КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 08.12.2010
23:46  Тимур Кулибаев щедро наградил казахстанских боксеров и сам получил медаль
21:08  В Таджикистане задержаны лже-братья директора антикоррупционного ведомства и главы ГКНБ Холов и Хушвактов
18:20  Кремль вступился за основателя WikiLeaks. Борьба Ассанжа – это борьба против лживой западной демократии
17:59  В.Ночевкин: Третья революция в Киргизии может стать исламской
15:38  RFERL: ИДУ возвращается в Центральную Азию
14:31  Имени Конфуция. Китай учредил альтернативную международную Нобелевскую премию
14:28  В России арестован известный таджикский террорист Абдулвосит Латипов (Кори-Восит)

13:55  "Дело №": Странные кыргызские взрывники-террористы
13:32  Племянница роспремьера Вера Путина (фото) покупает банк. Наскребла со степухи
13:11  В России по подозрению к взрыву здания УБОП в Худжанде задержаны трое граждан Таджикистана
12:56  Ни бельмеса... Кыргызстанские школьники показали худшие в мире результаты в исследовании PISA
12:43  К.Конкин: Фракционные войны. Политический коллапс в Кыргызстане
12:11  В Бишкеке появится Центр литературы имени Ч.Айтматова
11:54  М.Такешев: Кыргызстан - за фасадом любой власти стоит криминал. Он и правит страной
11:51  Б.Мусаев: Узбекистан. Еще раз о признании безусловного верховенства конституции и законов. Ч. 1-я
11:49  Хакеры отомстили за арест Джулиана Ассанжа, а WikiLeaks продолжил публикацию секретных бумаг американских посольств
11:46  Е.Авдеева: Как США и Кыргызстан с Интернетом воевали. Сумеют ли грязные политики задавить неугодные сайты
11:38  Поддержим верблюдоводство! - запрос депутата Мажилиса Казахстана М.Абенова
11:30  В.Фарафонов: Грабители Великого Кыргызского Кочевья
11:07  Команда аппарата президента Туркменистана обыграла иностранных дипломатов в мини-футбол. Даешь в асыки, кегли и прыжки на батуте!
10:54  В Каракалпакии будет создан первый в Узбекистане "Национальный историко-археологический парк"
10:53  Шухрат Султонов назначен послом Таджикстана в Украине и др. кадровые подвижки в РТ
10:50  Т.Осмонгазиева: Кыргызстанские дети... вырастут сами
10:42  Кыргызстанка Валентина Шевченко в 7-й раз стала чемпионкой мира по тайскому боксу
10:07  "ЭП": Прощание с матерым. Каримов ищет себе преемника
10:05  "РА": Экономисты прогнозируют финансовый коллапс в Кыргызстане, если...
09:45  К.Ташиев: "Если бы нам первым предложили создать коалицию, то мы бы..."
09:09  Шен Пин: Китайское лицо российского Дальнего Востока
09:02  И.Абдурасулов (экс-депутат ЖК КР): Можно ли узбеков Оша называть преступниками? (обращение)
08:51  "Къ": Шаг в пространство. Проекты соглашений по созданию ЕЭП выросли в статусе
08:39  Настучи, и не судим будешь. Сенат парламента Узбекистана одобрил Закон "О...
08:36  "Если вы не проснетесь, это разрушит наше будущее". Москва вместе с соседями Афганистана решает, как ежегодно спасать от смерти 40 тысяч россиян
08:26  М.Захидов: Зачем жена известного американского саксофониста (Х.Клинтон) приезжала в ЦА?
08:22  "ВН": Драмы военные и гражданские. В Оренбурге прошел кинофестиваль "Восток & Запад. Классика и авангард"
08:16  "Полюс золото" договорилось о мировой с бывшими владельцами KazakhGold. Оболочка достанется "Полюсу", а все ее активы за $759 млн вернутся семье Асаубаевых
07:55  "КП": Как ЦРУ свалило СССР "экономической подножкой". К разрушению Советского Союза приложили руку западные спецслужбы
07:43  Диакон Владимир Завадич: Надо ли Русской Православной Церкви активно проповедовать среди казахов?
07:14  "НГ": Владивосток не сдался китайцам. Проект "Хай-Шень-Вэй" допустить нельзя
07:03  В Москве избит узбекский правозащитник Бахром Хамроев
01:49  Дружные ребята. Явка на местных выборах в Туркменистане составила свыше 95 процентов избирателей
00:36  Д.Подольская/А.Кутуева: Парламент Кыргызстана. Мандат "перезагрузки"
00:33  "Гардиан": Утечка Wikileaks - учиться жить в новом мире или закрыть Интернет
00:14  В.Баженова: Отдемократили... в очередной раз ташкентских правозащитников
00:12  Свадебный переполох, или еще раз о визовых перепонах в ЦА
00:04  Н.Еримбетов: "Попытка Казахстана способствовать возрождению ОБСЕ обнажила..."
Вторник, 07.12.2010
23:30  Д.Медведев: РФ будет вступать в ВТО отдельно, но в составе ТС
22:09  Ланга Черешкайте: В детских садах г. Актау детей кормили просроченными продуктами питания
21:39  Совет старейшин тюркоязычных государств прошел в Астане
20:51  Н.Назарбаев: "Сформировать культ непрерывных знаний" (лекция в "Назарбаев-Университете")
18:56  З.Бжезинский: "Американские дипломаты явно испытывают страх перед восхождением Китая"
18:52  Роберто Санторо: Почему Запад становится более слабым
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
"ВН": Драмы военные и гражданские. В Оренбурге прошел кинофестиваль "Восток & Запад. Классика и авангард"
08:22 08.12.2010

Драмы военные и гражданские
В Оренбурге прошел кинофестиваль "Восток & Запад. Классика и авангард"

На третьем году жизни фест решил взять на себя дополнительные смысловые обязательства и составил конкурсную программу из фильмов, произведенных в копродукции.

Это, что ни говори, разумный поступок. Рассуждения о том, суждено Востоку с Западом сойтись вместе или ни за что и никогда, в девяти случаях из десяти носят отвлеченный характер, а в восьми из этих девяти бессмысленны. Плоды многословных дискуссий о классике и авангарде, как правило, не многим полезнее для умственного здоровья, что и подтвердил очередной "круглый стол", прошедший во время фестиваля.

Иное дело - кинематографическая копродукция. Совместный способ производства помогает не только решить финансовые проблемы проекта (кино, как известно, недешевый бизнес, и международная складчина тут как нельзя кстати), но и отлить в интернациональной экономической форме содержание, которое с недавних пор принято по-умному называть мультикультурным. Если, конечно, чей-то денежный вклад в чужестранный замысел не является жестом бескорыстной доброй воли и не ограничивается любезным и безвозмездным банковским переводом на дружественный счет.

Последний вариант почти наверняка имел место в процессе производства конкурсного фильма "Восточные пьесы" о современной болгарской жизни, где, как и у нас, есть место национальным конфликтам, жертвами которых становятся турки. Каким образом к этой проблематике, кроме соображений общечеловеческого порядка, причастны шведы, сделавшие вклад в финансирование "Восточных пьес", мне оставалось совершенно непонятным в течение часа, пока все не разъяснил эпизод в кафе. Один из персонажей заказывает официанту пиво и слышит в ответ, что местного нет, зато шведское - пожалуйста, хоть залейся. Тут же воображение нарисовало скандинавского финансиста, который, устав сдерживать напор случайных знакомых - болгарских продюсеров, соблазнявших его выгодами участия в их проекте, сдался при условии, что в драматургии найдется место шведскому пенному, - вот оно и нашлось.

Однако это курьезный в своем простодушии случай - все же, как правило, международные отношения завязываются в фильмах более осмысленным способом, оправдывающим причастность конкретных стран к их производству. Скажем, понятно, почему "Грусть пани Шнайедеровой" произвели именно Чехия с Албанией: события "Грусти" развиваются в начале 60-х, когда албанские власти, возмущенные советским предательством идеалов сталинизма, решили повернуться спиной ко всему соцлагерю. Жертвой этого поворота стал студент-красавчик Лехе, обучавшийся в пражской киношколе и снимавший в чешской провинции диплом о достижениях мотоциклетной промышленности. Разумеется, съемками дурной документальной агитки дело там не ограничилось, и бездушный каток тоталитаризма проехался по первому жаркому чувству черноглазого студента к тихой бледнолицей супруге местного полицейского, каковое чувство анемичный Ник Хелилай изображает весьма неубедительно, - даром что его актерские достижения в фильме "Албанец" минувшим летом почтили призом на Московском кинофестивале.

К слову, "Грусть" вполне могла найти место в программе ММКФ-2010, который сделал разборки с социалистическим прошлым своим центральным мотивом. Но московские отборщики почему-то обошли своим вниманием фильм Эно и Пиро Милкани, и Оренбургу это оказалось на руку: он и так позвал к себе гостившую в Москве сербо-словено-франко-венгерскую "Клятву", а множить в своем конкурсе ранее предъявленные в отечестве фильмы означало бы лишний раз зря тревожить собственную фестивальную гордость.

Правда, военная драма "Макс Манус" (Норвегия-Дания-Германия) успела даже побывать в российском прокате, и это не помешало ей не только попасть в конкурс, но и получить от возглавляемого польским актером Ежи Штуром жюри "Золотого сарматского льва", да еще и приз актеру Акселю Хенни в придачу. Впрочем, свое присутствие в нашем прокате "Макс" больше обозначил де-юре, чем заявил де-факто, поэтому никакой серьезной помехой оно стать не могло.

Голосуя за "Макса", жюри поддержало добротно исполненную ретродраму о норвежских сопротивленцах времен второй мировой и о том, как обходится война с чувствами и судьбами молодых людей. Занятно, что год назад оренбургское жюри во главе с Арво Ихо тоже отметило главным призом норвежский фильм - "Томми в аду", и я был бы рад вскрыть упрятанный в этой рифме тайный геополитический сюжет, если бы понимал, в чем он заключается.

В прошлогоднем фильме подросток Томми искал себя в мирных обстоятельствах и в отношениях с друзьями, среди которых обнаруживались китайцы и арабы. Здесь двадцатилетний Макс взрослеет на войне, занимаясь подрывной деятельностью в порту бок о бок с другими юными норвежцами, а немецкое участие в производстве фильма мотивировано тем, что родина Макса стонет под гнетом фашистской Германии.

"Макс Манус" хорош ровно настолько, насколько лишен каких-либо амбиций, кроме желания внятно рассказать далеко не новую, вполне предсказуемую, но неглупую, невульгарную и честную историю. В необходимости выводить его в безоговорочные оренбургские лидеры были уверены далеко не все члены жюри, но пан Штур великодушно отказался от права на второй председательский голос, и в результате франко-китайско-корейская драма "Река Думан", имевшая среди судей свою партию сторонников, осталась только с призами режиссеру Чжангу Лу и актрисе Ли Янглинн, хотя эта история северокорейских иммигрантов исполнена, конечно же, изысканнее, чем прямодушный норвежский "Макс". Несомненными достоинствами обладает и "Она китаянка" (Германия-Франция-Великобритания), но эти достоинства уже были отмечены "Золотым леопардом" в Локарно, что почти наверняка отпугнуло жюри, которое поостереглось ставить оренбургского "льва" в хвост к швейцарскому хищнику: смешно, мол. Ну и напрасно. В "Китаянке", кстати, мультикультурное содержание довольно ловко внедрено в простенький сюжет: главная героиня, диковатая девочка себе на уме, пережив на родине короткий бурный роман с криминальным типом, после гибели бой-френда перебирается на его деньги в Британию, где сначала фиктивно выходит замуж за дряхлого педагога, а затем щедро дарит нерастраченные чувства приезжему индусу. В общем, получается, что Восток в грош не ставит малосильный Запад и готов его терпеть только как ресурс, помогающий ему обделывать свои дела. Уж не знаю, насколько такой вывод близок сердцу фестиваля в Оренбурге, который, несомненно, следует признать удачно выбранным местом для установки "испытательного стенда" копродукции.

За кандидатуру Оренбурга проголосовали история с географией: русский город, построенный на пограничье Европы и Азии, казахских степей и башкирских земель, в 1920-е годы, подавая всему миру положительный пример интернационализма, успел поработать столицей Киргизской АССР. А нынче в Оренбуржье проживает почти сотня разных национальностей и этносов - в общем, фестивальный адрес был выбран президентом Татьяной Воронецкой со смыслом. За насыщение фестивальных полок достойным товаром отвечал, как и прежде, киновед Сергей Лаврентьев, который выставил на конкурс 11 фильмов, сделанных сообща 20 странами в разных производственных сочетаниях.

Назвать эту программу коллекцией отборных, один к одному, перлов киноискусства не повернется язык и у самого благожелательного зрителя, но Оренбургу стоит утешиться тем, что на безупречную коллекцию не тянет ни каннская, ни венецианская программа, не говоря уже о берлинской, так что фундаментальных поводов для расстройства нет. Есть повод для пожеланий, и я им воспользуюсь, посоветовав в будущем по возможности воздерживаться от приглашения в конкурс фильмов вроде "Виски с молоком", польза от которого была только одна и весьма условная: он заполнил российскую графу в сводной фестивальной таблице сделанных в копродукции фильмов. Вроде как неудобно стране-устроительнице не показать свой товар лицом. На самом деле это стыд ложный, более того, гораздо неудобнее отечественному кино представать в таком виде, какой ему придал дельный продюсер Александр Михайлов, несколько лет назад предположивший, что он еще и режиссер, сам себе успешно доказавший обратное дебютным "Блюзом осенних листьев", но зачем-то выступивший с новыми публичными доказательствами.

Правда, еще одним - опять же условным - аргументом фестиваля в пользу этого российско-польского алкогольного коктейля с похмельным исходом могли быть его притязания на глубокомысленную притчу, что при остром желании допустимо квалифицировать как причастность автора к напряженным авангардным поискам в области формы. О таковых поисках фестиваль забывать не должен - все же имя обязывает. Однако главным достижением отечественного киноавангарда стали для меня материалы к фильму Марлена Хуциева "Невечерняя". Это история в двух главах о двух встречах Чехова и Толстого, оба раза в связи с болезнью: сначала Толстой навещает хворающего Чехова в московской больничной палате, затем Чехов в Ялте наносит визит занемогшему Толстому. О "Невечерней" стоит говорить подробно, не впроброс в фестивальном отчете: о том, как существуют в кадре Михаил Пахоменко (в первую очередь) и Владислав Ветров, о совершенно фантастическом эффекте добытой откуда-то хроники (при этом никакого привкуса стилизации), о безыскусности разом мощного и тончайшего искусства и о совершенной магии кино, которая, боюсь, может быть, если не погублена, то подпорчена попытками превратить эти фрагменты в цельное изделие. Лучше бы им оставаться фрагментами - в них самих заключена гораздо более существенная цельность. "Материалы к фильму" - авангардный жанр, и едва ли он чужд человеку, определившему лицо советского кино 60-х и через полвека доказавшему, что крупный дар с годами покидает только того, кто этого заслуживает.

Дмитрий САВЕЛЬЕВ
08.12.2010

Источник - Время новостей
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1291785720


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх