С.Варламов: Пыль в глаза. Псевдодемократия в Кыргызстане – всего лишь родоплеменная политическая система 12:14 20.11.2010
Пыль в глаза. Псевдодемократия в Кыргызстане – всего лишь родоплеменная политическая система
Политические эксперименты в Киргизии за последние 5 лет отбросили ее развитие на десятилетия назад. Полнейший хаос, установившийся после "апрельской" революции, свидетельствует о безосновательности прогнозов о превращении Киргизии в "демократический рай". Международная критика за этническую "чистку" на юге страны в июне воспринимается киргизскими политиками и нынешними властями "в штыки". Более того. Едва ли не самой Розой Отунбаевой поощряются ультранационалистические тенденции в обществе – уже хотя бы тем, что она, игнорируя факты, публично отрицает дискриминациюв стране по национальным признакам В этих условиях некоторые так .называемые "эксперты", стремясь к умничанию и популизму, играют на руку президенту Кыргызстана и ее окружению.
Так, на "круглом столе" на тему "Как восстановить доверие в постконфликтной стране" представитель Московского центра Карнеги А.Малашенко заявил: "ощущения индивидуальности, самоценности, личности, как в Кыргызстане, нет больше ни в одной стране Центральной Азии. Это ближе к Европе. Этот индивидуализм – мостик на Запад".
Попытаемся разобраться. Начнем с того, что господин Малашенко абсолютно некомпетентен: живущий слишком далеко от региона, он его просто не знает в целом и Киргизии в частности. В его словах нет ни доли истины.
В Кырыгзстане царит трайбализм, что никак не сочетается c индивидуализмом. Всем известно, что кыргызов и европейцев друг друга отделяет много чего, включая такой основополагающий фактор, как разница в цивилизациях – одни представители оседлых цивилизаций, другие – кочевых. Европейские народы вели оседлый образ жизни с древних времен античности, а "дети алайских горных ландшафтов" перестали кочевать и научились грамоте только с приходом "большевиков", которые воспитывали их в духе коллективизма – никакого индивидуализма у них не было и не могло быть.
Имеются и другие факты, четко разделяющие кыргызов от европейцев. В Европе граждане выходят на митинги с целью высказать свою гражданскую позицию, а не мародерствовать как в случае с киргизскими вандалами-"борцами за свободу".
Более того, нельзя представить, что в современном Старом свете один народ истребляет какое-либо этническое меньшинство. Что касается резни в Сребренице в 90-х годах, то все ее виновники предстают перед Международным трибуналом в Гааге по мере их поимки. В КР же инициаторы геноцида против узбеков до сих пор находятся на руководящих постах, оказывают давление на представителей Международной комиссии по расследованию причин этой трагедии, а 56 полицейским ОБСЕ вообще отказано во въезде в страну.
Эти же "европеизированные" кыргызы избивали русских в Маевке, разрушили Иссык-кульское православное кладбище, ограбили православный Храм Святого Владимира в Бишкеке.
Новоиспеченная киргизская псевдодемократия – политическая система с преобладанием в ней родоплеменных отношений, определяющих политику действующего режима.
Итоги парламентских выборов обрекают идею властей о парламентской республике на провал. Ярко выраженный трайбализм официально проявился в составе парламента, т.к. все партии оказались региональными и клановыми. Победу на выборах одержала националистическая партия "Ата-Журт". Третье место заняла партия "Ар-Намыс", выступающая за возврат к президентской республике. Иначе говоря, страна в шаге от установления постреволюционного режима, что чревато очередным переворотом и новой межнациональной резней.
Киргизия – несостоявшееся государство, в котором не было и нет лидеров, способных объединить народ во имя интересов страны. Хроническая политическая нестабильность и борьба за власть в КР последних лет отличается стремлением личной наживы отдельных политиков. Несмотря на смену власти в стране, отрасли экономики продолжают находиться под контролем нескольких семей, имеющих отношение к представителям правительства.
У такой Киргизии нет будущего, т.к. страна превратилась в своего рода базар, где все продается. Серьезнейшей проблемой остается отсутствие кадрового потенциала, имеющего знания и опыт для руководства государством. Под лозунгом строительства "демократичного общества" КР развалила основы государственности и переживает глубокий политический кризис на фоне острейших социально-экономических проблем.
Местные власти стараются изгнать узбеков, пострадавших в июне, с мест проживания, а несогласных арестовывают за, якобы, разжигание межнациональной вражды. Во всех уголках страны, в том числе в Бишкеке, православные церкви, еврейские синагоги, молитвенные дома протестантов и др. все чаще подвергаются нападениям, осквернениям, грабежам и т.д. Недавнее заявление посольства РФ в Бишкеке о росте национализма в республике осталось незамеченным властями страны.
В такой "демократической" стране, как Киргизия, нетитульным гражданам жить становится все труднее. Подавляющее большинство населения стран ЦА признает, что не хотело бы иметь такую "власть народа" в своей стране. А европейцы, несмотря на публичную поддержку новой власти, в кулуарах заявляют: "это что угодно, но только не демократия".
Демократия не устанавливаются кучкой революционеров, тем более, она не насаждается извне. "Демократические" манеры поведения, о которых демагогически рассуждает А.Малашенко, не вырабатываются за 20-летний период. Демократия – это долгий процесс развития определенной политической культуры среди всех слоев населения. Копирование западных политических институтов не дает гарантий достижения успеха. Напротив, слепое заимствование без учета специфических особенностей конкретного народа приводит к непоправимым результатам.
Высказываясь о киргизах как о "центральноазиатских демкоратах", Малашенко явно путает индивидуальность с эгоизмом, чувство свободы с вседозволенностью, а демократию с анархией. Этому "умнику" пожить бы в сегодняшней Киргизии хоть немного – не выдержав унижений националистически настроенных представителей титульной нации, он тотчас присоединился бы к тем 50 тыс. (в том числе русским, евреям и др.), переехавшим в Россию за последние полгода.
Своими оценками Малашенко не только не помогает Киргизии и ее народу, но и вредит в лучших традициях учений Ницше, наставлявшего: "подающего – толкни". Он поддерживает аморфную власть в Киргизии, допустившую нынешний беспредел, вдохновляет ее на дальнейшие, еще более губительные шаги.
Сегодня, особенно после прошедших выборов, Киргизия находится на грани развала, прогнозируется массовый голод среди населения, а представители власти продолжают проводить националистическую политику. При дальнейшем развитии событий по такой цепочке эксперты прогнозируют исчезновение Киргизии с карты мира в скором будущем. В это свой вклад внесет и "российский политолог", поскольку активно пускает "пыль в глаза" как зпхмелевших от власти правительственным чиновникам, так и простому киргизскому народу, не способному понять – с чем едят эту самую "демократию".
Сергей Варламов 19.11.2010
|