Х.Мирсаидов: Синдром чинопочитания, или история авторитаризма в Таджикистане 09:10 07.11.2010
Синдром чинопочитания, или история авторитаризма
Почему в нашем обществе так развиты подхалимаж и чинопочитание? Рассуждают эксперты.
Речи чиновников любого ранга на всех мероприятиях начинаются с цитирования президента. В регионах с каждым приездом главы государства на улицах городов вывешивают все новые его портреты. К примеру, в самом центре Худжанда висит огромный портрет Эмомали Рахмона. При этом власти Согдийской области умудрились повесить его на лицевой стороне жилого дома. Примечательно, что на плакате ранее была цитата: "Здоровье нации – бесценное богатство", а жители 18 квартир, окна которых закрывает этот плакат, уже шестой год не видят солнечных лучей.
Несмотря на запрет Эмомали Рахмона организовывать ему пышные встречи, чиновники продолжают отрывать детей от занятий и заставлять их читать стихи при встрече лидера нации, сыпать лепестки роз под ноги и стоять целыми днями вдоль дорог, чтобы помахать флажками во время проезда президентского кортежа. Складывается такое ощущение, что чиновники служат не народу, слугами которого они по идее должны являться, а только президенту.
Возможные причины такого феномена мы попытались найти в истории таджикского народа. И вот что в интервью "АП" рассказал доцент кафедры древней и средневековой истории Таджикского национального университета Сайфулло Муллоджанов.
Нецивилизованная цивилизация
- В народе бытует мнение, что чинопочитание связано с нашими исламскими традициями. Однако к исламу это не имеет никакого отношения. Из исторических фактов нам известно, что когда арабы и Иран стянули друг против друга войска, перед началом битвы арабский посол прибыл в полевой лагерь иранского шаха с требованием принять ислам либо воевать с арабами. Посол арабов подъехал на верблюде буквально к палатке шаха, а зайдя, присел рядом с ним. Этим самым он нарушил придворный этикет, и охрана шаха выкинула посла из юрты, заявив, что посол должен был приклониться перед шахом и просить принять его. Арабский посол в ответ заявил, что считал персов цивилизованным народом, однако это оказалось далеким от действительности. Также он отметил, что человек не должен склонять голову перед человеком. Это первый случай, когда кочевой народ столкнулся с большой цивилизацией, и первое, что им бросилось в глаза – это чинопочитание.
С приходом ислама жизнь в регионе коренным образом не изменилась, так как арабы быстро смешались с местным населением и вскоре их традиции ушли в небытие. В регионе вновь силу набрали доисламские традиции. Через 150 лет уже в регионе царствовали Саманиды. В народе говорят, что Саманиды возродили наши доисламские традиции, и одной из главных из них является именно чинопочитание – уважение и преклонение перед шахом, его визирями, работодателями и хозяевами. Еще один элемент нашей культуры, благодаря чему у нас появилось чинопочитание – это наша поэзия. Традиции чтения стихов опять же начинались при дворе эмиров. К примеру, стихи "Буи джуи муллиен" Рудаки опять же были написаны, только чтобы вернуть эмира в город. Даже после Саманидов стихи в основном сочинялись при дворе и только для эмиров. Каждый, кто хотел, чтобы его стихи были признаны в обществе, приходил к эмиру и читал. Только редкие поэты могли сочинять стихи, в которых высмеивали эмиров. Все остальные писали только хвалебные оды.
Когда в регион пришли Сельджукиды и взяли войной Хорасан, здесь правили Газневиды, которые, несмотря на тюркское происхождение, также приняли традиции коренного народа и сохранили придворный этикет времен Саманидов. В то время один из придворных служителей ревностно заявлял, что с приходом Сельджукидов придворный этикет исчез полностью. Двери комнаты эмира всегда были открыты, и каждый в любое время мог зайти к нему, высказаться и так же спокойно уйти.
Культ амира Олимхона
В 19-м веке в центральноазиатский регион пришла Россия. Русские ученые много писали о менталитете нашего народа и часто высмеивали придворные традиции Бухарского эмирата. В это время традиции чинопочитания и создание культа личности достигли невероятных размахов.
Придворные преклонялись перед даже еще не родившимся ребенком эмира. Последнего эмира Бухары, амира Олимхона, почти никто не называл по имени. Свита обращалась к нему: Джаноби Оли (Ваше превосходительство), Шариатпанох (Хранитель исламских законов) и т.д. Даже на штандарте эмира Бухары была надпись: "Эмир - тень бога на земле".
Во всех цивилизованных странах интеллигенция находится в оппозиции правительству, так как всегда хочет новых реформ и изменений к лучшему. В наших странах все обстоит по-другому. Здесь всегда есть повод похвалить власть. Когда амир Олимхон издал указ о незначительных реформах в правлении, интеллигенция, взяв в руки флаги, начала благословлять эмира за столь мудрые решения.
Во времена СССР чинопочитания стало значительно меньше. Однако даже советская власть не смогла искоренить наши древние традиции. Восточное чинопочитание часто высмеивалось в выходившем тогда журнале "Хорпуштак" ("Ежик"). Во время одного из Ученых советов в Москве представитель Таджикистана начал свою речь опять же с хвалебных слов. Его московские коллеги в ответ заявили: мол, "свое восточное подхалимство можешь проявлять у себя в Центральной Азии – а здесь надо показывать свое образование и говорить по существу".
Чиновники служат одному человеку
Чинопочитание и создание культа личности всегда имело место в политической культуре таджикского народа, утверждает политолог Абдулгани Махмадазимов.
- Жизнь, свобода и частная собственность – это главные принципы западной жизни, которые позволяют людям жить свободно и отстаивать свою точку зрения. А у нас не было частной собственности, так как вся собственность была в руках властей. Чем больше человек находился в высших иерархиях власти, тем больше доступа у него было к собственности.
У нас все правители были авторитарными. После раздела Халифата на две части: имамат – правление духовного лидера и султанат – правление эмиров, мы выбрали второй вариант.
Связывать будущее целой страны с одним человеком, даже если он ответственный человек, считаю ошибочным. Политическая история более 2 тысяч лет и порядка 25 государств, в которых жили таджики, свидетельствует об этом. Сейчас мы должны от почитания лидера нации перейти к почитанию закона. Только в этом случае наше государство сохранится еще на несколько столетий.
04.11.2010
Хайрулло МИРСАИДОВ, специально для "Asia-Plus"
|