КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 01.11.2010
15:41  В.Сидоренко: Ляби-хауз - голубая жемчужина Бухары (фото)
15:35  ЦИК Киргизии огласил официальные итоги парламентских выборов
10:48  Узбекистан согласился снизить цену на газ для Киргизии на целых 0,37 сома за куб
10:44  Д.Подольская: Тайна формулы Хайера, или Как в Кыргызстане депутаты будут мандаты делить
10:38  Буямба Тувшинбат порвал Хабибуллу Исмаил-Ахунова. Монголы наваляли всем на студенческом чемпионате мира по боксу
10:36  "МСН": Профессия - провокатор. Исповедь митингующего бишкекского циника
10:34  С.Мадмаров: Кыргызская школа - игра без правил

10:28  Ж.Такенов: Обмен внешнего долга Кыргызстана на экологию
10:07  Как памирец-гастарбайтер Довлатшо Эльбигиев едва не убил главкома ВДВ России В.Шаманова (карта, фото)
10:01  Пляски на шесте. В Алматы прошел фестиваль по pole-dance – цивильной версии стриптиза (фото)
09:56  В.Мустафаев: Персо-азербайджанские (тюркские) идеологические взаимоотношения в Иране
09:31  Т.Рустамов: Слепота Тигра. Все сферы стратегического бизнеса Узбекистана строго распределены между...
08:53  В.Парамонов: Энергетическое взаимодействие России и Центральной Азии - проблемы и перспективы
07:46  А.Кутуева: Кыргызстан. Родители против администраций школ - кто кого?
07:42  Н.Тимирбаева: Третьим будешь. Пока на площадях идут представления на тему "демократия по-кыргызски", наступили холода...
07:09  В высшем образовании Казахстана намечается "автономная" революция
07:07  А.Габуев: Россия нашла себя в Азии. Дмитрий Медведев посетил Вьетнам и собирается на Восточноазиатский саммит
06:45  "ЭК": Не спи спокойно. Куда уходят налоги?
06:42  Закопали в ямку... Kazakhmys инвестировал в разработку киргизского золоторудного местродождения Бозымчак $130 млн
06:36  "Le Figaro": Казахстан - новое эльдорадо
06:21  М.Вигнанский: Грузия зовет Иран на Кавказ
06:15  Е.Черненко: Маковый суверенитет Афганистана подкошен. Карзаю очень не понравился российско-американский рейд против наркотиков
06:12  В.Панфилова: Ребус Бишкека. Обнародование итогов выборов в парламент Киргизии может взорвать ситуацию
04:24  Новым президентом Бразилии стала дочь болгарского эмигранта-коммуниста и скотопромышленницы Дилма Роуссефф
01:04  Бобо Ло: "Постоянная перезагрузка" Китая. Взгляды Пекина на постсоветское пространство
00:56  "Spiegel": Умиротворение узбекского диктатора. Кто боится правителя Великого шелкового пути? Часть 2-я
00:54  "АУ": Жить в трущобах и тратить на той миллионы…Законом по кыргызским традициям!
00:51  А.Горбунов: Первые исследователи Казахстана. От Якова Гавердовского до Алексея Левшина
00:46  В.Пластун: Запад - вечный колонизатор Востока
00:42  Е.Шестаков: "Шурави" вернутся в Кабул? "Двух маток сосать" у официального Кабула получалось легко и непринужденно
00:37  А.Терехов: Вторая афганская. Антинаркотическая
00:31  М.К.Бхадракумар: США обхитрили Россию в борьбе за туркменский газ. Дядюшка Сэм, энергетика и мир в Азии
00:27  "Голос Америки": Вашингтон и Москва против афганского героина. Масштаб проблемы
00:20  Б.Омар: Все включено. Медленно, но верно промышленность и энергетика Казахстана набирают обороты
00:16  Киргизские власти отселяют своих граждан подальше от мест боевых действий в Таджикистане
00:12  Ю.Жихорь: Му-му. Как ни хочется казахстанскому парламенту казаться независимым и объективным органом...
00:11  Д.Ювачев: Казахстан дает новый рецепт в политической кухне - не разбив яиц, нельзя подготовить выборы
00:10  Sueddeutsche Zeitung: Газопровод Nabucco - русские идут
00:08  Б.Мустафин: Кому и кобыла инвестор. Предприимчивые немцы запатентовали казахский национальный напиток
00:06  Bloomberg: Туркменистан обвиняет Россию во вмешательстве в ее энергетические дела
00:05  Иран.ру: Американская милитаризация Персидского залива
00:04  К.Сыроежкин: Присутствие Китая в Казахстане обрастает множеством мифов и фобий
00:03  "Синьхуа": Китай готов затолкать в голодный рот Кыргызстану еще $280 млн
00:01  Официальный гимн Азиады-2011 в Казахстане выберут sms-голосованием
00:00  С.Туник: Про козни местные и казни египетские. Взять сельское хозяйство Казахстана...
Воскресенье, 31.10.2010
22:54  "Spiegel": Умиротворение узбекского диктатора. Кто боится правителя Великого шелкового пути? Часть 1-я
21:50  В США летят все новые посылки со взрывчаткой
15:42  Террорист-смертник взорвал себя на площади Таксим в центре Стамбула
14:41  Казахстан выставляет на супер-ралли "Дакар" свою команду "Астана" на татарских "Камазах"
14:37  Г.Алтынбекова: Беженцы или террористы. Офис управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Казахстане стал перевалочной базой...
12:50  А.Сарым: Между прошлым и пошлым. Правда и ложь о "войне жузов" в Казахстане
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
В.Мустафаев: Персо-азербайджанские (тюркские) идеологические взаимоотношения в Иране
09:56 01.11.2010

Персо-азербайджанские (тюркские) идеологические взаимоотношения в Иране

Часть I

Особое место в системе национальных отношений в Иране занимают многовековые персо-азербайджанские отношения. Совместное существование в составе персидского или Азербайджанского (тюркского) государств, или соседних стран и государств обусловили разнообразие характеристики взаимоотношения персов и азербайджанцев. Одну из важных сторон этих связей составляют идеологические взаимоотношения. Общеизвестно, что надстройные события, взгляды, поведенческие нормы и др. в основном зависят от идеологии. Идеологический аспект персо-азербайджанских (тюркских) взаимоотношений вызывает особый интерес как их отражению в форме идей, представлений, взглядов и одновременно противодействие, даже как условие.

Так как эти отношения имеют длинную историю сочли целесообразным охватить тему не полностью, а в рамках конкретного исторического периода – включающий процессы национального пробуждения персов и азербайджанцев от начала второй половины XIX в.

Это также обуславливается тем, что именно в этом периоде в современном смысле были формированы персидская и азербайджанская (тюркская) национальная идеология и взаимоотношения двух народов завершаясь идеологическими отношениями, приняла форму совершенных национальных отношений.

Во первых, говоря об идеологии и идеологических взаимоотношениях нужно отметить сложность, противоречивость, полностью и однозначно неопределенность понятия идеологии. (1) Несмотря на это, можно дать общее определение взглядов об идеологии – это понятие воспринимается как совокупность обоснованных, систематизированных представлений, идей, взглядов, отражение общественных реалий из призмы интересов любого социума (в широком смысле), направленные, на выражение и защиту этих интересов. Центральным понятием идеологии является категория интерес. Понятие интерес также является одним из сложных и точно не определенных понятий общественных наук. В общем смысле под понятием интерес подразумевается осознание социальным субъектом (личного, в групповой форме) объективных и субъективных реалий, ситуации обеспечивающей его существование и развитие. (2) Только после этого осуществляются какие то обдуманные действия или система действий в направлении к какой-то реальности.

В общем, идеология является сложной идеалистически – нравственным, общественно - сознательным событием имеющая своеобразную структуру, которую в общих чертах можно показать следующим образом-

1. Отражение общественного субъекта с точки зрения определенных общественных интересов;

2. Отражение положения социальной группы, союза в разных уровнях (в международном и общегосударственном);

3. Выражение системы интересов социальной группы;

4. Защита интересов социальной группы;

Последний компонент идеологии имеет собственную нижеследующую структуру-

1.Объявление интересов социальной группы целью социальной группы;

2.Определение плана действий для достижения цели;

3. Определение методов и форм реализации программы.

Вышеуказанная структура идеологии имеет особое значение для глубокого осознания сути идеологических процессов и идеологических взаимоотношений. Говоря идеологические процессы, обычно подразумевается воздействие субъекта на объект и взаимное воздействие субъекта и объекта в зависимости от уровня развития объекта, идеологическая деятельность сторон и обмен продукции этих действий. Когда национальные отношения строятся на основе неравноправности этно - национальных союзов они характеризуется борьбой национальных идеологий. Вопреки тому, что национальная идеология и идеологическая борьба считаются самостоятельным полем действия, в действительности являются обоснованием политических, экономических интересов и их борьбы. Потому, что идеология выполняет миссию представления специальных интересов как общие интересы. (3)

Если вышесказанное причислить к сфере национальная идеология, национальные отношения, то для конкретизации темы можно сказать нижеследующее-

Национальная идея начинается с этносоциальной структуры человечества и конкретного общества, отражения закономерности развития этнических процессов через призму национальных интересов. Позже в этносоциальной структуре определенного общества (государства) отражаются изложение, защита положения конкретного этно - национального объединения. Наконец, определяется программа обеспечения национальных интересов и методы и формы реализации этой программы. В логическом смысле идеологическая деятельность осуществляется в соответствии с этой структурой. Но в реальной жизни разные структурные компоненты идеологии осуществляются в разной последовательности и в действительности на основе идеологической деятельности.

Мы ставим перед собой цель изучения персо-азербайджанских (тюркских) взаимоотношений на основе вышеуказанной схемы.

Национальные отношения персов и азербайджанцев с конца XVIII в. совместно проживающих в государствах созданных Азербайджанского (Гаджар, тюрк) этноса к концу XIX в. подверглись серьезным изменениям. Позиции обеих этносов в политических, экономических, социальных, культурных и др. структурах общества приняли более определенный характер. Эти отношения определялись принадлежностью политической власти азербайджанцам и устремлением персов разделить эту власть. Относительная зависимость в политических отношениях не ограничивала этническое развитие персов, наоборот продолжение Гаджарской династией исторически сформировавшейся традиционной политики в культурной сфере, сохранение официального статуса персидского языка, особенно в письменной сфере создало условия его еще более широкому распространению. Тюрки имели политическую, персидский язык имел культурную власть. Хочется отметить, что носителями персидского языка, были не только персы. Персидский язык был языком канцелярии, что обуславливало изучение этого языка представителями других народов и поэтому понятие грамотность означало умение писать и читать на этом языке. Более высокий уровень грамотности среди азербайджанцев позволял им заниматься не только канцелярскими делами, но также писать разноплановые произведения на персидском языке. Поэтому этническое развитие азербайджанцев происходило асимметрично. Основа асимметрии заключалось в ведущей роли персидского языка в духовной деятельности азербайджанцев. И так происходил процесс отдаления между этносом и его передовой частью, идеологом. Образно говоря, происходил процесс отделения головы от тела. В результате этнически азербайджанская интеллигенция превращались в составную часть персидской духовной элиты. Излишне говорить о негативном влиянии этого аспекта на развитие Азербайджанского языка и культуры обуславливающей этническое своеобразие Азербайджанской нации.

Со второй половины XIX в. начался процесс определенной модернизации политики – создание министерств нового типа, раздел полномочий военных и гражданских руководителей в вилаятах (край) и предоставление преимущества главам провинций (вали); в условиях инициатив создания фабрик и заводов, продолжения военных реформ, создание новых учебных, издательских, переводческих центров…, и наконец, привлечения Ирана в систему мировой экономики, возникновения и усиления внешней зависимости, рождения в обществе новых политических, экономических, культурных взаимоотношений продолжался рост этническое развитие как персов, также азербайджанцев. Азербайджанская интеллигенция в тот период занимающаяся общими государственными и общественными проблемами, вероятнее всего еще не осознавала различие общих и различительных понятий между Иранской и персидской (не существовало понятие персидская нация) нацией. Поэтому не придавала значения тому, что служит развитию персидской культуры, особенно персидского языка. Это в своей небольшой книге о населении Ирана открыто демонстрирует азербайджанский автор М.Я.Тарбият. В книге он показал этно-конфессиональную, территориальную структуру страны, мусульманское население Ирана, в том числе азербайджанцев назвал Иранской нацией (больше в этническом смысле, нежели политическом), определив ее к арийской расе и повторил существующий в то время (конец XIX в.) легенду об арийцах. (4)

Значит в тот период в условиях Азербайджанской (Гаджар, тюрк) политической власти с тесным участием азербайджанцев существовали благоприятные обстоятельства для этно-национального развития и консолидации персов. Указанное положение Азербайджанского языка не позволяло использовать в этническом смысле существующие более удобные политические, экономические, социальные обстоятельства для этно-национального развития азербайджанцев. Династия Гаджаров также продолжала средневековую традицию этнической политики, направляя основное внимание на защиту интересов трона. Нужно отметить, что при руководстве и тесном участии азербайджанской интеллигенции в рамках государственной политики были переведены на персидский язык различные произведения Европейских авторов об Иране, чем была заложена духовная основа формирования идеологии Иранства и персидской национальной идеологии.

Как уже отмечалось, азербайджанцы, связанные с политическими, экономическими и социальными задачами не обращали особого внимания к своим этническим интересам. Новая идеология создаваемая азербайджанцами выражала и защищала интересы формирующихся новых слоев общества, но не отражала собственные этно-национальные интересы. Так как в тот период большинство либеральных сил общества представлялись азербайджанцами, в прогрессивном, в том числе в персидском общественном сознании сформировался позитивный имидж Азербайджана и азербайджанцев. В усилении положительного имиджа азербайджанцев большую роль сыграли деятельность депутатов, организаций Azerbaycan Encumeni и Azerbaycan Eyalet Encumeni в Тегеране, социал-демократической организации Ictimaiyyun Amiyyun , созданной Южными Азербайджанцами в Баку, Seadet Encumeni в Стамбуле, их участие в революции 1905-1911 гг. (Meshrute), Тебризском восстании (1908-1909), радикальные действия Саттар хана и Багир хана и др.

В те годы в персидском общественном сознании формировался взгляд, характеризующий Азербайджан и азербайджанцев как субъектов прогресса и независимости Ирана. Традиционалистские и консервативные силы Ирана тоже были представлены азербайджанцами в правящей Гаджарской династии и во дворце, в казацкой бригаде под командованием русского офицера, что в персидском общественном сознании формировал негативный имидж об азербайджанцах. То есть в зависимости от обстоятельств можно было актуализировать то положительную, то отрицательную сторону этого имиджа.

С конца XIX в. в этническом развитии азербайджанцев открывались новые аспекты – происходило относительное расширение функций Азербайджанского языка. Организация образования на азербайджанском языке, продолжение издания книг, печатных органов, созданных в период революции Meshrute, постановка драматических произведений, проникновение языка в устной форме в общественно-политическую жизнь усилило этно-национальное развитие и консолидацию.

Заметим, что персидская национальная культура развивалась со стороны государства по инициативе азербайджанской интеллигенции. В сознании азербайджанцев занимающих ведущее положение во всех структурах государства было высоко развито государственное/иранское сознание. В соответствии с идеей государство-нация было сформировано понятие Иранская нация. В тот период не существовало в политическом смысле понятия ни персидская, ни азербайджанская (тюркская) нация, имело широкое распространение понятие персоязычное и тюркоязычное. Нужно также отметить, что благодаря Иранской мифической истории и переводам произведений об Иране европейских авторов политическое понятие Иранская нация приобрела этнический смысл. Отождествляясь древним персидским этносом, Иранская нация воспринималась как наследник древней персидской истории и культуры. Нельзя забывать влияние этого фактора на мировоззрение азербайджанской интеллигенции.

Наряду с этим, культурные процессы, происходящие внутри Азербайджанского (тюркского) этноса продолжались до 20-х гг. XIX в. Этот период демонстрировал возникновение относительно слабых основательных изменений в этно-национальном развитии персов и азербайджанцев. Иначе говоря, среди азербайджанцев начинается пробуждение национального сознания, и они начинают осознавать роль родного языка и организаций, действующих на основе языка в этническом существовании и этническом развитии. Интеллигенция, развивающая идеологию иранства и Иранской государственности, но не осознающая место азербайджанства в этой идеологии не сумев правильно определить свое отношение развитию роли национального языка, не защищали эту идею. Поэтому пробуждение национального сознания сталкивалась с сопротивлением определенной части азербайджанской интеллигенции. Этим национальная интеллигенция разделялась на этно-национальные и государственно - иранистские группы. Последние в свою очередь, не сумев в новых условиях связать иранство с интересами этноса, в вопросе языка оставались в традиционно-консервативных позициях, чем лишали Азербайджанский язык культурно - политической поддержки. Нужно особо отметить, что с идеологической точки зрения передовая и прогрессивная интеллигенция, в то время, подготовив идеологию иранства (централизация) и Азербайджанства (децентрализация) и предложив построение новых форм этих отношений, попытались внедрить их в жизнь (Провинциальные и краевые организации – Eyaleti encumen , Vilayeti encumen). Новая идеология являющаяся показателем определенного развития социального, политического, культурного, юридического сознания представителей Азербайджанства была лишена этнического компонента. То есть этно-национальное сознание отставало от культурно- политического сознания. Под влиянием этих и других факторов общеиранские культурные структуры, постепенно создающиеся в Иране в первую очередь, формирующаяся система образования категорически не учитывала существование Азербайджанского языка и практику обучения на этом языке. Политика нового правительства (министерство образования созданное после революции Meshrute) в Азербайджане в основном поддерживалась. Этот факт содействует видению амбиций превращения некоторых элементов персидской национальной идеологии в духовную основу иранства. В Азербайджане национальная идеология развивалась в основном в социальном, политическом и в правовом сферах и очень слабо в этно-национальном направлении, персидская же национальная идеология развивалась в националистическом направлении.

Если либеральные персидские круги, поддержав Eyaleti encumen в Азербайджане во время Революции Meshrute, выражали симпатию идее Азербайджан, то после революции начали выступать против продолжения деятельности этой организации. Ослабление после революции роли династии Гаджаров, фактический переход в руки персов ново созданного парламента и правительства, их попытка проведения консервативно - центристской политики; в результате сопротивления этой политике либерально-демократических сил Азербайджана постепенно началось изменение отношения властей и некоторой интеллигенции выразителей их позиций к азербайджанцам. Они начали рассматривать либеральную азербайджанскую элиту как важных оппонентов, стараясь подчинить их себе и частично отдалить от политики. Интересно, что борьба либеральных азербайджанцев против самоуправства династии Гаджаров, персидскими либералами приветствовалось, а сопротивление против персидских премьер-министров, консерваторской, предательской политики оценивалась негативно и велась против них борьба. Этим противоречие Азербайджан-центр, принимая новую суть и форму, немного углубилась. В условиях созданных в результате изменения происшедших в международной и внутренней ситуации в Иране после революции Meshrute прогрессивные, либеральные силы сконцентрировались в Азербайджане, консервативная персидская элита в центре. Поэтому взаимоотношения Азербайджан-центр выйдя из социальной, экономической и политической плоскости приняли характер национальных отношений. Однако обе стороны не пытались особо демонстрировать, что эти отношения не носят социально - политический характер. Так как в Азербайджане образование и этно-национальный компонент в культурных сферах вызывал больший интерес, являясь сферой развития этнического сознания, то это направление не оставалось вне внимания персов. Наконец, персы не побоялись огласить объективность этнического характера взаимоотношения Азербайджана с центром.

Процессы, происходящие в мире в 1917 г., особенно свержение царизма в России и снижение ее давления на Иран, ослабление контроля в Азербайджане центральных Иранских властей; создание Азербайджанской Демократической партии в вышеназванных условиях и осложнения социальной, политической ситуации в вилаятэ Азербайджан была демонстрацией самого высокого уровня политического регионализма. В сущности, Демократическая партия, выступающая от имени азербайджанского народа, больше в терминологической плоскости выступала от имени Азербайджана и Азербайджанского населения. Точнее, специфические национальные (этнонациональные) интересы Азербайджанского народа в деятельности партии не занимали важное место. Созданные в Иране, Азербайджане и за рубежом разные крупные и малые общественно - политические организации, группы, политические партии не уделяли особое место национальному вопросу и вопросу Азербайджана в Иране. Только политическая группа Иршад выдвигала требование о предоставлении Азербайджану статуса автономии (для самоопределения) и партия Прогрессивные иранцы призывала проведению начального образования на родном языке.

Восстание Шейх Мухамад Хиябани (1920 г.) направленный на реализацию Конституции, в защиту укрепления независимости страны и проведения широких реформ персидской идеологией было расценено как сепаратизм и пантюркизм. Итак, начинался и быстро продолжался процесс персизации правящей элиты и азербайджанизации либеральной оппозиционной элиты. Представление отдельной группы азербайджанцев в правящей элите не меняло общую картину. Ее причину можно объяснить обострением борьбой за власть. Персидская элита, укрепляющая свои позиции в политической власти, начиная с этого периода, пыталась ограничить возможности Азербайджана в исполнении роли прогрессивного политического центра (как в период революции Meshrute) и отдалить либеральную азербайджанскую элиту от политической сцены. Оставшиеся вне власти более сильные и влиятельные, представляющие более либеральные и поэтому занимающие более прогрессивную и демократическую позицию силы не могли не беспокоить консервативную и традиционалистскую персидскую элиту. Этим обнаружилась враждебное отношение центра - персов к идее азербайджанство. Это было новым элементом персидской национальной идеологии, и демонстрировала наклонность ее развития в сторону правящего национализма. В такой ситуации отдельные представители азербайджанской интеллигенции пытались наладить взаимоотношения Азербайджан-центр, Азербайджан (тюрк) – перс за счет основных интересов Азербайджана и Азербайджанского народа и для этого предлагали самый худший вариант, антинациональный, антидемократичный путь. После начала политики централизации и создания вышеназванной ситуации они, предлагая абсолютно новую идею, еще более обогатили персидскую национальную идеологию, усилив националистический характер властей. Азербайджанские идеологи создающие новую идеологию укрепили идею о том, что Азербайджан и азербайджанцы являются источником потенциального сепаратизма. Имеется виду предлагаемые Таги Эрани, М.Афшар, С.Е.Кесреви идеи и система мероприятий.

Т.Эрани в своих статьях (5) обосновал необходимость скорой ассимиляции азербайджанцев. Страстно поддерживал эту идею Хусейн Казымзаде Ираншехр в своем журнале Ираншехр (1923-27 гг.) издаваемом в Берлине. Позднее известный историк, литературовед, философ С.Е.Кесреви в своей книге Azeri ya zebane-bastane-Azerbaycan (6) разработал историко-теоретическую основу ассимиляции азербайджанцев.

Он с теоретической, исторической и лингвисткой точки зрения пытался обосновать, что якобы азербайджанцы - тюркизированные азери в XI-XVI вв. были одними из ираноязычных народов, поэтому необходимо их обратная персизация (почему не азеризация?). Махмуд Афшар получивший образование по политическим наукам в Европе и работающий госчиновником в Иране в своей статье в первом номере своего журнала Ayende (7) предложил широкую программу и систему мероприятий для скорой ассимиляции этно-национальных меньшинств существующих в Иране, в первую очередь азербайджанцев.

Продолжение следует…

Литература

1.Политология.М. 1998 , с.205-207;Социология. М. 1990, с.370-405

2.Ханыпов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск. Изд. Наука. 1987, с.256.

3. Социология. М. 1990

4.M.T.Tarbiyat Zad-o –bum (Veten). Табриз, 1900.

5.Erani T. Azerbaycan ya yek meseleye-heyati ve mamatiye Iran (Азербайджан или вопрос жизни и смерти Ирана), Берлин, журнал Ferhengistan, №5; Zebane-farsi (персидский язык). Берлин, Жур. Iranshehr. № 5-6.

6. Kesrevi S.E. Azeri ya zebane-bastane-Azerbaycan (Азери или древний язык Азербайджана), Тегеран, 1925.

7.Afshar M. Metlube-ma –vehdete-milliye-Iran (Наше желание – национальное единство Ирана), Тегеран, Жур.Ayende, 1925,№1.

3 марта 2010

_______________________________________

Часть 2-я

Новые азербайджанские идеологи представляющие интересы Азербайджанских (тюркских) предпринимателей заинтересованных в централизации, напряженным социальным процессам в Азербайджане сознательно придавали этническую окраску; левые, демократические, либеральные требования азербайджанцев преподносили как сепаратизм. И вновь вынося на первый план этническую сторону социальных, культурных, экономических, политических вопросов была прикрыта их настоящая сущность. Этот взгляд не учитывал многовековую строительную, защитную, объединительную и др. роли азербайджанцев в истории Ирана. Наоборот идеологи выступали из последних событий того времени ( создание Советской системы, Азербайджанской Демократической Республики (АДР)и Турецкой Республики, оккупации АДР со стороны Советской России и ее присоединение в состав СССР под названием Советский Азербайджан) и пытались препятствовать ее влиянию на этнические взаимоотношения в Иране.

Создание АДР и ее тесные, союзнические отношения с Турцией, создание Советского Азербайджана и его включение в состав СССР, в определенное время превращение его в основной центр распространения революционных идей на тюркском языке сильно влияло на формирование позиции южноазербайджанской интеллигенции.

Часть южноазербайджанской интеллигенции не нашедшая адекватных ответов на идеи пантюркизма и тюркизма, рост интереса к Южным Азербайджанцам в период объявления Турецкой Республики, акцент на их тюркскую этничность и др. новшества взяла курс отдаления от тюркства, выдвинув идею своей принадлежности к ирано-персидскому происхождению. Это демонстрировало неправильную оценку этнонациональных интересов, пожертвование ими ради определенной социальной группы (предпринимателей-купцов).

Во всяком случае, в начале 20-х гг. XX в. консерватизм и либерализм, характеризующий суть персо-азербайджанских (тюркских) взаимоотношений прикрываясь идеологией, преподносились как центризм и сепаратизм. Национальная политика в дальнейшем была вновь построена на этой основе. Как уже говорилось построение идеологии персо-азербайджанских (тюркских) отношений в этом контексте исходило от некоторой части азербайджанской интеллигенции. Они как более подготовленные и активные представители общества пытались создать идеологию политики централизации.

Итак, к средине 20-х гг. XX в. когда не был выработан основной элемент персидской национальной идеологии, не существовала Азербайджанская национальная идея, был нанесен сильный удар по процессу этнонациональной консолидации. Национальные отношения начинают формально регулироваться персидской национальной идеологией, а в действительности антинациональной идеологией азербайджанской интеллигенции. Азербайджанцы были полностью обезоружены в идеологической борьбе. Персидская национальная идеология для обоснования консервативной, духовной и политической позиции персидской элиты и ее оправдания либеральную, реформаторскую, демократическую позицию Азербайджанской элиты расценивала как сепаратизм, тем самым, определив идеологический покров национальных отношений. Персы представлялись как защитники целостности Ирана (в действительности единовластие), а азербайджанцы как сепаратисты (в действительности имели цель создания более прогрессивных общественных отношений). В действительности это имела цель отдаления азербайджанской элиты от правления и одновременно ограничения сферы ее самостоятельной политической деятельности. Эта линия персидской правящей элиты осталась без внимания азербайджанских политиков и идеологов. Они пытались более точно защищать идею целостного Ирана и доказать свою принадлежность к иранству. Более прогрессивные азербайджанские идеологи, стоящие на высоком уровне развития, быстро усвоив идею национального государства (целостного, централизованного) начали готовить его идеологию. Персидская национальная идеология позднее стала известной как паниранизм.

В конце 1925 г. Реза хан объявленный шахом Ирана как представитель персов и персидской этнонациональной общности, по совету окружающих его националистических кругов в конце 20-х гг. начал внедрять программную часть вышеназванной идеологии.

Позиция занятая персидской элитой в обществе и ее роль общественной жизни не была достаточной для проведения политики ассимиляции в естественно-общественном русле.

Эта политика проводилась искусственными, насильственными методами и широко охватывала систему образования. Она не имела никаких необходимых и логических основ. Потому, что традиционно азербайджанцы получали образование на персидском языке. Однако инициативы организации учебных заведений на родном языке, издание учебников, показ спектаклей и т.д. пока не имели системный и последовательный характер. В таких условиях антигуманные, антитюркские, оскорбительные действия персидских чиновников в образовательной системе отражали их националистическую, шовинистическую позицию, в общем, характер и суть отношения персидской интеллигенции к азербайджанцам.

Но не долго продлилось единовластие персидской идеологии. Левые радикальные азербайджанцы, выступая за распространение левой (коммунистической) идеологии в Иранской общественной мысли, в 1927 г. в программе принятой на II съезде Коммунистической партии Ирана попытались определить суть национального вопроса и методы ее решения. В программе отмечалась полиэтничность Иранского государства, присутствие в стране национального вопроса и необходимость ее разрешения на основе демократических принципов - права самоопределения народов (1). Это было очень важным политическим, юридическим, теоретико-идеологическим шагом в формировании Азербайджанской национальной идеологии. Понятие тюркская нация как составная часть левой политической идеологии и право на самоопределение стало важной точкой опоры в формировании Азербайджанской национальной идеологии. До этого времени в Азербайджанском общественном сознании не встречалось научное понятие Азербайджанская тюркская нация. Однако часто в смысле населения использовались термины Азербайджанская, Тебризская и т.д. нация. То есть понятие нация употреблялось пока исключительно в социальном значении. В программе понятие тюркская нация отражало социальный, политический и этнический компонент. Также нужно отметить, что в Программе национальный вопрос, в том числе Азербайджанская национальная идеология рассматривалась как вопрос подчиненный основной цели. Поэтому не была продолжена разработка Азербайджанской национальной идеологии. Наряду с этим этот факт имел важное значение в обновлении Иранского общественного сознания и создании азербайджанской национальной идеологии.

Этот факт также важен с точки зрения определения субъекта национальной идеологии. Азербайджанская национальная идеология была создана и поддерживалась левыми радикальными идеологами. Это можно сказать, также о персидской национальной идеологии. Однако новая социальная, политическая идеология особо не влияла на развитие персидской национальной идеологии. Потому, что в составе левых сил, особенно среди идеологов представители персидской нации имели незначительную роль. Поэтому можем сказать, что азербайджанская интеллигенция была создателем как антинациональной и по сути персидской национальной идеологии, также демократической национальной идеологии.

Позже персидская национальная идеология была развита персидской и азербайджанской, азербайджанская (тюркская) национальная идеология азербайджанской демократической интеллигенцией. Этим в общественном сознании укрепилась персидская правящая национальная, азербайджанская демократическая национальная идеология. Персидская национальная идеология осуществлялась силами государства. Левая идеология связывала реализацию национального вопроса с разрешением социально-политических задач, что откладывалось на определенное время и не делалось ничего для его развития и широкого распространения. Поэтому идеологическая борьба не удовлетворяла развитие азербайджанской национальной идеологии.

Несмотря на это в Иранском общественном сознании укрепилась идея о том, что азербайджанцы являются отдельной нацией и имеют право на самоопределение. Другими словами, первые самые важные элементы структуры идеологии нашли свое отражение – это отношение к себе (самоидентификация) и программа обеспечения национальных интересов. Также нужно добавить, что несмотря на то, что левая идеология является общей идеологией и его носителями являлись азербайджанцы с левым уклоном, то она воспринималась как азербайджанская национальная идеология. Что и стало одной из причин для обвинения персидской правящей идеологией азербайджанцев в сепаратизме. Представители азербайджанского этноса, представленные в правящей политической и экономической элите для защиты своих интересов отвергали не только левую идеологию, но также демократическую азербайджанскую национальную идеологию, являющуюся его составной частью, тем самым заметно усиливали персидскую национальную идеологию. Все это оставляло национальные интересы азербайджанцев без защиты. Левые силы могли защитить национальные интересы только в демократических условиях в открытой форме.

Такие условия сложились летом 1941 г. после вторжения союзнических сил в Иран после отказа Реза шаха от власти в пользу своего сына. В новых условиях были освобождены политические заключенные, ослаб контроль над политической деятельностью, свободой слова, прессы, собраний. Персидские шовинистические чиновники сбежали из Азербайджана. Официально начали действовать левые организации (народная партия Ирана ), социально-политические организации с левым уклоном (Профсоюзы), новые СМИ и др.

Организованное в октябре 1941 г. общество Азербайджан за короткий срок, через свое издание, сформировав азербайджанскую национальную идеологию, попыталась ей придать совершенную форму. На страницах печати были подготовлены почти все элементы вышеназванной структуры идеологии (пусть поверхностно и схематично).

Азербайджанцы заявили о себе как об отдельной нации не имеющей никакой этнической связи с персидской нацией. В подобном случае азербайджанцы как отдельная нация также как персы имеют собственные интересы, которые требуют необходимой защиты.

Программная часть этой идеологии была относительно слаба определена. В основном требовалось увеличение статуса азербайджанского языка. Также нужно отметить, что в конце 1941- начало 1942 г. был легко разрешен вопрос о принадлежности азербайджанцев к тюркской нации, который не был решен азербайджанскими идеологами в начале 20-х гг. Вместо понятия тюркской нации была предложена идея азербайджанской нации, которая носила не только социальный, но также этнический аспект. Понятие азербайджанская нация была тождественной понятию азербайджанская тюркская нация, но в терминологическом смысле они отличались. Одновременно программная часть национальной идеи сформированной в начале 40-х гг. XX в. не смогла достичь уровня левой идеологии. То есть было поставлено требование разрешения вопроса на основе права на самоопределение. В начале персидские национальные идеологи, оказавшись в растерянности, не демонстрировали никакой позиции к сложившейся ситуации. Но с лета 1942 г. вновь активизировались шовинистические силы, некоторые представители азербайджанской интеллигенции начали служить персидской национальной идеологии. Х.Катиби в своей книге Азербайджан и Иранская единая нация (Azərbaycan və vəhdəte-milliye-İran ) вновь начал поддерживать идею единой нации. Нужно отметить, что книга была написана на относительно современном и высоком теоретическом уровне. Автор представил определенную характеристику понятия нация, учел сложившуюся этнонациональную обстановку. В книге отмечалась, что единая нация имеет определенные языковые группы.

Но вместе с тем доказывалась, что азербайджанцы с научной, исторической и перспективной точки зрения не являются независимой этнической общностью, а являются составной частью Иранской нации. По убеждению автора, понятие иранцы охватывает людей иранского гражданства, говорящих на персидском языке, принадлежащих к арийской расе. В книге особо отмечалась трехтысячелетняя история персов, единство персидского и мидийского происхождения, способность ассимилировать другие этносы. Автор также отмечает, что в древности иранцы обладали более сильным национальным (политической) и языковым (?!) единством(2).

Все это должно было служить укреплению мысли о необходимости ассимиляции азербайджанцев. Но книга, написанная в условиях формирования азербайджанской (тюркской) национальной идеологии не могла иметь особую силу. Потому, что уже азербайджанцы решительно разделяя понятие Иранская нация (политическая общность) от понятия персидская нация (этнонациональная общность) требовали правовое, этнокультурное (языковое) равенство.

Центральная власть, выступающая от имени персидской нации отвечала национальным требованиям практическими шагами. Весной 1942 г. была запрещена деятельность общества Азербайджан и его печатного органа газеты Азербайджан. Это было свидетельством того, что не произошли никакие изменения в национальной политике центральной власти и персидской национальной идеологии.

Созданием в 1941 г. Народной партии Ирана внимание левоцентристских сил к национальному, в том числе Азербайджанскому вопросу заметно ослабло. Разрешение национальных вопросов не объявлялись как одним из главных целей партии. Считалось, что это было связано с тем, что партия в основном состояла из персов. Но национальная политика центральных властей была изменчивой, она менялась и смягчалась под влиянием военных действий, особенно победами СССР.

В 1945 г. после завершения Второй мировой войны, в условиях всплеска национально-освободительного движения в мире, была организована Национально-демократическая партия в Южном Азербайджане и под его руководством в конце года было учреждено Национальное автономное государство, просуществовавший один год.

Анализ деятельность партии, Национального государства и прессы того времени дает основание сказать, что азербайджанская национальная идеология не только имела целостную и завершенную форму, также ее программная часть, была испытана.

В тот период персидская национальная идеология слабо противостояла азербайджанской национальной идеологии. Публиковались статьи и стихи некоторых азербайджанских персидских идеологов пропитанных антидемократической, паниранистской идеологией. Персидские идеологи в некоторых случаях, в какой то мере оправдывали азербайджанское национальное движение. Даже некоторые персидские паниранистские идеологи выдвигали версию о возможности разрешения в будущем Азербайджанского вопроса в пользу требований азербайджанцев. (3).

Еще раз отметим, что персидские идеологи не были способны бороться против азербайджанской национальной идеологии. Они были знакомы только способами запрета, наказания руками центральной власти. Если персы будут лишены власти, то они не смогут одержать победу в идеологической борьбе.

В 40-х гг. азербайджанская национальная идеология, выйдя из рамок системы радикальной левой идеологии, сформировалась как независимая, демократическая идеология. Одновременно ограниченность времени и возможностей не позволили равной разработки всех структурных компонентов идеологической системы. Например, в азербайджанском общественном сознании отмечались основные особенности этноса-нации, но в нем не нашло свое отражение необходимая информация о мировой и Иранской этнополитичсекой структуре, об истории Азербайджанского народа, культуре, социальной структуре, азербайджанском языке и др. были даны фрагментарные информации. Персы были представлены как отдельный этнос, но при этом не была дана информация о его исторических и основных свойствах, различие между понятием Иран, персидская этнонациональная общность не была всесторонне рассмотрена.

Программа и цели национального движения были более разработанным компонентом национальной идеологии. Но пока эта программа была направлена не на всех азербайджанцев, а на обеспечение национальных интересов только Южных азербайджанцев.

В персидской национальной идеологии редко встречалась объективная информация о персидской этнонациональной общности. Потому, что она сознательно отождествляла понятие Иран и персы, выступая из понятия Иранской нации. В отношении азербайджанского народа персидская национальная идеология сохраняла прежнюю позицию – азербайджанский народ не является самостоятельной этнонациональной общностью. С этой точки зрения персидская национальная идеология может быть характеризована как иллюзорное, лживое сознание.

Азербайджанское национальное правительство, лишенное в конце 1946 г. поддержки СССР пала от руки иранских властей и их зарубежных покровителей, азербайджанцы были утоплены в крови. После этого персидская национальная идеология немного активизировалась и пыталась обосновать мнение о том, что Азербайджанское национальное правительство не имела этнонациональные основы и была сформирована внешней силой.

О персидской национальной идеологии можно говорить, опираясь на национальную политику центральных властей. Точнее можно получить более полное представление о программном компоненте структуры персидской национальной идеологии на основе этой политики. Это была всесторонняя программа ассимиляции азербайджанцев. Сюда входили широкие мероприятия, ускоряющие ассимиляцию в экономических, политических, культурных, социальных сферах. Касаясь исключительно духовно-идеологических, культурных сфер, то здесь все внимание было уделено на доказывание того, что азербайджанцы ни историческом, ни культурном, ни языковом смысле не являются этнонациональной общностью. Для этого Университет учрежденный во время Национального правительства в столице Азербайджана Тебризе был избран научным центром. Университет должен был являться центром распространения персидского языка и заниматься научным доказательством отрицания азербайджанского этнического существования. Естественно азербайджанская интеллигенция, работающая в этом Университете или по принуждению, или ради конъюнктуры, или по своей антиазербайджанской позиции разрабатывали отношение к азербайджанцам как составная часть персидской национальной идеологии.

Азербайджанские идеологи абсолютно в неудобных условиях пытались развить национальную идеологию, пересмотреть цели национального движения выносить на передний план языковой вопрос. Одновременно освещение социальных, экономических, культурных проблем провинции Азербайджан в персоязычной центральной и местной прессе способствовало развитию социально - культурного элемента национальной идеологии. Носители персидской национальной идеологии представляющие свои позиции очень сильной, относительным ослаблением запретов на азербайджанский язык пытались

уменьшить влияние азербайджанской национальной идеологии.

До исламской революции 1978-79 гг. общее положение национальных идеологий, взаимоотношения между ними, борьба продолжалась в полном неравенстве. Также нужно отметить, что в идеологической борьбе легальной и нелегальной иранской оппозиции национальный, в том числе Азербайджанский вопрос или не имел место, или имел символический, декларативный характер. Это с одной стороны связано с приятием всех слоев общества идеологии Единая нация, с другой стороны с неправильной оценкой роли национального вопроса в политической борьбе. Наличие в Иране Азербайджанского вопроса не воспринималась серьезно. (4). Из персидской интеллигенции только Джалал Але-Ахмед в начале бывший членом Народной партии Ирана, потом подключившийся движению Третья сила, наконец занявшийся научно - публицистическим творчеством в общем объективно отражал этнонациональную ситуация в Иране, положение азербайджанской этнонациональной общности, суть проводимой против нее национальной политики, антидемократичной позиции персидской интеллигенции в национальном вопросе и необходимость разрешения азербайджанского вопроса на демократической основе (национально - культурная автономия).

Он отмечает, что запреты, возложенные на азербайджанский язык поворачивают азербайджанцев в сторону религии, способствуют их изолированию от культурной, политической, научной жизни; способствуют созданию не единства, а наоборот вражды. Але - Ахмед считал, что для разрешения азербайджанского вопроса нужно официальное признание право использования родного языка, Тебризский университет должен превратиться в национально-культурный, национально-научный центр (5).

Наконец, нужно отметить, что в условиях антидемократического, тоталитарного режима, несмотря на то, что не было условий для объективного, систематичного утверждения национальной идеологии и обмена идеологий, азербайджанская (тюркская) национальная идеология развивалась. Несмотря на сложности фиксирования национальной идеологии в письменной форме, она развивалась устно. Прежде всего, это было связано с ростом количества азербайджанской интеллигенции, уровня их подготовки, расширением круга интересов. Естественно продолжался информационный обмен, связанный с Азербайджаном и азербайджанским народом, расширялись и углублялись взгляды, представления об идеологии. Другими словами вопреки тому, что были ограничены проявления национальной идеологии как объективный культурный продукт, продолжался процесс созревания идеологов.

В книгах об Азербайджанской литературе, грамматики азербайджанского языка, фольклора в тезисах отражались некоторые принципы азербайджанской (тюркской) национальной идеологии. То есть, отмечалось, что азербайджанцы являются отдельным народом, азербайджанский язык в период правления Сефевидов (1501-1722) являлся официальным языком, подтверждалось существование азербайджанской нации и культуры, отмечалась необходимость его сохранения, осуждалась политика ассимиляции, отвергалась персидская правящая националистическая идеология. Также отмечалось препятствие социальному, экономическому, культурному развитию Азербайджана, указывалось на необходимость развития азербайджанского языка и культуры (6), осуждалась склонность азербайджанцев к ассимиляции, обосновывалась необходимость защиты азербайджанской нации и культуры, развитие исторического сознания.

Идея единства всех азербайджанцев (тюрков), возникшая в 40-х гг. в 60-х гг. превратилась в движение идея-мысль. Другими словами национальная идеология с уровня этнорегионализма поднялась на этнонациональный уровень (7). Азербайджанская интеллигенция тесно занималась определением программной части национальной идеологии – превращение идеи национально-культурной автономии и национального сознания в объект познания, вопрос определения отношения разных слоев азербайджанцев к национальной идеологии.

Впервые азербайджанская интеллигенция в эмиграции занимается созданием национальной идеологии, отвергает идею естественного исторического преимущества персидского языка, пытается точно определить количество азербайджанцев и этническую территорию, выдвигает программу разрешения национального вопроса (на основе модели бывшего Советского Союза), отмечает превращение национального вопроса в актуальную проблему Ирана, указывает необходимость демократических условий для развития национальной культуры (8).

Значит, идеологи формировались в стране, а идеология за рубежом. В результате этого в случае возникновения удобных условий национальные идеологи сразу активизируются. Поэтому, несмотря на то, что внешние признаки не совсем явно отличаются, но можно отметить, что национальная идеология во всех случаях развивается. Тоталитарный режим обращал особое внимание на запреть письменного распространения идеологии. Конечно полный запрет развития национальной идеологии невозможно, но отсутствует информация о попытках письменного нелегального распространения национальной идеологи азербайджанцев. Так как развитие идеологии было связано с деятельностью ограниченного количества интеллигенции, характер режима не мог серьезно повлиять на этот процесс. В таких условиях национальная идеология существует как составная часть субъективного мира ограниченного количества интеллигенции. Так как определенная социальная группа нуждалась в такой идеологии в случае созревания удобных условий идеи, выпушенные в информационный обмен сразу усваиваются.

Это подтверждается в многочисленных материалах азербайджанской интеллигенции о национальных отношениях в Иране, азербайджанском (тюркском) этнонациональном сообществе, национальном вопросе и о его программе опубликованных в период Исламской революции в Иране 1978-1979 гг. (9).

Как только начались революционные процессы, особенно после победы революции активизировались многочисленные идеологии в соответствии социальной, этносоциальной, региональной и др. структур страны. Среди них нужно отдельно отметить персидскую и азербайджанскую (тюркскую ) идеологии. Персидская идеология вынужденная отступить назад начала быстро деформироваться.

Продолжение следует...

Литература

1.Konqereye-dovvome-hizbe-kommuniste-Iran. Urmiyə, 1927, 24 c.

2. Mustafayev V.K. Azərbaycan qəzeti (1941-1942-ci illər) və azərbaycanlıların milli şüuru. Azərbaycan Elmlər Akademiyasının xəbərləri. Tarix, fəlsəfə və hüquq seriyası. 1991, № 1, s. 72-77.

3. Katibi H. Azrəbaycan və vəhdəte-milliye-İran, (Azəbaycan və İran milli vəhdəti), Təbriz, 1942, s.6, 19, 20-22, 28-31.

4.Cami. Qozəşte çeraqe-rahe-ayəndə əst (Kecmiş gələcəyə gedən yolun çırağidır), yersiz, ilsiz.

5.Mustafayev V. İran ictimai fikrinde Azərbaycan məsələsi (1947-1978), Güney Azərbaycan, jur. Bakı, 2005, № 3 , s.506.

6.Cəlal Ale-Əhməd. Dər xedmət və xəyanəte-rouşənfekran (Ziyalıların xidmət və xəyanəti haqqında), Tehran , İİ nəşri, 13471968,204-317.

7.Nəsibzadə N., Mustafayev V. İranda Azərbaycan dili – dövlət siyasəti və ona müqafimət.- Azərbaycan dili xaricdə (məqalələr toplusu), Bakı,1990.

8.Təbrizli Əli. Ədəbiyyat və milliyyət, Təbriz, 13601981.

9. D-r Pənahiyan M.Fərhənge-coğrafiyaye-milliyye-torkane-İranzəmin (İran türklərinin milli coğrafiya lüğəti), 1972-73, 1-4 cild; Z.M.(Zehtabi Məhəmmədtağı) Ayna zəbane-farsi be zəbanehaye-milliye digəre İran bərtəri darəd? (Fars dili İranın digər milli dillərindən üstündürmü?), 1972.

10. Mustafayev V.K. Cənubi azərbaycanlıların milli şüuru haqqında bəzi qeydlər. – Cənubi Azərbaycan tarixi məsələləri (Məqalələr vəcmuəsi), B. 1989, s. 175-194.

1 ноября 2010

Видади Мустафаев,
заведующий отделом Истории и экономики Ирана
Института Востоковедения НАН Азербайджана,
кандидат исторических наук

Источник - ethnoglobus.com
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1288594560


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх