Н.Кеворкова: Иранские миниатюры на тему религиозной свободы 10:51 23.11.2010
Надежда Кеворкова принадлежит к журналистской пехоте. Уверена, что лучшие журналисты-штабисты помнят, что свидетельство делается ногами, а не многочасовым старательным переписыванием интернета. Не подписывает коллективных обращений, не участвует в кампаниях, не сажает в тюрьмы и не требует расстрелов несчастных по темницам. Восемь лет была специальным корреспондентом "Газеты", а прежде – спецкором "Новой газеты" и "Независимой газеты". В профессию ее привел Александр Огородников. После 9 лет тюрьмы он вышел на свободу и позвал в редакцию "Вестника христианской демократии". Археолог по образованию, она знает, как мир хрупок, как мало от него остается, и как важны детали, чтобы понять, зачем он вообще.
Решается ли в принципе вопрос с религиозными общинами или у людей не остается иного выхода кроме как считать себя "коренными" жителями, а тех, кто приехал в вашу местность- чужаками, с которыми следует бороться?
Те люди, которые полагают, что у России есть перед глазами только западный опыт, толкают ее в непредсказуемый по последствиям культурный эксперимент. Это либо религиозно-культурный шовинизм, как во Франции, либо исламофобия и сегрегация, как в США.
Тегеранские граффити армян Источник: Надежда Кеворкова
Однако Россия принципиально отличается от Запада тем, что состоит из множества коренных народов, коренных религиозных общин и культур. Вопреки расхожему мнению принципы добрососедства и урегулирования правил культурного и религиозного сосуществования возникли и работают не на Западе, откуда России все время предлагают черпать вдохновение, а на Востоке.
Я уехала в Иран в командировку в разгар второй волны скандала по поводу строительства мечети в Текстильщиках, который к этому моменту приобрел черты неразрешимой городской культурно-религиозной драмы благодаря активности "группы православных граждан" и ДПНИ.
Ассирийская католическая церковь в Тегеране Источник: Надежда Кеворкова
Я поинтересовалась, как решаются такие вопросы в Тегеране, городе, где живет около 10 миллионов человек. Я получила исчерпывающий ответ.
Надо учитывать, что за последние 10 лет в 72-хмиллионный Иран прибыло, нашло убежище и затем убыло на родину около 2,5 миллионов афганцев и около 2,5 миллионов иракцев в связи с тем, что их страны подверглись войне и оккупации.
Церковные ворота Источник: Надежда Кеворкова
С точки зрения московского обывателя, иранцы, афганцы и иракцы мало чем отличаются. Что ж, в рамках такого подхода и Россия ничем не отличается от Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении и Узбекистана- именно с этими странами, а вовсе не с Европой, Россия помещена в одну культурно-географическую группу в "Книге фактов" ЦРУ, на которую часто ссылаются российские СМИ.
Начнем с цифр.
Тегеранский еврей Источник: Надежда Кеворкова
В Тегеране действуют 15 синагог и 43 христианских храма различных деноминаций. Синагоги и христианские храмы строятся из расчета одно здание на 750 человек, а мечети- из расчета одна на 10 000 человек.
Иначе говоря, немусульмане в 16 раз лучше обеспечены молитвенными зданиями, чем мусульмане. Напоминаю, что речь идет об Исламской республике Иран. Права евреев, христиан и зороастрийцев в Иране гарантируют пять статей Конституции.
В одной из 43 тегеранских церквей Источник: Надежда Кеворкова
Все эти общины, как и мусульмане, платят за электричество и воду по льготному тарифу. Государство обеспечивает ремонт зданий и работу садовников. Оно помогает содержать богадельни и приюты, считая, что это важнейшая часть деятельности общин. Религиозные и общеобразовательные школы общин иранская власть полностью содержит за свой счет, так как в иранском обществе право на такие школы для общин священно, а денег не всегда хватает.
Надеюсь, вы помните, что в России национальные школы под угрозой сокращения? Что религиозные школы 20 лет борются за право иметь дипломы государственного образца, православные школы борются за спонсоров и за жизнь, им не отдают даже те здания, которые до 1917 года принадлежали православным приходам? Но "группы православных граждан" не ходят с протестами перед Думой.
Йога популярна у иранцев как гимнастика и как повод для шуток Источник: Надежда Кеворкова
Невозможно представить, что в Иране вдруг может найтись какая-нибудь "группа исламских граждан", которая внезапно заявит протест против строительства синагоги или храма. И будет на Пасху и на Троицу с такими протестами собирать подписи. Хотя в Иране, вопреки расхожему мнению, множество НГО (негосударственных организаций) и они невероятно активны.
Не найдется таких иранцев, которые бы полагали, что им мешает синагога или церковь. В исламском обществе такое поведение считается верхом неприличия.
Мусульмане охотно приходят в христианские храмы: свечи ставят, молятся у иконы девы Марии Источник: Надежда Кеворкова
Немыслимо представить, чтобы в здании религиозного назначения в Иране расположилась бы контора или иностранный завод или партийный штаб (как можно сплошь и рядом видеть в Москве), а при этом "мусульманские граждане" негодовали бы из-за того, что иудеям или христианам что-то еще строят.
Однако в Москве "группа православных граждан" протестует совсем не против того, чтобы, скажем, иностранная косметическая фабрика выехала, наконец, из православного монастыря.
А теперь посмотрим на Москву в плане цифр. В Москве официально действуют 4 синагоги и 4 мечети.
Даже если мы примем, что численность "чужих" религиозных общин в Москве и Тегеране примерно одинаковая, то получается, что у нас положение с религиозной свободой никуда не годится: у нас 8 культовых зданий, а у них 58!
Греческая православная церковь в Тегеране Источник: Надежда Кеворкова
Собственно говоря, на этом можно и завершить сравнение- оно слишком не в нашу пользу. Чтобы понимать всю странность российского отношения к религиозным общинам важно знать, что в Иране живет около 28 тысяч евреев и около 300 тысяч христиан, в Тегеране около 20 тысяч евреев и около 70 тысяч христиан.
В парламенте один депутат избирается от 250 тысяч граждан. У евреев, хотя их меньше в 10 раз, есть свой депутат. У разных деноминаций христиан- по своему представителю. Есть депутат у 10 тысяч зороастрийцев. А у армян только от одной из церквей- целых два депутата: от южной епископии и от северной.
Памятники геноциду армян были установлен в Иране даже раньше, чем в самой Армении Источник: Надежда Кеворкова
Исламский богослов Мохсен Раббани, директор иранского института Foundacion Cultural Oriente, пояснил мне, на чем именно строится братское отношение к иудеям и христианам. Это не установка государства, а укорененный в исламе подход, которому не 30 лет, а много веков:
"Мы, мусульмане, верим в то, что Моисей и Иисус- великие пророки. Тот, кто в это не верит, не считается мусульманином. Мы верим в авраамические религии. Наше отношение к ним братское. Мы, мусульмане, верим в пророка Моисея. Исламская республика Иран- единственная страна, где религиозные меньшинства имеют равные свободы, занимают высокое положение, имеют свободу на рынке, в экономике, имеют депутатов в парламенте. Мы сами себя считаем сначала евреями, христианами и лишь потом- мусульманами".
Подтверждение этих слов буквально стоит на улице Тегерана: в будний день около 8 вечера в кинотеатре очередь. Залов много, в них идет много разных фильмов, но люди почему-то ломятся на фильм о Соломоне, хотя премьера состоялась две недели назад. В зале яблоку негде упасть.
Очередь в тегеранском кинотеатре на новый фильм о царе Соломоне Источник: Надежда Кеворкова
Фильм снят по кораническим сказаниям про библейского царя Соломона, которого мусульмане почитают как пророка Сулеймана. Кораническая история сильно отличается от библейской традиции.
В ней нет ни многоженства царя, ни его истории с приглашением царицы Савской, ни золотых копей. В ней рассказано о том, как злые маги решили устранить Соломона, но их колдовские чары на него не действовали, и тогда они вселили бесов в часть народа, чтобы те истребили своих близких. Бедствия Израиля там показаны как трагическая и мистическая трагедия общины богобоязненных людей- и этой трагедии еврейского народа с жаром сопереживает мусульманская аудитория.
За музыку к иранскому фильму "Королевство Соломона" (режиссер и сценарист Шахриар Бахрани, бюджет $5 млн) гонконгский композитор Квон Вин Чан получил приз "Хрустальный Симург" на кинофестивале Фаджр Источник: Youtube
"У нас очень популярны фильмы про пророков, некоторые показывали по ТВ как сериалы, например, про Иисуса. Есть фильмы про Иосифа, Марию,- пояснил иранский коллега.- Учитывайте, что дома у всех есть тарелки- смотри, что хочешь. Купить можно любые фильмы, голливудские, европейские, иранские".
Есть ли еще страна, где народ стоит в очереди на фильмы о библейских пророках? Есть ли исламская страна, народ которой ломится на фильмы о еврейских царях и пророках, о Христе и Деве Марии?
Сцена у христианского храма в Тегеране Источник: Надежда Кеворкова
Коллега долго задает витиеватый вопрос. Он старается понравиться собеседнику, поэтому сравнивает Иран с Северной Кореей "в хорошем смысле". Собеседник- известный в Иране директор знаменитого еврейского госпиталя, врач, депутат парламента. Не еврей-хохмач и матерщинник, к чему привыкли журналисты в России, а верующий иудей, что является нормой в Иране.
У коллеги установка: разузнать, как ужасно живется евреям в этой закрытой стране, чужакам, гонимому и угнетаемому религиозному меньшинству. Вот для этого он говорит про "ось зла", чтобы вывести собеседника в привычные рассуждения о демократии и правах человека.
В одной из тегеранских синагог Источник: Надежда Кеворкова
Еврейский доктор воспринял с иронией эти журналистские заготовки. Он довольно жестко объяснил, что евреи живут в Иране три тысячи лет, что они не чувствуют себя ни пришельцами, ни угнетаемым меньшинством. Что они считают Иран своей родиной, они проливали за него кровь, многие стали шахидами. Да-да! Еврейский доктор употребил именно это слово без всякого стеснения.
И в довершение он сказал: "Не надо сравнивать Иран и Северную Корею. Вы в Иране два дня? Ну, поверьте мне на слово, это страны с разной культурой и разной историей".
|