В.Инюшин: Инопланетный синдром человека и казахстанская фантастика 21:47 06.11.2010
ИНОПЛАНЕТНЫЙ СИНДРОМ ЧЕЛОВЕКА И КАЗАХСТАНСКАЯ ФАНТАСТИКА
Сначала некоторые размышления о фантастике. Фантастика имеет свои корни в сказках, легендах и мифах. Как только появлялись сгустки психики после страшных катастроф: оледенение, удары небесных тел (метеоритов и комет), извержения вулканов, землетрясения, страшные эпидемии от невидимых вирусов и бактерий, так появлялась фантазия, воображаемый мир будущего. В этом воображаемом мире человек приобретал символ творца, властелина, борца против зла и за вселенскую справедливость. Такие образы схожи как у индейцев майя в Америке, так и у кочевников Евразии, и жителей дремучих лесов Европы. Космические силы и образы доминировали в легендах и сказках. В 19-м веке ярко вспыхнула звезда великого французского писателя Жюля Верна, который фактически основал научную фантастику. В основе его книг лежала уверенность в научно-техническом прогрессе (полеты на Луну, подводные лодки, познание глубин Земли и т.п.). Все это писалось на фоне успехов "века пара и паровых машин", зарождения электрической эры в развитии цивилизации. Однако будущее предсказывалось за счет воображения, интуиции, когда мозг человека извлекает из физического вакуума события и образы, технические схемы, которые будут созданы в будущем – нашем реальном мире. Замечу, что стрела времени в физическом вакууме направлена в противоположную сторону стреле времени нашего реального мира – вот реальный механизм удивительной прозорливости фантастов, в том числе и Жюля Верна, Герберта Уэллса и других, такую оценку мы даем после прочтения их книг. Нужна ли сейчас такая литература – от сказок до научной фантастики? Я считаю, что она необходима. Формирование мозга человека и его креативной активности невозможно без базиса, построенного на художественной и научно-фантастической литературе. Компьютеризация наряду с большим положительным эффектом несет очень тревожные результаты в будущем: потеря креативности мозга Человека. Вот почему я с большим интересом прочитал повесть Орынбая Жанайдарова "Вскрытие инопланетянина", рассказы В. Мосолова и Б. Мнажат-дина, предлагаемые читателям "Простора". Структура построения повестей, пьес и рассказов имеет свои уникальные особенности, которые обусловлены манипуляциями со временем. Смешиваются прошлое, настоящее и будущее, т.е. с высоты настоящего автор управляет прошлым и создает будущее. Особенно это видно на примере судеб Сакена и Ильяса. Они были участниками небывалого социального эксперимента на одной шестой части суши. Такой эксперимент проводился без учета пси-структуры человека, групп людей, целых социальных слоев, как, например, крестьянство. Социальный эксперимент, название которого "коммунизм", строился на миллионах жертв гражданской войны, коллективизации, индустриализации, второй мировой войны и т.д. Именно в этот период выживали те люди, которые имели суперустойчивую точку духовной сингулярности. Такой точкой обладал наш герой Сакен в условиях социальной изоляции, на скалистом берегу Ледовитого океана, работая на небольшом маяке в холодных условиях, он сохранил человечность. Незримая нить человечности через космические структуры соединяет нас с инопланетными цивилизациями. Такие цивилизации могут быть представлены в виде структур физического вакуума, структурной плазмы – четвертого состояния вещества. Однако мы видим их часто с помощью преобразовательной способности мозга в виде привычных образов. Так Сакен и Ильяс вошли в летающую тарелку и увидели инопланетянина, он был похож на ребенка. Интересно, что в начале двадцатого века в Торгайском крае не раз видели инопланетян в кожаных перчатках и шлемах со стеклянными очками, которые приземлялись в Торгайской степи на аппаратах, похожих на дирижабли. Именно в этот период немцы использовали дирижабли на фронтах первой мировой войны для бомбежек и наблюдений за артиллерийским огнем. В 60-70 годы 20 века инопланетные корабли управлялись инопланетянами, одетыми в скафандры и костюмы космонавтов. Все эти факты документированы в различных донесениях в официальные органы управления тех времен. Следовательно, сходство с человеком инопланетянина – это, возможно, лишь свойство человеческого зеркала – отражать неизвестную действительность. Наука пытается доказать, что инопланетяне посещают нашу Землю в особом состоянии вещества, в виде структурного вещественного вакуума. С другой стороны, большинство ученых считают, что вера в существование инопланетян – это результат издержек нашей культуры. Человек сейчас знает кое-что о многочисленных явлениях в окружающем мире. Такие кирпичики знаний часто используются для построения фантастических схем, коллизий, в том числе и с инопланетянами. Такой скептицизм был относительно "Наутилиуса" Жюль Верна, полетов на Луну в снаряде и т.д. Многие ученые называли это пустыми идеями, не имеющими никаких научных оснований. Прошло сто лет, и дизельные и атомные подводные лодки бороздят весь Мировой океан. Ракеты с мыса Канаверал, с Байконура и Плисецка запускают космические объекты даже за пределы Солнечной системы, во Вселенную… Телескоп Хаббла доставляет на Землю фотографии галактик, расположенных на окраинах мироздания. Была или не была аварийная посадка летающей тарелки в одном из штатов США в 1947 году, до сих пор остается тайной, т.к. фактический материал отсутствует. Собран кое-какой фактический материал о Тунгусском метеорите 1908 года. Однако никто не может отвергнуть гипотезу инопланетного корабля, потерпевшего катастрофу в восточной сибирской тайге. Кстати, О. Жанайдаров еще в 1989 году ездил к месту взрыва на реке Тунгуске и написал об этом поэму "Тунгусский метеорит". Очень интересная сюжетная линия в повести "Вскрытие инопланетянина". Строители новой социалистической цивилизации Сакен и Ильяс попадают в мясорубку репрессий, но выживают и встречаются на диких берегах Ледовитого океана. И там знакомятся с внеземной цивилизацией, крупицы которой уже были и в них. Вот почему они в начале 40-х годов прошлого века через инопланетянина, которого они назвали "Бейимбетом", восприняли тревогу ядерной катастрофы. В Кремле еще не было принято решение, где будет ядерный полигон в СССР, а инопланетянин хотел уничтожить ядерные боеголовки в штате Невада, его озабоченность передалась Сакену и Ильясу. Они садятся в космический корабль и вместе с инопланетянином летят к западным штатам Америки, где и погибают, но оставляют след в душах народа Казахстана. Что позволяет остановить ядерное безумие в стране уже в начале 90-х годов прошлого века. Фантастика? Конечно, да. Но доказать обратное невозможно, т.к. энергетические связи с космосом и Землей очень многообразны. Мог ли подвиг Сакена и Ильяса повлиять на отказ страны от ядерных испытаний и ядерного оружия – остается вопросом, на который нет ответа. Сначала вызывает удивление название повести "Вскрытие инопланетянина". До этого автор фигурировал в своих произведениях, в стихах, пьесах и повестях, вышедших в сборнике "Сны на рассвете" (2004), образами Христофора Колумба, Чокана Валиханова, написал книги казахских мифов и легенд, а теперь обратился к материалам академика Г. Тихова, в годы Великой Отечественной войны из алматинской обсерватории направлявшего свой телескоп на Марс… На первый взгляд кажется, что это сюжетный винегрет, нет никакой связи между предыдущими повестями и рассказами, и лишь потом возникает понимание, что в недрах психики наших героев заложены "инопланетные зерна", которые, прорастая, меняют траекторию их судьбы в сторону космоса. Или можно проще выразиться, сказав, что это единство сюжетов, т.е. каждый герой сам в себе вскрывает инопланетянина. Причем "вскрытие" не надо воспринимать как действие патологоанатома. Нет! Это очень сложный духовный процесс, который очень трудно довести до конца. Можно начать "вскрытие" и улететь в ОЭА и Турцию, мечтая о призрачном счастье ("Полет ночной бабочки"), и совершенно неожиданная ситуация, когда простая пешка становится королевой, здесь тоже можно подозревать частичное "вскрытие" инопланетного духа (повесть "Битва под Шахматстаном", опубликованная в "Просторе" в 2009 году). Неслучайно Колумб "горел" идеей открытия западных материков, и возникает вопрос: откуда был этот внутренний "источник горения"? Возможно, это тоже космические источники. Сейчас идут очень интенсивные дебаты по поводу происхождения человека. Так, академик В.П. Казначеев считает, что Человек и вообще жизнь на Земле космического происхождения. Я полностью согласен с ним. В рассказе В. Мосолова "Оно" есть сюжет о снежном человеке, йети – реликтовом гуманоиде, который, возможно, обитал или обитает в Алтайских (считай, Алатауских) горах. А почему бы и нет! Космизм, мечты о космосе объединяют нас всех. Об этом писал великий русский космист Николай Федоров. Его принципы сыновнего долга вызвали огромный интерес у таких великих мыслителей-писателей, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, а его книга "Философия общего дела" впервые была опубликована в городе Верном (Алматы) в 1904 году. Случайно это или нет, пусть об этом подумает наш читатель. Случайно или нет академик Г. А. Тихов оказывается в Алма-Ате в период войны и изучает Марс и создает астроботанику – начало космической биологии. Я помню доклады по астроботанике ученика Г.А. Тихова доцента Суворова из пединститута им. Абая. Было ли ошибкой открытие зеленых каналов Марса или нет, об этом мы узнаем лет через двадцать, после полета людей на Марс. В подборке имеется рассказ перспективного прозаика Бауыржана Мнажат-дина "Кобыз прорицателя", в котором казахстанская история, настоящее и будущее связаны мелодией древнего музыкального инструмента, уводящего нас к легендам о прорицателе Коркуте. Безусловно, авторам фантастических повествований, публикуемых в "Просторе", удалось осуществить "вскрытие" инопланетянина в человеческих душах. С древних времен многие люди страдали и страдают инопланетным синдромом. Результатом этих страданий являются наши человеческие, творческие достижения и устремленность человечества в космическое пространство, полет Ю.А. Гагарина и многое другое. Более того, человек сейчас пытается создать для себя щит от угрозы космических катастроф (метеориты, кометы, "черные" дыры и т.п.). Интеллект человека, пронизанный светом космоса, способен на десятки миллиардов лет обеспечить развитие совершенно новой галактической цивилизации. Пока это область фантазий и воображения космического человека, и пусть мы здесь недалеко ушли от древних шумеров и греков, но огромные, поистине космические просторы казахстанской степи, космодром Байконур, наша новая столица Астана, наши мечты устремлены в будущее. К сожалению, в подборке фантастических рассказов нет произведений казахоязычных фантастов А. Мархабаева, Ж. Сахиева, Р. Бектибаева и других, но это, видимо, связано с трудностями перевода этого своеобразного жанра. Думаю, что публикация в журнале "Простор" новых научно-фантастических рассказов даст пищу для размышлений читателям, которые, несомненно, зададут времени новые вопросы. Хочется пожелать авторам и журналу "Простор" новых творческих успехов в этом направлении.
журнал "Простор", №4, 2010 Виктор Инюшин Доктор биофизических наук, профессор
|