Р.Иброхимов: Таджикский "хай" или почему мы такие? 07:00 17.11.2010
Таджикский "хай" или почему мы такие?
Идешь по столичным улицам, смотришь местное телевидение, читаешь таджикские газеты и думаешь: "Ну, что у нас за народ?!". А народ у нас самый обыкновенный, только у него была своя история, которая, в конце концов, сделала его таким, каким сделала.
Мы попытались разобраться в первопричинах.
Безразличие
В нашем дворе всегда людно. На лужайках, в арыках, у тандыра целыми днями сидят барышни. Вечерами двор пополняется и мужчинами. Так что, дети всегда у взрослых на глазах. Но, это не мешает им делать все, что угодно: ломать деревья, разбрасывать мусор, драться, материться.
- Ты, посмотри что делают?! - говорю я кому-нибудь из соседей.
- Что? А? Дети что ли?
- Ну да!
- Аааа, ну, хай… Пусть.
- Куда родители смотрят?
- Родители? А хай, мне-то что?
И такая реакция на все. Ну, или почти на все…
- Нет, эту черту я бы не отнесла к исконно таджикской, - говорит доктор философских наук Зарина ДИНОРШОЕВА.
- Сейчас и западное и восточное общества болеют тотальным безразличием. Это связанно с ритмом жизни: научно-технический прогресс, техногенная цивилизация привели к изменению темпа жизни - он ускорился, у людей не остается времени для общения, каждый зациклен на своих проблемах. Происходит отчуждение человека от человека, мы становимся чуждыми друг другу, даже в семьях. Это и есть негативная сторона прогресса. Экзистенционалисты говорили об этом еще в начале 20 века, после Первой Мировой. Более или менее в наше время повторились те же самые события: развал Союза, гражданская война. Их последствия такие же: каждый нацелен на решение своих собственных задач, никому нет дела до всего остального. И потом, система ценностей формируется в обществе в зависимости от общественного бытия. Например, при социализме главный лозунг был - "один за всех и все за одного". Воспитывалось чувство коллективизма, так как основа социалистического строя - общественная собственность. Но теперь, когда основой капиталистического строя является частная собственность, развивается уже не коллективизм, а индивидуализм. Сформировались другие ценности: "семеро одного не ждут", "каждый сам за себя". Отсюда и безразличие. Идет отчуждение человека от человека, и отчуждение человека от общества вообще.
Подобострастие
Как-то из-за рубежа приехал в Таджикистан один "товарищ" – бизнесмен. Человек богатый и с определенным положением, с замашками имперскими, которые, впрочем, нашими были восприняты на "ура". Перед его приездом в офис по коридорам носились испуганные сотрудники, у каждого на лице играла дурацкая улыбочка и у каждого тряслись руки. Когда "товарищ" приехал, все вытянулись перед ним по стойке смирно, а местный помощник с выпученными глазами как-то неуклюже, в полусогнутом состоянии, на цыпочках бежал позади него и тихонько что-то напевал в ушко. "Товарищ" же с дороги был голоден и поэтому сразу уселся за накрытый, специально для такого случая, стол. Руками, на куски разорвал курицу, и как-то совсем не по-королевски, стал уплетать жареное мясо за обе щеки. С его губ потек куриный жир и едва не испачкал дорогой костюм. Местный помощник, все в том же согнутом положении, аккуратно, вытер белой салфеточкой подбородок "товарища". И на всякий случай еще раз улыбнулся…
Морщись – не морщись на такое поведение, но если бы не оно, вряд ли мы бы сейчас на эту тему вообще рассуждали. Мы, в смысле - таджики.
- Так получилось, что наш народ всегда был частью какой-либо державы, - говорит Зарина Диноршоева, - в таких условиях маленькой нации приходится выживать. Иногда выживать за счет подобострастия. Никто ни на что не претендовал, самое главное – выжить. Так что благодаря этой черте мы сохранили свою нацию, не растворились в других народах. Конечно, можно было бы поднять бунт, но итог бунта был бы один: уничтожение.
Гостеприимство
Эксперимент: уезжаем в дальний кишлак, где нет ни одного даже мало-мальски знакомого человека, становимся в центре и ждем. Не пройдет и 15 минут, как подойдет кто-нибудь из жителей, для вежливости поинтересуется: "гость?". Получив положительный ответ, поведет к себе в дом. По дороге обязательно крикнет кому-нибудь из сельских мальчишек, чтобы он побежал вперед и предупредил хозяйку, что идут гости. Когда мы подходим к дому, нас там уже ждет аккуратно расстеленный дастархан, и выставляется все самое лучшее.
Такой эксперимент можно проводить по всей территории нашей страны. И везде результат будет один и тот же…
Философ З. Диноршоева говорит, что это замечательное поведение мы получили из-за того, что позже вышли из родового, патриархального строя. Так что у нас еще все впереди.
- Запад вышел из этого строя быстро. Посмотрите на формации Маркса: от рабовладельческого строя сразу к капитализму. Запад еще в 17 веке перешел к капиталистическим отношениям, Восток только в 20. Мы привыкли жить родом, племенем, где превалирует не индивидуализм, а коллективные отношения, тоже из-за определенного уклада жизни.
Гость считался и считается даром божьим, а почему? Да потому что с ним можно было поделиться, не только едой, но и общением. Ведь чего не хватает сейчас современному человеку? Не хватает простого, человеческого общения, от которого отказался Запад. На Востоке прием гостя - это что-то вроде похода к психоаналитику. Только сеанс проходит естественным способом: за чашкой чая, за тарелкой плова. Хозяин высказывается, гость высказывается, обсудили какие-то проблемы, и разошлись облегченными и удовлетворенными.
Жаль, что ритм жизни поменялся и на Востоке. Соответственно, то гостеприимство, которое было буквально 20 лет назад, уже не встретишь. Возможно, пройдет другой десяток лет, и мы станем замкнутыми и закрытыми индивидуалистами, которые разменяют прием гостя на поход к психоаналитику.
Горячие парни
У моего друга есть красавица жена. Еще есть тоже красавица – вторая жена. И там и там у него есть дети, и семейные заботы, и вообще все очень серьезно. К ним он ездит через день. Но, иногда, вечерком, скажем раза три в неделю, успевает заскочить к еще одной красавице. Там ничего серьезного, но он все равно туда ездит.
Когда мы с ребятами выбираем место, где погулять, он руководствуется исключительно правилом "чтобы были красивые девчонки". С этими девчонками он будет весь вечер заигрывать, шутить, а под конец не откажется обменяться номерами телефонов.
А однажды мой друг едва не угодил в аварию: он был за рулем, но засмотрелся на прохожих девчонок и чуть не врезался в автобусную остановку.
Кстати, таких друзей у меня не мало…
Ну, да, про южный темперамент на Западе слагаются целые легенды: простые обыватели, вернее обывательницы уверенны в нескончаемой сексуальной энергии восточных мужчин. Но психологи и сексологи не столь категоричны: есть те, кто согласен, но есть и противники таких легенд.
Российские психологи согласны. Они считают, что темперамент южных народов обусловлен особенностями климата. Дело в том, что на солнце в организме вырабатывается серотонин – биологически активное химическое соединение, отвечающее за хорошее настроение человека. Поэтому считается, что южные люди в целом счастливее жителей тех областей, в которых световой день полгода короче ночи.
Южные мужчины обладают более возбудимой нервной системой. Исследователи считают, что даже сердце у них бьется чаще и обмен веществ происходит быстрее. Ученые объясняют это тем, что южная природа гораздо менее требовательна к человеку в смысле энергозатрат, а потому сил на эмоции у южан остается больше. Возможно, именно этим объясняется и пресловутый темперамент южных мужчин.
А вот наш психолог, ассистент кафедры психологии Таджикского национального университета – Нодира ХАМРАЕВА считает, что необузданный сексуальный темперамент – это только индивидуальное проявление. Сексуальность у человека может быть высокой, умеренной и низкой, вопрос в том, как человек выражает это.
- Возможно, теория Фрейда поможет разобраться в поведении людей, - говорит она, - Фрейд считал, что в структуру личности человека входят: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я). К Ид относятся инстинкты животного происхождения, связанные с такими обычными инстинктами как: хочу есть, хочу пить, хочу сексуального удовлетворения. Супер Эго нисходит из принципов, которые нам внушают с детства: хорошо - плохо, можно – нельзя, то есть не только "хочу", но и "надо". Между этими "хочу" и "надо" у человека бывает конфликт. Кому-то хочется, и он удовлетворяет эти желания, а кто-то подавляет их своим Супер Эго. Основная функция самоконтроля, это - препятствие импульсам Ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана. Таким образом, Супер Эго находится в оппозиции к Ид. Противоречия между Ид и Супер Эго разрешаются с помощью Эго – сознания, которое стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения Ид были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали. Можно сказать, что в какой степени не нарушаются нормы морали, зависит от работ этих 3-х составляющих в его личности.
Как сказала известный российский психолог Равич-Щербо: "Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой, произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют факторы генотипа, и наоборот чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой деятельности определяются наследственностью". То есть человек может быть тем или иным из-за наследственности или по своей природе, но чем выше эта самая саморегуляция, тем меньше играют роль факторы наследственности и природа.
Анти-алкоголизм
Когда вы прогуливаетесь по Душанбе, много ли валяющихся в пьяном виде таджиков вы видите? Или даже не валяющихся, а идущих нетрезвой походкой, болтающих всякую ерунду? Нет, не много. Скорее у нас такая картина – исключение из правил. Таджик – алкоголик – явление редкое…
Ученые считают, что почти 60 процентов азиатов имеют неактивную альдегиддегидрогеназу (группа ферментов, отвечающая за вывод алкоголя из крови человека, прим. VIPzone) в связи с чем пить много просто не способны, потому что накапливающийся ацетальдегид вызывает у них жуткую интоксикацию с тошнотой, рвотой и головной болью. Словом, дикое похмелье. Кстати, 10 процентов азиатов и вовсе гомозиготны по этому гену и не способны даже пригубить водку без последующих страданий. Таким людям алкоголизм не грозит.
Генетические исследования, проводимые учеными из Йельской школы медицины (Yale School of Medicine), США, показали, что некоторые изменения в окружающей среде, произошедшие за последние несколько тысячелетий, могли защитить жителей Азии от превращения в алкоголиков. Предполагается, что в окружающей среде азиатов происходило что-то особенное, и только обладатели этого гена смогли приспособиться и выжить в меняющихся условиях. Что именно это были за факторы, ученые пока затрудняются сказать, но есть доводы, что это, например, могла быть инвазия определенных паразитов.
Шик и блеск
На наших женщинах порой столько золотых украшений, что, кажется, сними и продай их все, запросто, можно купить автомобиль. Причем, золотыми серьгами – браслетами – цепями -кольцами украшаются и без того яркие, блестящие ткани, которые хоть и не подходят для жаркого климата, но переливаются на солнце всеми цветами радуги. Для наших женщин – это самое главное.
Зарина Диноршоева говорит, что всему виной жаркий климат. Причем, не только по отношению к неописуемой любви к массивным золотым украшениям, но и к ярким краскам в одежде, в жилищах. Все должно блестеть и переливаться.
- Восточные страны - теплые страны, где в самой природе превалируют яркие краски. Соответственно, народ, который живет среди ярких красок, не может понять что-то монотонное и серое. Все то, что вокруг примеряется на себя. Золото же - самый яркий металл из всех остальных. Что, как не его надевать на себя?
С ней согласна и доктор исторических наук – Гузель МАЙТДИНОВА. Она считает, что яркие краски природы, сияние солнца издревле диктовали и яркие краски костюма. Излюбленные традиционные цвета издревле у таджиков - красный, голубой, белый, желтый. Золото олицетворялось с солнечным блеском, золотые изделия преподносились в сокровищницы храмов. Предки таджиков издревле поклонялись солнцу, огню, богом Солнца был Митра, который колесил по небу на золотой колеснице. Золото - металл, который никогда не подвергается коррозии, не теряет своих свойств, в отличие от меди и серебра. За эти качества тоже ценили и использовали в международной торговле, кроме того оно никогда не теряло своей ценности и престижа. Обладание множеством золотых украшений - знак обладания богатством. В костюме воплощены традиционные представления о красоте и яркие цвета в одежде они гармонично вписываются в красочную палитру окружающей природы и солнечный блеск еще раз подчеркивает эстетику костюма - сочетание звучных красок и блеска золота все гармонирует. Но эти, же яркие краски костюма будут выглядеть вычурно в туманном Альбионе.
27.10.2010 12:26
Ромиш Иброхимов
|