Б.Мусаев: О ненасилии. Попытка рефлексирования. Часть 2-я 12:26 06.11.2010
О НЕНАСИЛИИ. ПОПЫТКА РЕФЛЕКСИРОВАНИЯ
"К сожалению, прошлое остается с нами….Каковы бы ни были достоинства насилия, ясно одно. Полагаясь на средства насилия, такие люди выбирают тип борьбы, в котором угнетатели почти всегда имеют преимущество". Джин Шарп.
Часть 2-я.
Итак, слово Вячеславу Ахунову.
Он подчеркнул сразу, что относительно названного феномена ненасилия в условиях нынешних порядков и строя жизни, надо говорить чисто этически, как морально - нравственном фоне, чтобы над этим наши соотечественники хотя бы начинали задумываться.
И далее продолжает, отталкиваясь от следующего тезиса.
Мы говорим о "ненасильственном несотрудничестве", как одной из форм сопротивления? Если это так, то я хочу кратко указать на исторические ракурсы по этому вопросу и исключительно для молодого поколения.
Напомню о понятии Сатьяграха. В Советском Энциклопедическом Словаре можно прочитать, что оно означает с санскр. буквально - упорство в истине. В Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в 2-х формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Разработана в начале 20 в М. Ганди (см. об этом указ соч., М. 1980, с. 1184).
Нельзя забывать, что принцип ненасилия и любви всегда базировался на религиозных основах. В определенных условиях этот принцип выступал как средство, в том числе, как средство для постижения человеком бога. Средство в гандизме - ненасилие и любовь, а условие - национальная независимость Индии. Общеизвестны слова Ганди: "Для меня единственно надежные средства знания бога - это ненасилие -ахимса -любовь-…Только свободная Индия может поклоняться истинному богу".
Налицо очевидность прямой, непосредственной связи между названными идеями и общественно - политическим устройством.
И если для Ганди "истина есть бог", то для постижения истины единственно надежное средство, это ненасилие и любовь. "Где бы ни возникала ссора, где бы вам не противостоял оппонент, - призывал Ганди, - покоряйте его любовью" (см об этом Махатма Ганди. Моя Вера в Ненасилие. // ж. Вопросы философии - 1992 - №3 -с.65).
Безусловно, должны нарабатываться результаты духовных исканий и опыт в области применения ненасилия. Если по Ганди, то основу политических принципов (а ведь мы подразумеваем активную политическую жизнь, которой лишены) должно составлять неуклонное нравственное совершенствование. Это является условием продвижения по пути истины. И истина (бог) должна "торжествовать" в ненасилии, поскольку ненасилие является коренным принципом политической борьбы, поскольку истина всецело приложима к политике.
Таким образом, по Ганди, должны быть "ищущие истину", борцы сопротивления, "обретшие глубокое чувство смирения".
"Ищущий истину должен быть смиреннее праха. Мир попирает прах, но ищущий истину должен настолько смириться, чтобы прах мог попрать его. И только тогда, а не прежде он увидит проблески истины. Истина и ненасилие являются синонимами бога" . По Ганди они (истина и ненасилие, а значит и бог - прим. В.А.).) взаимосвязаны с политикой и с возможностью использования в сугубо практических целях.
Помнить следует и об ахимсе или воздержании по нанесению живым существам какого - либо вреда. Таковое воздержание является главным принципом религии и философии джайнизма. В отличие от ортодоксальных джайнистов, озабоченных непричинением вреда, Ганди выдвигает проблему духовного вреда, благодаря чему главным объектом ахимсы уже выступает человек.
Таким образом, вера в ненасилие, которое отождествляется с ахимсой или категорией любви, приравнивается к вере в Бога, а путь истины рассматривается как путь ненасилия. Успех ненасилия обусловлен верой в Бога.
Вышеизложенное дает основание теперь рассмотреть и сравнить смысл двух понятий "ненасильственное сопротивление" и "пассивное сопротивление". В эти два понятия входит понятие "гражданское неповиновение". Мне кажется, "принцип ненасилия" отчасти из области религиозного освоения мира, религиозного опыта, и отчасти из области утопий.
На самом деле, давайте опустимся на нашу землю и подумаем.
Принцип "пассивное сопротивление" "работал" в советское время в виде плохо исполненной работы с многочисленным браком, прогулов, невыполнении заданий, плана, в скверном (формальном) исполнении указаний партии и т.д.
Наша страна находится в "идеологическом вакууме" - советский идеологический арсенал стал непригодным, а методы, которыми вбивается в массовое сознание плохое подобие идеологии ( вроде "Узбекистан - государство с великим будущим") остались прежние , как и схемы…А что сказать о стиле работы президента, его команды, включая правительство, которое на поверку оказывается и есть сам президент. Круг замкнулся. Говорят: "власть развращает". Можно и иначе выразиться: "Власть развращала, власть развращает, власть развратила". Она (власть) развратила самого носителя власти и тех, кто молчаливо способствовал созданию благоприятных условий для захвата власти и ее концентрации в одних руках.
Применительно к нашим условиям понятие "ненасильственное сопротивление" неприемлемо, как неприемлемо было в период Советской власти. Остается же в силе тактика "пассивного сопротивления". В данной связи по ассоциации мне в голову приходит история Индии, где принцип ненасилия моментально потерял силу во время ее разделения на два государства по религиозном признаку и в результате произошла индусско-мусульманская резня, приведшая к гибели сотен тысяч людей. Посмотрим на кровавые столкновения народов внутри одного тюркского этноса, которые духом не ведают о существовании в природе "принципа ненасилия". Наши народы, воспитанные в обществе, в котором повседневное насилие, бытовое "снизу" и со стороны власти, стало обыденной вещью, не способны и не могут ощущать, чувствовать и разуметь смысл самой идеи ненасилия. Даже больше. Перед лицом человеконенавистнической морали, произвола, вооруженного насилия кыргызских погромщиков (1990, 2010), узбекских погромщиков (1989) принцип ненасилия смотрелся бы нелепицей. В этом случае, на мой взгляд, допускается возможность вооруженного сопротивления против непосредственной угрозы фашиствующих молодчиков. Я говорю даже не о возможности, а насущной необходимости вооруженного сопротивления. Необходимость эта вызвана моральной деградацией части населения, которая сделала нас бесполезными свидетелями чинимых зверств, совершаемых моральными уродами, нелюдями, осмелившимися называть себя патриотами.
М. Ганди, рассуждая о принципе ненасилии и утверждая его, вкладывал в это понятие религиозно - этическое значение и смысл. Для нас же далеких от религиозных доктрин индуизма принцип ненасилия представляется фактически доморощенным понятием, если исходить от слова "ненасилие" в полном его значении и содержании. Должно полагать, что заменить насилие ненасилием можно только с помощью силы - жестким урегулированием в нашем случае, как, например, с Кыргызстаном. Это первый этап. Только следом правомерно будет говорить об отказе от взаимного насилия, постепенном переходе к политике ненасилия. Но, употребляя слово "ненасилие" и все с ним связанное, мы вновь столкнемся с фундаментальными религиозно - философскими и этическими принципами, на которых стоит этот феномен - принцип. Значит, это восстановление веры в Бога, отождествление веры в Бога с верой в доброту человека и служением его человечеству, высоким принципам …Это означает, что следует иметь в виду проведение общественно - экономических преобразований, направленных на ликвидацию социального неравенства. Только сытое общество с прекрасно отлаженной политико- экономической системой, где "работают" законы и граждане законопослушны, может позволить себе роскошь ненасилия.
Говоря же о ситуации внутри нашей страны, я могу лишь глубоко сожалеть, что у нас отсутствует патриотическая интеллигенция, которая стала бы катализатором процесса радикализации взглядов на нынешнее экономическое и политическое состояние страны, на роль власти, выступавшей и выступающей ныне в роли основного тормоза политической и экономической модернизации страны. Скажу больше. Эта власть, выполняет и роль надсмотрщика своего народа, несет в своем организме пороки и язвы, унаследованные от прошлого светского тоталитарного режима.
Я хочу сказать также, что пока не слышны голоса прогрессивных национальных деятелей, живущих в этой стране, а не за ее пределами, которые бы глубоко осознавали решающее значение единства и сплоченности народных масс, которые должны бороться с властью за свои права пусть даже методом "пассивного сопротивления"…Роль патриотически настроенной интеллигенции заключается в том, чтобы оказывать всемерную помощь народным массам в повышении их политического самосознания, пробуждать национальную гордость, человеческое достоинство, сказать, что пришло время выйти из состояния раба власти и стать хозяином, нанимающих в свое услужение народных представителей власти - политических менеджеров.
Отсутствие дальновидных национальных лидеров - беда этого государства и страны.
После обретения статуса независимого государства, общество хронически "болеет" Недомогания его от отсутствия умных, толковых, высокообразованных идеологов, которые бы создали концепцию независимого развития страны, стратегические программы…, способных стать подлинными катализаторами процесса переоценки всего того, что мешает, встало на пути ее истинного обновления… Впрочем, в условиях утвердившегося авторитарного стиля правления мои рассуждения выглядят сказкой.
Подводя итоги сказанному и, не отвлекаясь от предмета нашего разговора, точнее, главного вопроса: возможно ли в Узбекистане применение "принципа ненасилия", я бы еще отметил следующее.
Когда законы работают, когда законы соблюдаются неукоснительно всеми, включая и верховную власть, власть на уровне всех звеньев, тогда возможен путь, где "принцип ненасилия" найдет место, осуществится в реальности, а не станет выглядеть очередной утопией. То есть, фактически "здесь и сейчас" речь может идти о такой нормальной стране, которая экономически и политически развита. Увы, это пока не о нас!
Мы столкнулись с обстоятельствами, указывающими на полное отсутствие правовых норм, с несоблюдением законов страны всеми без исключения гражданами. Пример всем, не трудно догадаться, подает первое лицо государства, попирая, в частности, закон о выборах. Дальше по цепочке следуют чиновники, отравляя "заразительными" примерами широкие народные массы. Народ знает, откуда у чиновников неслыханные богатства и желает наладить свою личную жизнь подобным же образом. Отсюда объяснение истоков корпоративной и иных видов коррупции. "Верхи" и "низы"…
Узбекистан достиг политического и экономического дна. Кризис власти и экономики, аморальность, упадок искусства, науки, просвещения… Неизвестно, сколько мы продержимся на дне. Куда еще, больше некуда падать…
Материал Вячеслава Ахунова подготовил и передал Бахадыр Ф. Мусаев.
04. 11. 2010 Ташкент.
|