Б.Мусаев: Узбекистан. Пятая колонна тузов и другие подданные Его Величества…. 18:40 22.11.2010
Узбекистан: Пятая колонна тузов и другие подданные Его Величества…. Часть 1 –я.
Бахадыр Ф. Мусаев
Сегодня Узбекистан находится на пороге 2011 г. – года 20 - летия провозглашения его независимости. Судя по моим наблюдениям, как бы со стороны, без стремления создать нечто актуальное, соответственно без включения в водоворот злободневных "событий" и событий, т.е. не с позиций правозащиты или оппозиции, отмечается следующее. Абсолютное большинство членов нашего общества "успокоилось" в том смысле, что они не бунтуют, ибо всецело погружены в будни повседневности, никому и ничему не верят. Люди ведут элементарный вегетативный образ жизни, озабоченные лишь одной целью, которая сводится к выживанию.
Я бы не сказал, что я восторгаюсь своим народом, но отмечу, что узбеки народ далеко не простой. Среди них не встретишь идиотов, которые бы принимали всерьез то, что произносится, провозглашается "сверху", хотя бы, например, заявления типа того, что "каких высот мы достигли…", избрав собственную "узбекскую модель" развития, как мол, выросли в разы (согласно И. Каримову в 3, 8 раза – примеч. Б.М.) реальные доходы населения.
Значит, никто никого не обманывает. Таковы здесь у нас правила игры. Это один к одному получается аттракцион, потому что "верхи" - чиновники со своим главным тузом, его семьей и приближенными названной семьи, живут одной жизнью, а общество, существующее совершенно в ином измерении, взирает на все, что происходит там "наверху" как на представление.
И право, в глупейшем положении находится человек, который из года в год говорит нечто с претензией на возвышенное и тешит себя иллюзией, что "низы" взирают на него как на божество или, по меньшей мере, героя. Между тем, каждому ясно: мы имеем дело с профанным (низменным), что слова его расходятся с делами и с самой реальностью, что носители власти делают вид, что правят во имя народа, хотя все знают, что правят они исключительно в своих собственных интересах, в интересах сохранения своей власти…
Разве не смешно, когда, к примеру, на общенациональном канале телеэкрана в хлопковый сезон демонстрируется, сотворенная искусственная атмосфера праздничности на хлопковых хирманах или как на кустарниках хлопчатника видится, что для создания видимости богатого урожая, насажена вата…
Надо ли говорить, что испытываешь, обозревая сундукообразный Дворец Форума в центре Ташкента, на крышке которого, извиняюсь, крыше которого "угнездили" изображения птиц…Все это чудо архитектуры, говорят, ласкает взор небеизвестного вдохновителя и соавтора, быть может, умиротворенного мыслью, что он воздвиг себе памятник в веках. Кстати, он обошелся государственной казне в 300 милл. долларов.
Полагаю, нет необходимости концептуально и социологично выстраивать картину аттракциона, приводить иные куски реальной жизни узбекского общества, чтобы понять страшное: в обществе царят правовой нигилизм, соответственно отсутствует доверие к государству, что оно защищает право…Зато это с лихвой покрывается с надеждой, связанной отнюдь и не с ростом веры во Всевышнего, со стремлением к справедливости и честности, благодаря Вере, а в силу Денег…
Так сложилось, что все "здесь и сейчас" покупается и продается. К месту упомянуть одного автора действительно "умной" статьи, где затрагивается тема коррупции, воровства. Я имею в виду журналистку Замиру Раззакову и ее статью "Пятый туз в колоде И. Каримова" (см об этом www. Uzmetronom 17.11 2010). В частности, она проводит премудрую мысль о том, что де воруют лишь чиновники, а президент И.Каримов "запасся внушительным компраматом". Фактически же, складывается впечатление, во всяком случае, лично у меня, что содержание статьи являет собой скрытный панегирик президенту Узбекистана, где данные ему позитивные характеристики не соответствуют его действительным качествам. Сомневаюсь, что если автор не знакома, например, с публикацией известного оппозиционера М. Салиха "Уних все держится на воровстве" (см. "Литературная газета" 01. 08. 1998 г.) и иными работами других авторов аналогичного содержания, то она не знает, что в Узбекистане воруют кругом. Разговор должен идти не просто о воровстве, а о феномене тотального воровства и коррупции, явления присущего отнюдь не только чиновникам государственных структур различных уровней, а всему люду нашего общества. Разумеется, я далек от мысли, что коррупция отличает в особенности нашу страну. В действительности же коррупция относится к явлениям массовым, присущим всем без исключения странам, включая, конечно, и развитые в демократическом и экономическом плане государства. Разница между нами состоит в том, что там "работает" закон", в странах же подобным нашим имеет место фундаментальное беззаконие, пример которому дают "верхи".
Да, безусловно, все мы – узбеки, узбекистанцы - являемся патриотами. Однако, этот патриотизм носит спорадийный характер, когда, например, все болеем за свой футбол, выступления спортсменов. Вместе с тем, мы не стремимся выглядеть патриотами, когда воруем, не проявляем малейшего признака патриотизма, когда увиливаем от налогов, когда тот же самый чиновник, будь - то он из колоды тузов президента, хоким или рядовой чиновник, которым несть числа, демонстрирует верх изобретательности, а то и наглости, вероломства, жестокости в стремлении нажиться, набить свой карман, пополнить свой счет в банках..
По иному быть и не может, если помнить: никогда не было министра в правительстве, который бы не был вором; не дано знать, что творится в зазеркалье структур государственности, различных институций всех без исключения ветвей власти. Законы же писаны у нас для безнадежных дураков. Да, чего скрывать, они, эти законы есть, только не "работают". В данных обстоятельствах абсолютной не прозрачности экономической, политической и иных сфер жизни, налицо все условия для тотальной коррупции и воровства. Конечно, все видят и "низы", оттого их поведение зеркально повторяют поступки "верхов" на своем уровне и возможностей. Изловчился, хапанул, кто больше, тот и бек (узбек) себе, ходит гоголем, смотрит уже с презрением на того, кто был вчера с ним ровня и беден, понукает его…
Нет у нас никакого обмана кого – либо кем –то, включая, особенно, мнимого обмана властью общества. Повторю: все прекрасно все понимают, что творится на нашей земле, именуемой известной персоной власти, благодатной. На самом же деле, пока, который год "верхи" с их пресловутым "государством – реформатором" штурмуют сияющие, точнее, "зияющие высоты" демократии, эта благодатная земля с ее людьми пришла в запустение, разворовываются ее ресурсы на фоне "убаюкивающих" правильных слов о патриотизме, о независимости, строительстве государственности… Сколько раз слышали читали и слушали вот такие подобия словотворчества. "У нас есть все основания утверждать, что мы добились главного – процесс реформирования и демократизации страны приобрел бесповоротный, необратимый и последовательный характер, меняется человек, растет его политическая и гражданская активность, его сознание, сопричастность ко всему, что происходит вокруг него, и, наконец, его вера в будущее страны" (см Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад президента Республики Узбекистан И. Каримова 12. 11 2010 … ). Ну, чем не лексика документа ЦК КПСС, где во время властвования партии коммунистов, обычное дело, встречающиеся чаще всего дежурные слова и фразы типа: "расширение", "углубление", "бесповоротно", "расширение кормовой базы для животноводства…" и т.д. и т.п.
Процитировал я выше слова из доклада президента Узбекистана и невольно вспомнилось мне по ассоциации следующее суждение известного современного философа Славоя Жижека.
"При сталинизме представители народа ездят на "мерседесах", а в Югославии сами люди ездят на "мерседесах" - по доверенности от своих представителей". То есть самоуправление в Югославии - это такая ситуация, при которой субъект должен распознавать в фигуре, воплощающей "отчужденную" субстанциональную власть ( в фигуре бюрократа за рулем "Мерседеса"), не только внешнюю силу, противостоящую ему – своего "другого", - но и себя самого в своей инаковости и таким образом "смириться" с происходящим" (см Славой Жижек. "Возвышенный объект идеологии". М. 1999, с.200).
В нашем случае, у нас в Узбекистане нет никакого "Другого" возвышенного в облике вождя, типа Сталина или "своего другого", как бюрократа в бытность социалистической Югославии. Почему?
Потому что, нет уже никакой идеологии и соответственно ее возвышенного (сакрального) объекта как - то Сталин, авторитетных вождей, коммунизма как идеала и цели и т.п. Все же остались слова, с той лишь разницей, что теперь они ничего не выражают, не несут в своем содержании ни грана сакрального (возвышенного). Если не считать, что за ними лежат профанные, земные низменные вещи, под которыми разумеют, в первую очередь, стремление с помощью их заполучить деньги, далее взять, сохранить и укрепить свою власть, никому и ни за что ее не отдавать. В данном контексте понятен и объясним современный "смысл" слов, когда говорят с высоких трибун, в т.ч. Дворца Форума о понятии "Родина", любви к Отечеству, почитании национальных святынь, любви к отчему дому …Существует огромная, непреодолимая дистанция между тем, что произносит глава государства и реальностью. Одно дело, слово, произнесенное или равно написанное на бумаге – другое, что показывает сама жизнь…
Вместо резюме. Ана хает! (Вот она жизнь!)
Сегодня утром меня разбудил стук в дверь квартиры. На пороге стояли несколько юношей. Один из них протянул листок и сказал: вам повестка в суд за неуплату коммунальных услуг.
Конечно, они ошиблись адресом. Я поинтересовался, увидев в руках ребят толстую пачку аналогичных листков: неужели все это повестки в суд?
-Да, здесь в вашем жилом массиве, мы должны обойти 14 домов и под расписку вручить сотни повесток тем хозяевам квартир, которые имеют наибольшие суммы задолженностей по квартплате, электроэнергии, горячей воды и отопления, ….
Слово за слово. Узнаю, что, оказывается, общая задолженность жильцов нашего 72-х квартирного дома составляет более 5 милл. сум . Названная сумма "висит" на 30 квартиросъемщиках, из которых 10 вызываются в районный суд….
К чему и на что привожу грустную арифметику? Быть может, по большому счету, она эта маленькая картинка не типична для социальных реалий?
Я нахожу, что если всматриваться в эту маленькую картинку, то она опускает нас на землю с высот большой теории, скажем так, с большой высоты большой теории, именуемой "узбекская модель" развития, давая основу для больших вопросов. Более того, она позволяет понять то, что происходит в нашей стране, "…каких высот мы достигли…" (И. Каримов) в действительности.
Продолжение следует. 20. 11. 2010 г. Ташкент.
|