Я.Норбутаев: Пей до дна! Водные лимиты Узбекистана 00:18 09.11.2010
Пей до дна!
За свадебным столом в чертогах знойной женщины мадам Грицацуевой Остап Бендер произнес возвышенный тост - "За народное просвещение и ирригацию Узбекистана!". Выходит, что даже в те далекие времена для нашей солнечной республики проблема орошения сельскохозяйственных угодий уже была крайне актуальной. Вот и сегодня агентство "УзА" посвятило данному вопросу на редкость злободневный материал, и, что удивительно, к тому же - правдивый. "Обсуждены вопросы рационального использования водных ресурсов" - такой у него заголовок.
5 ноября в Ташкенте прошел очередной "круглый стол". Эх, уж очень мне нравится такое название! К этим одушевленным "столам" так и тянет обратиться красиво и чинно, как один из героев Чехова к старому шкафу: - Дорогой и многоуважаемый "стол"! Почему? Да хотя бы потому, что на этот раз "стол" был организован (или накрыт?) Комитетом Сената Олий Мажлис Республики Узбекистан по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии. Участниками застолья кроме сенаторов были также высокопоставленные чиновники из соответствующих министерств и ведомств, специалисты-аграрии, ученые, представители СМИ.
Для начала, как принято, были отмечены значительные достижения в развитие водохозяйствования. Было подчеркнуто, что "коренное реформирование" данной отросли успешно проводится по инициативе и под мудрым руководством… Кого? Ну, конечно же, Нашего Президента.
Отмечалось также, что за годы независимости в стране было принято значительное количество нормативных актов направленных на дальнейшее "улучшение" и "углубление", а также организован специальный Фонд. То есть законотворцами были созданы все условия для целенаправленной и плодотворной работы тружеников полей.
Благодаря тому, что десять лет назад в водном хозяйстве республике был осуществлен переход на "лимитированное водопользование" средний водозабор снизился с 13 тыс. м3/га до 12,2 тыс. м3/га. Однако, "вместе с тем" и "наряду с этим" - у нас имеют место отдельные… Так в некоторых областях республики данный показатель сегодня составляет от 14,0 до 18,0 тыс. м3/га. Вот тебе и "снижение непроизводительных расходов"! Как же понимать в таком случае действенность установленных "лимитов", если кое-кому у нас порой таки удается забирать воды гораздо больше чем положено?
Говорят ли вам о чем-нибудь приведенные цифровые показатели? В Израиле, например, они составляют 5,6 тыс. м3/га. или, с учетом естественных осадков – 10,4 тыс. м3/га. Привожу эти цифры не ради того, чтобы показать отсталость узбекских аграриев, удельные урожаи не сравниваются, а исключительно для оценки масштаба. Участниками дискуссии также было отмечено наблюдающееся в последние годы увеличение расхода воды на коммунальные нужды в связи с естественным ростом населения, которое составляет 16-20 млн. м3/год. При среднем приросте населения Узбекистана в 300 тыс. чел./год (т.е. около 60 м3 воды на чел./год), данный показатель можно считать вполне приемлемым. В том же Израиле он равен 56,6 м3/год.
По итогам обсуждения рыцарями круглого стола были приняты соответствующие рекомендации. Необходимо продолжать совершенствовать нормативно-правовую базу; еще более эффективней использовать водные ресурсы; активней внедрять водосберегающие технологии; воспитывать у населения бережное отношение к воде. Есть ли у тебя, уважаемый читатель, возражения по данному решению? Возражений нет. Все сказанное – абсолютно верно! Жаль только, что на данном "столе" (или "за столом"?) не присутствовал Наш Президент. Уж он-то наверняка добавил бы к вышеуказанному что-нибудь особенно правильное. Например – следует выводить новые сорта хлопка, такого, который "просит" воды только самую-самую малость. И еще жаль, что нет у нас своего Мичурин-бобо… Участники "стола" разошлись по рабочим местам, а нам с вами предстоит сделать свои выводы. Но прежде…
В прошлом месяце автор этих строк дал интервью одному российскому глянцевому журналу. В качестве приложения к нему (к интервью, а не к автору) редакцией были представлены некоторые цифровые показатели, касающиеся государственной казны Узбекистана. Источником назван последний выпуск "Справочника ЦРУ", CIA World Factbook.
$5.96 млрд. - запланированные доходы в бюджет - 2010 (без учета доходов от государственных целевых фондов). $6.24 млрд. – расходы. Около $4 млрд. – общий внешний долг государства по состоянию на 31 декабря 2009 года. $700 млн. Узбекистан задолжал России. $160 млн. заложено на содержание государственной власти, управления и судов. На $12 млрд. в 2009 году Узбекистан экспортировал хлопка, золота, природного газа, минеральных удобрений, металлов, продукции текстильной и пищевой промышленности, автомобилей. В своих недавних поздравлениях труженикам полей и всему народу Узбекистана президент Каримов отметил, что доход от хлопководства в нынешнем году превысит 2 триллиона сумов. Это означает, что данная отрасль является одним из главных столпов, на которых держится вся экономика республики.
Теперь можно приступить и к формулированию выводов. Во-первых. Существующая система возделывания хлопчатника в Узбекистане достигла своего естественного предела развития, в первую очередь по причине ограниченности поливной воды. Это означает, что путем дальнейшей интенсификации бОльших результатов получить практически невозможно. Как в части повышения урожайности, так и за счет увеличения посевных площадей. Также следует констатировать тот факт, что практикующаяся ныне политика уменьшения непроизводительных расходов поливной воды ощутимых результатов не принесла.
Во-вторых. Не следует надеяться на то, что нынешний рост цен на хлопковое волокно будет продолжаться сколько-то длительное время. За подъемом обязательно последует спад и тому есть объективные причины, подтверждающиеся недавними примерами. Российские политики не так давно поголовно были убеждены, что рост цен на углеводородное сырье будет продолжаться бесконечно или, по крайней мере, стабилизируется на довольно высоком уровне. Мы – великая энергетическая держава, такое можно было слышать со стороны первых лиц государства. Ну, и что из этого вышло? Аналогичная ситуация создалась и в сегодняшнем Узбекистане. Что бы ни было, но хлопок нас всегда выручит, он наше истинное богатство! Хлопок – наше стратегическое сырье! Страусиная политика. На самом же деле потенциал роста в области хлопководства полностью исчерпан, впрочем, это касается и других сырьевых областей экономики. Пусть даже будет принят еще с десяток-другой новых законов направленных на "дальнейшее углубление", все равно проблема от этого не разрешиться.
Участники "круглого стола" получили по данному вопросу исчерпывающую информацию, но вместо выработки конкретных решений ограничились лишь абстрактными рекомендациями. И безо всяких "круглых столов" предельно ясно, что если уже сегодня не начать коренную перестройку всей системы выращивания хлопка, то катастрофа может произойти уже завтра. Если только не опоздали. Вывод – резервация нынешней организации сельского хозяйства представляет реальную угрозу для самой государственной системы.
Неужели узбекские сенаторы не осознают этого? Пожалуй, они все понимают прекрасно, но также понимают и то, что для нормализации сложившегося положения необходимо радикальное политическое решение, которое может принять только один человек в стране. И Исламу Каримову тоже все понятно. При этом ему также ясно и другое – реальная модернизация в сельском хозяйстве возможна только в случае самых решительных изменений всей политической системы. Но, как говорят в Одессе, – "Ему это надо"? Le mort saisit le vif?
Нынешняя же "узбекская модель" развития экономики показала, что она уже, по сути, давно мертва, и не способна к самоусовершенствованию. Точнее так – "паразитическая, загнивающая и умирающая". Лучше не скажешь.
Римская империя времени упадка – все понимали, что крах неотвратимо приближается, но никто не желал и пальцем пошевельнуть для предотвращения грядущей беды. Такое вот сравнение напрашивается. Никто из гордых патрициев не представлял тогда, что не пройдет и полгода, как сами они будут ночевать в ямах для нечистот, а по темным улицам Вечного города будут бродить волки.
И потому я отказываюсь произносить тост за "ирригацию Узбекистана". Уж лучше, как сказал Поэт, выпью …
"…Я пью за бискайские волны, за сливок альпийских кувшин, За рыжую спесь англичанок и дальних колоний хинин.
Я пью, но еще не придумал – из двух выбираю одно: Веселое асти-спуманте иль папского замка вино". Ядгор Норбутаев
|