркмению
09:11  "Къ": Российский рынок уже почти не развивающийся. Международные компании видят больше перспектив в Китае, Индии и США
08:55  Запасы нефти на 11 месторождениях Киргизии оцениваются в 12,9 млн тонн
08:48  А.Тохиров: Узбекистан-Туркменистан: новые грани сотрудничества
08:47  Киргизская Кызыл-Кия. Неизвестные расстреляли патруль милиции
08:09  С.Строкань: Иранский атом вызвал мирную реакцию. Подготовка к пуску АЭС в Бушере не беспокоит США
08:06  Бакиевский банчок "АзияУниверсалБанк" признан неплатежеспособным
00:54  Guardian: НАТО мечтает заполучить в Афган российских солдат
00:29  "Independent": Россия предпринимает шаги с целью помочь НАТО в войне в Афганистане
00:17  В.Панфилова: Талибов в Таджикистане нет. Рахмон признал существование вооруженной исламистской оппозиции
Среда, 27.10.2010
23:18  Б.Шабарбаев (посол РК в Исламабаде): Пакистан снижает террористические угрозы для Центральной Азии
22:25  В афганском Тахаре погиб один из лидеров ИДУ Кари Мохаммад Умар
22:14  Вертолет Нацгвардии Таджикистана, в котором находилась группа "Альфа", был сбит "Стингером"?
21:52  У.бен Ладен требует разрешить ношение паранджи во Франции
10:33  "РГ": Кривая погрешности. Международные доноры не знают, кому в Бишкеке направлять помощь
10:30  Вести.kg: Борьба за главный эфир Кыргызстана
10:21  Озорная мама Назарбаева. Наталья Аринбасарова сыграла ее в фильме о детстве президента Казахстана
09:40  Д.Тайнан: Российский "Газпром" готов взять на себя роль поставщика топлива для центра "Манас"
09:38  Е.Кирсанов: Пакистан-США. "Точка возврата" пройдена
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
Д.Ельдесов: "Похороны" невесты и другие особенности национального брака
11:51 28.10.2010

Феномен семьи

Особенности национального брака

Великая восточная метафора гласит: "Бог создал из праха, земли человека и вдул в него душу". Она была основой и в представлениях древних тюрков.
Божественная искра – кут (душа, благодать) – посылалась небесным божеством человеку перед его рождением как его двойник и покидала во время смерти. Божественность души охранялась древними обрядами, начиная с зачатия и кончая возвращением к духам предков.
Семья, куда попадало небесное семя, также была освящена традициями, нарушение которых, по поверью, негативно влияло на продолжение рода. В силу всеобъемлющих прав семьи ритмы как мирного, так и военного времени подчинялись ее законам. Согласно древним представлениям, Бог покровительствует браку, рождению детей, вообще семье: "Бог – помощник того, кто создает дом и женится" (турецкая пословица).

Гордиев узел

У многих народов считалось, что душа человека входила в тело в первые сорок дней после рождения. И принято в эти дни никому не показывать новорожденного, кроме самых близких родственников, чтобы чужое дыхание, взгляд не навредили, не вспугнули душу младенца.
Немаловажно было соблюдение и древних обрядов. В частности, само жилище подвергалось очищению огнем (аластау). Ныне доказано, что огонь свечи улучшает энергетику помещения. В древности при посещении ставки кагана послы и его вещи очищались огнем – считалось, что огонь и дым способны нейтрализовать дурные помыслы, людей, зловредные духи, в том числе и болезнетворные.
Роды принимала особая женщина – повитуха, которая имела соответствующие знания и навыки и сама родила здоровых детей. Вообще, в прошлом большое внимание уделяли энергетике людей и жилья. Тот же баксы (шаман) мог устранить какие-либо энергетические препятствия. Повитуха или баксы с помощью иглотерапии, действуя на определенные точки, обычно на кончики пальцев рук и ног, могли оживить ребенка, который при рождении не дышал.
Люди издавна понимали, что "чистый лист" ребенка очень восприимчив именно в первые месяцы и годы своей жизни. И к этим месяцам готовились заранее. Даже проводились специальные терапевтические сеансы, например, устраивались праздники небесной Повитухе, когда женщины мазали себе лица топленым маслом и некоторое время смеялись, стараясь в этом превзойти одна другую. Лечебные свойства смеха и хорошего настроения особо ценились, ибо человек, бодрый духом, повышал уровень своей энергии, поддерживал порядок в психическом плане. Недаром верховная покровительница давала кут (счастье) – ребенка той женщине, которая смеялась больше всех. В наше время внешними признаками умственных способностей новорожденного являются его ранняя улыбка (иногда даже на первой-второй неделе), активность, бодрствование, особенно если он не спит много.
Специальные молитвы и заклинания были призваны предохранить мать и будущее дитя от сглаза и болезней. Носили для этого и обереги. Поощрялись посещение будущими матерями священных мест, святых или многодетных людей и получение их благословения. При посещении святынь произносили свои пожелания, просьбы или просто молились и завязывали цветную ленточку на ветках деревьев, которая как бы закрепляла словесную информацию и в то же время была подарком духам природы.
Завязывание и развязывание узелков с древности известно многим народам и использовалось в разных целях, в том числе магических, лечебных и т.д. Перед "возвращением" на тот свет ноги покойника завязывали. Развязать или разрезать узел означало решение каких-либо проблем или вопросов. Это же начало используется при обряде "тџсау кесер" (обряд разрезания пут), когда только начинающему ходить ребенку завязывали ленточкой ноги и уважаемый в семье человек разрезал ее, освобождая от видимых и невидимых пут и передавая свою энергию малышу. После этого ребенок обычно начинал ходить самостоятельно. Этот обряд показывает, что люди верили (и верят) в возвращение с того света.

"Похороны" невесты

В древности к супружеству готовили с детства. Уже в 9–11 лет родители сватали сыну невесту и на некоторое время оставляли его в "зятьях" в доме будущей жены. Подростковая привязанность, наиболее крепкая в возрастной психологии, благотворно влияла на будущий брак.
В основе современного брака по любви лежит прежде всего любовное (сексуальное) влечение. Как показали исследования, оно обычно проходит в течение четырех лет. В традиционном же браке, кроме него, учитывались и другие составляющие: социальная (материальная), генетическая (родовая), психологическая и другая совместимости, которые трудно определить подросткам. Поэтому решали родители и заодно учили детей азам супружества. И в наше время есть браки, в которых присутствуют отдельные элементы традиционного брака, и они более крепкие. Их неудачно определили как "браки по расчету".
Традиции древней семьи неплохо сохранились на Востоке. Например, в Индии в выборе супруга участвуют и молодые люди, и их родители, и даже семейные астрологи с учетом многих составляющих счастливого брака. Как следствие – очень крепкие браки с редкими разводами и выход Индии в абсолютные лидеры по росту численности населения.
Вступление в брак с давних пор считалось вторым рождением человека. В основе свадебного обряда многих народов лежит погребальный ритуал. Многие элементы дошли до наших дней: причитания матери по выходящей замуж дочери, закрытое лицо невесты и т.д. Высокий свадебный головной убор казахской невесты саукеле – из ритуальной одежды древних для погребения. В прошлом перед замужеством в доме невесты совершали мнимый погребальный ритуал: одевали ее в ритуальную одежду, причитали по "умершей", шаманы совершали соответствующие обряды. Затем увозили "покойную" с закрытым лицом к жениху. Так "обманывали" духов невесты, ее семьи и дома, чтобы она была свободной от них в новом доме и приобщилась к духам, энергетике семьи и рода будущего мужа. Для этого проводили очищающие обряды, баксы под музыку совершал ритуал "воскрешения" невесты – беташар (открывание лица): он знакомил "пришедшую с иного мира" (келін – от "келу" "приходить"; ср. невеста – от "неизвестная") с почитаемыми предками и родственниками мужа, его семейными и родовыми преданиями и ритуальной камчой открывал ей лицо из-под покрывала.
Нередко в замужестве женщина получала и новое имя (в наше время фамилию мужа). Обряд изменения имени – это своего рода продолжение ритуала беташар: открывалось лицо "иного" человека с новым именем с целью ввести в заблуждение духов. В первое время невесте также запрещалось называть по именам близких родственников мужа, чтобы не привлечь к ним внимания злых духов. При обращении к новым родственникам она использовала термины родства или иносказательные имена.
Столь мощное освобождение вновь "родившейся" от своего эго, несомненно, облегчало вхождение в семью мужа – хранителя и продолжателя рода. Семья и рождение детей требуют от супругов, особенно жены, постоянного обновления, гибкости души, изменения сознания, отношения к жизни и людям. Недаром говорят, что у женщины сорок душ. Ибо это основа традиционной семьи, присущей многим народам.

Права человека или семьи?

Воспитание детей в Степи, условно говоря, было раздельное: мать воспитывала дочерей, отец – сыновей. С малых лет их готовили к взрослой жизни: девочек – к ведению домашнего хозяйства, роли жены и матери, мальчиков – к жизни охотника, воина, хранителя семьи и рода. По этой причине не было маминых сыновей (папиных дочерей), как часто бывает ныне.
Естественно, традиционное воспитание готовило детей прежде всего для брака, от благополучия которого всецело зависела жизнь человека. В первую очередь от наличия детей. Они были не только работниками и воинами, но и заботились о старых родителях, и бездетный человек нередко был обречен. То есть дети, кроме заботы, выполняли функцию современного пенсионного обеспечения. От многодетности зависела и судьба племени, рода. Поэтому сирот в Степи не было – их брали на воспитание более обеспеченные сородичи. Нормой было и усыновление детей своих побежденных врагов. Мало было и одиноких женщин в силу многоженства, левирата (замужество вдовы за брата, родственника мужа) и родовой ответственности за его членов.
В настоящее время у нас преобладает западная модель семьи, которая не соответствует ее традиционному статусу. Дело в том, что разрекламированные права человека, а не семьи, западный вариант эмансипации женщины и пенсионное обеспечение пришли в противоречие с семейными традициями и ценностями, которые в известной мере ограничивают свободу личности: на первом месте семья, рождение детей и их воспитание.
Например, западная женщина нередко вступает в брак после 35 лет. Вначале образование, работа, карьера, только потом семья, и рождение ребенка, порой единственного, сопряжено с большим риском. К тому же половое воспитание подростка ориентировано в первую очередь для секса. Изменилось само сексуальное поведение европейских женщин. Поэтому молодые люди ищут сексуального партнера, а не жену или мужа: их не готовили с детства к роли матери и отца. В силу этого разводы и бездетность стали чуть ли не правилом, а однополые браки давно "вошли в моду", не говоря о легальной проституции.
К позднему замужеству подгоняются даже медицинские нормы. Например, американские медики пришли к выводу, что для здоровья и долголетия целесообразно рожать первого ребенка в 35 лет (!). Для этого они сравнили здоровье женщин, рожавших первенца в 18 и 35 лет. Здоровье женщин, рожавших в молодом возрасте, впоследствии было хуже по сравнению со здоровьем "поздних" мам. Поразительно, но при этом не учитывалось ни здоровье детей, ни их количество.
Наши же медики, как и в советское время, оптимальным возрастом женщины для рождения первого ребенка считают 18–28 лет. В 30–40 лет рождение первенца сопровождают определенные трудности, да и по здоровью новорожденный уступает малышу молодой мамы. По некоторым медицинским, воспроизводительным, психологическим и иным показателям, оптимальным считается рождение четырех детей. К сожалению, у нас тоже идет тенденция позднего замужества. К примеру, в 2006 году, по данным исследований в Алматы, из 8530 одиноких девушек и женщин 1965 незамужних 35–38 лет, 3463 – 33–36 лет, 2008 – 28–30 лет, 1094 – 25–27 лет ("Ћазаћстан ќйелдері", 2, 2007). Из этой статистики видно, что незамужних старше 30 лет вдвое больше, чем 25–30-летних.
Европа ставит на первое место права человека, в том числе и в выборе сексуального партнера, логическим завершением которого явились официальное разрешение однополых браков в ряде европейских стран, "модное" увлечение им, терпимое отношение общества к ним во многих государствах Запада. В России православная церковь осудила их как грех. Такая свобода подтачивает не только институт семьи – она противоестественна с точки зрения религии и человеческой природы. Вспомним хотя бы библейские города Содом и Гоморру, жители которых были сожжены небесным огнем за свое распутство, за мужеложество.
По исследованиям, моногамия в Европе не связана с христианством: в Новом Завете нет каких-либо указаний, запрещающих полигамию. Моногамия связана прежде всего с греко-римской культурой, которая разрешала иметь одну законную жену, при этом допускала институт наложниц и проституцию. Наряду с этим имело место сожительство мужчины и женщины без заключения брака, например, сенаторов с гетерами, актрисами. Дома разврата были в Афинах еще до нашей эры, которые платили налоги. Падение нравов в Римской империи было столь значительно, что император Август издал особые законы о браке. О распространенности гомосексуализма написано в романе Петрония "Сатирикон". В развалинах Помпеи археологами были обнаружены пары одного пола в развратных увеселениях, среди них немало подростков и детей.
Европейское равноправие мужчин и женщин не учитывает главенства института семьи и различия полов, что в конце концов приводит к "праву" женщины не рожать детей (ведь у нее равные права с мужчиной), культивированию бездетной семьи, безумной идее вынашивания ребенка мужчиной или к варианту обходиться вовсе без него, используя "альтернативные" медицинские технологии. На это направлены многие проявления массовой культуры Запада и социальная политика по заботе за стариками, которые зачастую проводят конец жизни не в кругу семьи, а в домах престарелых, что прерывает преемственность поколений и негативно влияет на продолжение рода.
При этом эти права человека активно внедряются за пределами Европы как демократические ценности. Положение женщины на Востоке, особенно в мусульманских странах, трактуется как дискриминация. А ведь в арабских странах дети – богатство. В прямом и переносном смысле, ибо за рождение и воспитание ребенка государством выплачивается очень большая сумма денег.
Наши женские, правозащитные организации, выступая за гендерное равенство, имеют в виду европейское. При этом они не замечают, что тем самым выступают не только против гендерных отношений восточной семьи, многодетности, но и за иные "прелести" европейской культуры. Ведь в основе гендерных отношений – биологическое отличие женщин и мужчин, предназначение природой рожать детей первых и оберегать семью, обеспечивать ее всем необходимым вторых. Это отличие или неравенство учитывается и во многих религиях. В самом деле, заниматься политикой или бизнесом и иметь несколько детей для женщины скорее исключение, чем норма. К примеру, в России большинство женщин-предпринимателей одинокие. Это палка о двух концах.
Пенсионное обеспечение лишило тысячелетиями выработанную жизненную необходимость в детях – теперь человек сам себя обеспечивает в старости. И нередко бездетный пенсионер получает больше многодетного, хотя по логике многовековой истории должно быть наоборот. В самом деле, пенсия (отчасти и заработная плата) должна быть напрямую связана с количеством детей – ведь сыновья и дочери многодетного работают или будут работать на государство, а бездетного – нет. По сути, человек должен делать пенсионные накопления не себе, а своим родителям, а его дети – ему, как было испокон веков.

"Рай под ногами матерей"

Естественно, говоря о традиционной семье, не сказать о многоженстве – значит ничего не сказать. Многоженство с древнейших времен было распространено у многих народов, и его корни берут начало в большой патриархальной семье. Уже в Библии упоминается немало случаев многоженства. "И взял себе Ламех две жены: имя одной Ада, и имя другой Цилла" (Бытие, 4,19). У царя Давида было много жен и детей. Но больше было у царя Соломона: "И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин. И было у него семьсот жен и триста наложниц" (3-я Царств, 11:1, 3). Интересно, что жены сбили царя с праведного пути и "склонили сердце его к иным богам".
Однако абсолютное первенство принадлежит основателю империи Чингиз-кагану. Не по количеству жен и наложниц, хотя и их было у него предостаточно: поименно известны четыре жены, а наложниц – то ли пятьсот, то ли две тысячи. Кагану сопутствовало семейное счастье: сыновья от старшей жены Борте были не без талантов, что выгодно отличало его от многочисленных противников. Пожалуй, это самый семейственный и чадолюбивый правитель. Недаром каган уделял большое внимание семейным устоям в своих постановлениях: "Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет", "Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью", "Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства" и т.д. В империи каганов законы семьи были основополагающими.
Наиболее полно семейный кодекс расписан в исламе, где вопрос о многоженстве не может быть разрешен без учета обязательств общины по отношению к сиротам и вдовам. Женщине быть одинокой, как и мужчине остаться холостым, в исламе считается большим грехом. Осуждается и внебрачная связь: "Прелюбодея и прелюбодейку побивайте каждого из них сотней ударов" (Коран, Свет, 2). В то же время многоженство не поощряется, а допускается с очень жесткими требованиями: жениться на другой женщине можно лишь с согласия жены, быть справедливым со своими женами, обеспечивать и заботиться о них и детях. "Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной" (Коран, Женщины, 3).
Время от времени в Казахстане с 2001 года в стенах парламента и в обществе идут дискуссии о возможности введения многоженства.
Кстати, идея многоженства актуальна и в республиках Средней Азии, что связано с возрождением древних традиций и наличием нелегального многоженства. В некоторых европейских странах с мусульманскими иммигрантами есть специальные поправки к закону. В США эксперты всерьез предлагают полигинию для афро-американской общины, где остро ощущается дефицит мужчин. По словам экс-депутата Амангельды Айталы, в свое время вопрос о многоженстве в парламенте был поднят в связи с оралманами, которые имели несколько жен.
Бытует мнение, особенно у замужних женщин, что при возможном введении полигинии многие мужчины тут же женятся на второй. Существенная деталь этого института: раньше, как и сейчас, многоженцы обычно составляли небольшое количество и в процентном отношении исчислялись однозначной цифрой. Ибо многоженство связано не только с богатством и потенцией мужчины, но и его талантом семейного "менеджера", а также особым менталитетом всего общества, чего нет у нас. В конце концов, это невозможно сделать против воли жены. Основа же этого вида брака в большинстве случаев – численный перевес женщин над мужчинами. Ныне эта проблема усугубляется наркоманией, алкоголизмом, пребыванием в местах не столь отдаленных, безработицей среди мужчин.
Однако в Казахстане вопрос стоит о том, чтобы возродить моногамную семью, возродить семейные ценности и законодательно закрепить права семьи. Разводы в последние годы приняли угрожающие масштабы. Например, сотрудники городского загса подтверждают, что в Алматы за последние 6 месяцев число разводов выросло на 20 процентов.
Многие болезни современности вызваны игнорированием института семьи, законов природы. Есть даже медицинский термин "синдром одиночества". Ибо бездетного покидает энергия природы, и пустоту заполняют страсти и болезни – он ведь "холост". И, наоборот, продолжение рода требует обязательной заботы о здоровье членов семьи. Издавна в рождении детей люди видели и свое физическое бессмертие. Недаром Шекспир написал: "И ты, когда тебя не сменит сын, свой полдень пережив, уйдешь один".

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

28.10.2010

Источник - Литер
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1288252260


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх