Д.Каримов: НАТО + ОДКБ = ОБСЕ? 12:14 07.12.2010
НАТО + ОДКБ = ОБСЕ?
Официальная Астана попыталась свести в Центральной Азии Запад с Востоком.
Состоится ли евразийская перезагрузка? На этот вопрос должен был дать ответ саммит ОБСЕ на высшем уровне, прошедший в столице Казахстана. Несмотря на холодную погоду, установившуюся в Астане, здесь надеялись на глобальное политическое потепление. Но, как выяснилось, преодолеть противоречия между частью бывших противников в холодной войне все еще трудно.
Зеркало геополитической безопасности
"Мы собрались в Астане во имя торжества здравого смысла, чтобы продолжить путь ради безопасности народов, - задал тон встрече президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. - Речь о формировании единого пространства безопасности в границах четырех океанов. Саммит ОБСЕ, проходящий в Астане, восстанавливает традицию саммитов организации на высшем уровне. Здесь мы даем старт на формирование сообщества Евроатлантической и Евразийской безопасности".
Евразийская безопасность, по мнению лидера Казахстана, не метафора, а геополитический фактор. "Задача ОБСЕ - решать противоречия, укреплять доверие и интеграцию между участниками, а по линии Восток-Запад - налаживать взаимодействие между НАТО и Евросоюзом с одной стороны, СНГ и ОДКБ - с другой, - считает он. - Казахстан приветствует прорыв во взаимоотношениях России с Североатлантическим альянсом. Особого внимания заслуживает инициатива президента Дмитрия Медведева о Договоре европейской безопасности".
"Многие из наших стран имеют уровень безопасности, о котором даже не имели представления всего 20 лет назад, - соглашается с ним генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо. - Но кризис в Кыргызстане выявил незавершенность работы и дал понять, что мы несем коллективную ответственность за лучший результат. Саммиты НАТО и ЕС, проводимые совместно с Россией, - наиболее важная деталь продолжения диалога по безопасности в нашем регионе".
"Лично я надеюсь, что саммит в Астане будет построен на позитивных результатах лиссабонской встречи и поспособствует конструктивному диалогу в Брюсселе, - говорит Марк Перрен де Бришамбо. - ОБСЕ предлагает уникальный форум равных - не сторон или блоков, а стран с разными взглядами и целями, которые, тем не менее, стремятся заменить взаимное подозрение доверием и вести сложную работу по построению более действенного сообщества безопасности в 21 веке".
Генсек ОБСЕ, к слову, поэтично сравнивает возглавляемую им организацию с зеркалом безопасности в Европе. Раньше, по его словам, в нем отражалось отсутствие общей цели. Теперь же в нем можно рассмотреть стремление к сотрудничеству, ради чего, в свое время, и создавалась организация. Но что на самом деле отражается в зеркале ОБСЕ сегодня?
От Ванкувера до Владивостока
Эту фразу можно назвать самой популярной в спичах высоких политиков, собравшихся на прошлой неделе в Астане. Главы государств и правительств или их представители с большой охотой говорили о необходимости создания единого пространства безопасности. Но, как оказалось, видение этого у каждой из сторон свое.
Председательствующий на саммите Казахстан предлагал рассматривать безопасность широко. Официальная Астана убеждена, что ее залогом может быть экономическое процветание стран Евразии, решение экологических, водных и энергетических проблем, способность адекватно реагировать на новые риски и вызовы. Хозяева саммита предлагали расширить число "корзин и институтов организации".
Европейские политики делали особый акцент на правах человека, свободе слова и развитии демократии. Без них, отмечали многие, безопасности не будет. Четче всех общий настрой североатлантического блока ОБСЕ выразила госсекретарь США Хиллари Клинтон. Ее месседж к восточным партнерам сводился к тому, что последним следует предоставить больше прав гражданскому обществу и СМИ. Все это, по мнению главы внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов, есть основная гарантия сохранения мира и согласия.
"Не может быть безопасности без демократии и соблюдения прав человека, - заявила Хиллари Клинтон. - Недостаточно расширять доступ к Интернету, но блокировать некоторые сайты; гарантировать свободу прессы, но при этом ограничивать права журналистов".
Представители ряда постсоветских стран видят развитие ОБСЕ в ином ракурсе. Они говорят о необходимости единых правил игры для всех участников организации, более тесном военно-политическом сотрудничестве и укреплении экономической безопасности. Президент Беларуси Александр Лукашенко считает, что нужно выработать единые стандарты проведения выборов. Дмитрий Медведев заявил о необходимости разработки единых принципов урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ. В их качестве он рассматривает неприменение силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов, обеспечение прав гражданского населения, оказавшегося в зоне конфликта.
Восточную часть ОБСЕ не устраивает, что западные партнеры продолжают отгораживаться от них границами и визами. Не чувствуют страны СНГ и ощутимого прогресса в военно-политическом сотрудничестве с атлантическими партнерами. Два с половиной года назад Россия выступила с инициативой о заключении Договора о европейской безопасности. Но, судя по всему, идея до сих пор обсуждается. Возможно, потому, что предлагаемая концепция заставит радикально менять правила игры на международной арене. Договор о европейской безопасности, по видению Кремля, должен гарантировать, что любое государство, входящее в тот или иной блок, не должно ущемлять безопасность даже тех стран, которые в последнем не участвуют. А ключевые игроки того же НАТО к этому пока явно не готовы.
Тем не менее впервые за 11 последних лет в Евразии заговорили о возможности установления нового миропорядка на столь представительной площадке. Однако знаковость мероприятия заключалась и в том, что саммит ОБСЕ на высшем уровне впервые проводился в Центральной Азии. Он был призван обратить внимание международного сообщества на проблемы региона. Предполагалось, что это получится, поскольку ряд вызовов европейской безопасности сегодня исходят отсюда.
Конфликтный потенциал
"На карту в Астане поставлено многое", - говорит председатель Парламентской ассамблеи организации Петрос Эфтимиу. Он, как и многие другие политики, признает, что атмосфере доверия в ОБСЕ мешают конфликты, тлеющие между ее участниками. Этими противоречиями пользуются некоторые силы. Президент Европейского союза Херман ван Ромпей призвал не допустить, чтобы конфликты стали безнадежными.
Болевые точки организации сконцентрированы на постсоветском пространстве. Ими считаются Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровье и юг Кыргызстана. По большинству из них у ОБСЕ складывается единое мнение. Организации, на взгляд ее участников, нужно улучшать механизмы принятия решения и эффективней заниматься предотвращением конфликтов.
"К сожалению, ОБСЕ и ее структуры не сыграли никакой позитивной роли в предупреждении конфликта на юге Кыргызстана, - критиковал глава МИД Узбекистана Владимир Норов. - Своевременное проведение международного объективного расследования трагических событий, твердая позиция международного сообщества откроет дорогу к примирению и согласию между кыргызами и узбекской общиной. Пока не будет поставлена точка и определены виновные, трудно утверждать, что подобная трагедия не повторится".
Впрочем, ситуация в Кыргызстане проходила на саммите рефреном. Главным камнем преткновения в ОБСЕ по-прежнему остается Южная Осетия. Операция по принуждению Грузии к миру, проведенная Россией, до сих пор вызывает противоречивые оценки в мире, красноречиво свидетельствуя, что на Западе к Кремлю все еще относятся с неким холодком. Благополучную Европу, в сердце которой совсем недавно бушевала война, раздробившая Югославию на несколько мелких государств, напугала жесткая позиция России по отношению к официальному Тбилиси и действия РФ на Кавказе.
Дмитрий Медведев, прибывший на саммит в прекрасном расположении духа, постепенно мрачнел. Европейские лидеры не отказали себе в удовольствии упрекнуть Россию в военной поддержке Южной Осетии. Франция и Германия подчеркнули, что выступают за "суверенитет и целостность Грузии в пределах ее международных границ". Это окрыляюще подействовало на Михаила Саакашвили. Он излил присутствующим обиды на Россию и международное сообщество, заявив, что практически никто в мире оккупации части территории Грузии не признал. А потом добавил, что прибыл не с жалобами, а надеждой на поддержку.
Официальный Душанбе обозначил участникам ОБСЕ еще один конфликт межгосударственного характера. К счастью, не вооруженный, но имеющий для Таджикистана очень серьезные последствия. Президент Эмомали Рахмон попрекнул Узбекистан тем, что он блокирует движение транзитных грузов, перекрывает газовый кран и препятствует получению электроэнергии. Он поднял вопрос о минных полях, которыми РУз отгородилась от соседей, и даже предложил ОБСЕ открыть в Душанбе специальный региональный центр, который бы занялся этой проблемой. Но внимание участников саммита было больше приковано к конфликту южнее Таджикистана, откуда организация видит угрозу безопасности многих ее участников.
Угроза извне
В ОБСЕ считают, что она исходит из Афганистана. Эта страна часто упоминалась в связке с международным терроризмом и производством тяжелых наркотиков. Предложения государств Центральной Азии были более предметны. Театр военных действий в ИРА, по некоторым данным, смещается на север, к границам входящих в ОБСЕ государств. Роза Отунбаева призвала международное сообщество обратить внимание на Кыргызстан и Таджикистан в связи с ситуацией в Афганистане. Руководство обеих республик озабочено безопасностью границ, ростом наркотрафика и числа террористических и радикальных группировок.
США, намеревавшиеся покончить с террористами в Афганистане до 2014 года, сегодня просят помощи у остальных участников организации. Госсекретарь США Хиллари Клинтон считает, что страны ОБСЕ должны активизировать усилия по укреплению границ Афганистана. "Отсутствие стабильности в этой стране является опасным не только для Центральной Азии, но и для всего региона организации", - заявила она.
С ней согласны и западные политики. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, к примеру, даже предлагает совместное патрулирование границ с ИРА. По его словам, это поможет сократить объема трафика наркотиков, производимых в Афганистане. О том, что героиновый поток в Россию и Европу значительно возрос после того, как в ИРА вошли войска НАТО, участники саммита дипломатично умолчали.
Инициативы совместной охраны границ со стороны сообщества ОБСЕ пока остаются намерениями. Один из представителей международных организаций назвал ситуацию в Афганистане тестом для мирового сообщества. Если это так, то его результаты пока явно неудовлетворительны, в том числе для Афганистана, где антитеррористическая коалиция все чаще расписывается в собственном бессилии.
На мировой арене растет понимание того, что проблему Афганистана невозможно решить исключительно военным путем. О том же говорит и президент ИРА Хамид Карзай. Он верит, что его государство со временем будет играть ключевую роль в развитии экономики региона. Хамид Карзай видит Афганистан важным участником транспортных проектов. ИРА, по его мнению, может связать Центральную Азию с Южной и странами Персидского залива. Осуществление подобных прожектов он считает одной из приоритетных задач.
Астанинская декларация
Она стала главным итогом встречи на высшем уровне в Астане. Основные положения декларации, казалось бы, согласованы немногим ранее на заключительном заседании постоянного совета ОБСЕ. Предполагалось, что документ положит начало новому этапу развития организации. Наиважнейшим пунктом документа должно было стать определение роли ОБСЕ в системе международных и региональных военно-политических структур, что заложило бы основу для построения "трансконтинентального пояса безопасности".
Но принять декларацию в том виде, как представлял ее хозяин саммита, оказалось проблематичным. Отчасти из-за тех самых противоречий между западным и восточным блоками, ради решения которых и собирался саммит. Свою лепту внесли и участники нерешенных конфликтов на постсоветском пространстве.
"Если будет отработан заключительный документ, который бы давал направление совместной деятельности в сфере обеспечения безопасности, - это будет даже сверх тех результатов, которые ожидают от саммита", - немногим ранее заявил генсек Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа. Однако сверхрезультата не получилось. Участники саммита так и не пришли к согласию по поводу плана действий ОБСЕ на ближайшее будущее. Не было выработано конкретных мер по решению существующих конфликтов между участниками организации. Свести Запад с Востоком и примирить враждующие стороны по большому счету не удалось.
"Мы разделяем озвученное многими разочарование относительно того, что нам не удалось добиться большего в разрешении некоторых наиболее насущных вопросов повестки дня, включая неурегулированные конфликты, - признал позже министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев. - В то же время мы убеждены, что декларация, которая вновь подтверждает нормы, принципы и обязательства, лежащие в основе нашей организации, стала важным шагом вперед по итогам этой встречи на высшем уровне".
В итоговом документе участники саммита заявили о приверженности принципам, ради которых создавалась ОБСЕ. В нем отражены право каждого государства на безопасность и обязанность не укреплять ее за счет безопасности других государств. Члены организации подтвердили верность суверенному равенству всех входящих в нее государств, заявили о нерушимости границ стран ОБСЕ, необходимости мирного урегулирования споров между ними, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения к правам человека и основным свободам, выполнения международных обязательств.
Верность этим принципам, к слову, участники ОБСЕ выражали неоднократно. Так что перезагрузки организации в Астане, увы, не произошло. Тем не менее шаг к ней сделан. Хотя бы потому, что впервые на одной площадке состоялась встреча руководителей ООН, ОБСЕ, ЕС, СНГ, ОДКБ и НАТО. И уже только это позволяет назвать саммит в Казахстане знаковым.
"По сути дела, если бы ОБСЕ не существовало, пришлось бы ее изобрести, - говорит председатель ПА ОБСЕ Петрос Эфтимиу. - Процесс обновления организации только начался. И задачи перед ней стоят прежние - как в 1970-е годы".
06/12/10 Данияр КАРИМОВ
|