В.Ночевкин: Третья революция в Киргизии может стать исламской 17:59 08.12.2010
ТРЕТЬЯ РЕВОЛЮЦИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ИСЛАМСКОЙ
или О чем рассказали видеоролики, гуляющие в Интернете...
РОЛИК ПЕРВЫЙ. Экскурсия в логово ИДУ… На экране - вращающийся в космическом пространстве земной шар. Вот он стремительно приближается... Мы, зрители, - как бы космонавты, совершающие посадку. Прорываемся через пелену облаков. Под нами - Афганистан… Так эффектно начинается - нет, не программа какого-нибудь канала "Дискавери", - а очередной видеоальманах Исламского движения Узбекистана. Титры на узбекском языке поясняют, что производитель ролика - студия "Жундуллох" ("Воины Аллаха"). Альманах называется "Новости с территории племен". Речь - о Вазиристане, приграничной с Пакистаном афганской провинции, не контролируемой ни кабульским правительством Карзая, ни натовцами. Где-то в этой горной местности прячется, по слухам, "неуловимый" Усама бен Ладен. Здесь же который уж год базируются и боевики ИДУ - не менее неуловимые. На экране появляется ведущий студии "Жундуллох", титры представляют его моджахедом (воином джихада) Абдул Азизом. Выглядит он, как и должен выглядеть в обывательском представлении типичный моджахед - чалма, бородка, восточное одеяние, на плече - автомат Калашникова. Но держится словно заправский западный телерепортер - легко, непринужденно. Возможно, в прошлой, светской и мирной, жизни он и работал на телевидении - парень этот, говорят, из Ташкента.
Моджахед-репортер Абдул Азиз приглашает в логово неуловимого ИДУ.
- Сегодня в этой крепости, - с располагающей улыбкой начинает свой репортаж Абдул Азиз, - проходит встреча моджахедов Исламского движения Узбекистана. Сейчас мы присоединимся к ним и узнаем, что здесь происходит. Репортер-моджахед (бывает, оказывается, и такая профессия) гостеприимно распахивает ярко разрисованные ворота - цветастое пятно на фоне мрачных глинобитных стен крепости, отделанных булыжниками. Видеокамера и мы вместе с ней следуем за ним под идущую фонограммой бодренькую арабскую песню о… джихаде.
Комментирует эксперт-исламовед Кадыр Маликов: - Такие видеоальманахи, освещающие деятельность ИДУ, стали появляться сравнительно недавно. Обратите внимание, на каком высоком профессиональном уровне он сделан. Чувствуется, что идеологическая работа в ИДУ переходит на новый качественный уровень. И адресована она в первую очередь молодежи, привыкшей к современным технологиям.
Так вот где гнездится организация, наводящая ужас на всю Центральную Азию! Небольшой дворик, укрытый тентом. Обстановка спартанская, даже, можно сказать, средневековая. О том, что на дворе 21 век, напоминает лишь современное стрелковое оружие, которое есть абсолютно у каждого из присутствующих. А еще - акустическая техника: речи здесь, как и на любом собрании, произносят в микрофоны. Задник импровизированной сцены украшен черным флагом джихада. А под ним - огромный баннер с благостным, умиротворяющим пейзажем. Картина, видимо, изображает рай, куда стремятся все моджахеды.
Людей во дворе человек триста. Здесь и седобородые старцы, и совсем юные мальчишки. Но основная масса - крепкие молодые мужики. И здесь царит полный интернационал. В Вазиристане собрались выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Российской Федерации (в основном с северного Кавказа), из арабских стран. Собрались представители всех крыльев ИДУ. Лица некоторых из присутствующих при монтаже видеозаписи заретушированы. То ли это полевые командиры, то ли секретные боевики-диверсанты, которым еще предстоит выполнять спецоперации, потому и "светить" их нельзя. Перед выпуском в свет видеоальманах явно просматривает военная цензура - у ИДУ, как известно, есть и своя разведка, и контрразведка.
Обстановка в "зале заседаний" ИДУ более чем спартанская.
В "зале" легкое оживление - появляется лидер ИДУ Тахир Юлдашев. Тот самый Юлдашев - фигурант ооновского черного списка ближайших союзников "Аль-Каиды", "террорист №1" Центральной Азии, заочно приговоренный на родине, в Узбекистане, к смертной казни. Видеоролик, что интересно, датирован январем 2010 года. Тахира Юлдашева к тому времени уже не было в живых - еще в августе 2009 года он был смертельно ранен в результате ракетного удара, нанесенного американским самолетом-беспилотником. Идэушники держали в тайне факт его гибели ровно год. И это выступление (снятое гораздо раньше, чем выпущен в свет альманах) явно призвано попутно дезинформировать вражеские спецслужбы: Тахир, дескать, жив и здоров.
"Террорист №1" Тахир Юлдашев был превосходным оратором.
И слушали своего идеолога моджахеды очень внимательно.
После выступлений нескольких делегатов модератор (есть здесь и свой модератор - моджахед Абдуллох) дает слово Тахиру Юлдашеву. Его речь - своего рода идеологическая "накачка" соратников - длится долго. Но лидер ИДУ - надо отдать ему должное - оказывается превосходным оратором. Он оживленно жестикулирует, умеет выдержать эффектную паузу, говорит очень эмоционально и образно.
Комментирует Кадыр Маликов: - Говорит Тахир Юлдашев о том, что у не очень образованных верующих находит самый живой отклик. О том, например, что моджахеды должны совершать только хорошие дела и служить обществу примером для подражания. О том, что мусульмане должны забыть все распри. Четыре суннитские правовые школы-мазхабы он сравнивает с четырьмя колодцами - с одной и той же водой. А значит, разногласий между ними быть не должно. Он говорит о том, что получение знаний в школах - обязанность каждого мусульманина. И очень много говорит о том, как моджахеды должны относиться к нему самому как к руководителю. "Я вам - не царь, не падишах, относитесь ко мне как к равному, - призывает Тахир Юлдашев. - Поскольку вы меня выбрали, то должны мои приказы исполнять. Но я тоже могу ошибаться. И ваша обязанность - указать мне на эти ошибки, поправить меня. Я могу наказать любого. Но если я совершу нарушение - вы должны меня снять с этой должности и наказать". Расходы казны, говорит также Юлдашев, должны быть абсолютно прозрачными и подконтрольными обществу - в данном случае ИДУ. И этот демократизм тоже очень привлекает людей. Согласитесь, если бы светские лидеры почаще напоминали своим согражданам, что те просто обязаны говорить им правду в глаза (и за критику не преследовали бы, а исправлялись), то проблем у светских режимов было бы гораздо меньше. Словом, многое из того, что говорит Юлдашев, можно было прочесть в вашей газетной рубрике "Беседы об исламе". Но вывод лидер ИДУ делает свой. Невозможно, говорит он, каждому мусульманину жить праведно, пока в Центральной Азии существуют неправедные режимы. Поэтому приоритет нужно отдавать не большому джихаду (самоусовершенствованию каждого мусульманина), а джихаду военному. То есть эти режимы свергать.
А вот и апофеоз идеологической "накачки" - "обновление" присяги, которую моджахеды, окопавшиеся в горах Вазиристана, принимают каждый год. Вокруг Тахира Юлдашева столпотворение. Присягнуть делу джихада стремятся даже желторотые пацаны. Лидер ИДУ плачет от переполняющих его чувств.
Смена подрастает. Юные моджахеды соревнуются в разборке-сборке автоматов.
Август этого года. Исламское движение Узбекистана, выбрав себе нового амира (военного руководителя), только теперь, год спустя, официально объявляет о смерти Тахира Юлдашева. К тому времени уже произошли кровавые события на юге Кыргызстана, в провоцировании которых ГСНБ Кыргызстана обвинила - в числе прочих организаторов - и боевиков ИДУ. Моджахеды в долгу не остались. Новый лидер ИДУ Усман Адил в своем аудиообращении, распространенном через Интернет, дал такую оценку резни на кыргызском юге: "Эта кровавая трагедия - из разряда низменных интриг против мусульман, организованных правительством еретиков (в другом переводе - во множественном числе: "правительствАМИ еретиков". - Примеч. авт.). Пусть Аллах сделает так, чтобы мусульмане сделали правильный вывод и смогли пойти по пути джихада".
А это уже взрослые боевики показывают, чему нужно пацанам учиться. Показательное выступление идэушного "спецназа".
О правительстве какой именно страны (или стран) идет речь, лидер ИДУ многозначительно не уточнил. Но из его уст впервые слово "джихад" прозвучало в связи с событиями в Кыргызстане.
РОЛИК ВТОРОЙ. Джихад городских парней...
Появился он в Интернете в середине сентября. Снят, в отличие от высококачественного альманаха ИДУ, явно мобильным телефоном. На экране - человек в черной одежде и черной маске. За его спиной на стене - кустарно изготовленный уже знакомый нам флаг джихада: черное полотнище, на нем - ритуальная шахада (свидетельство): "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мохаммад его посланник" - и скрещенные сабли. Словом, антураж вполне в стиле видеообращений "Аль-Каиды". Человек, глядя в монитор, то и дело попадающий в кадр, зачитывает обращение к временному правительству, а также ко всем госструктурам и органам государственной власти Кыргызстана. "Во избежание хаоса и несправедливости" человек в маске призывает кыргызскую власть "принять закон Аллаха и править государством, как приказал нам пророк Мохаммад". А в случае отказа обещает: "Мы, мусульмане, обязаны будем бороться против неверия до тех пор, пока не восторжествует шариат Аллаха". "У вас, - грозно заключает человек-невидимка, - есть на раздумье три дня, чтобы выбрать: быть с мусульманами или неверными".
Вверху - Т.Юлдашев, убитый ракетой американского самолета-беспилотника.
Внизу - его преемник Усман Адил, первым намекнувший о возможности джихада против властей Кыргызстана... Очень молодой, кстати, человек. Террористические и экстремистские организации омолаживаются - и ставку делают на молодежь.
И вот уже некие кыргызстанцы - молодые, как видно, и образованные - ставят в своем видеоролике ультиматум временному правительству КР. Впервые используя символику джихада.
Комментирует Кадыр Маликов: - Видеосъемка сделана в домашних условиях. И сделана на территории Кыргызстана - в Бишкеке или Оше. Очень примечательно то, что молодой человек в маске основную часть своего обращения зачитывает на русском языке и лишь в конце переходит на кыргызский с южным акцентом. Это говорит о том, что парень этот из тех, кого у нас называют городскими. И обращается он прежде всего к такой же "городской" аудитории. Он обильно цитирует тексты Корана (и на 80 процентов трактует его правильно), а также литературу джихадистского толка, изданную на русском языке. Эти книги, очень популярные у радикалов Северного Кавказа и запрещенные в России, в наш регион по-прежнему поступают беспрепятственно. Речь парня выстроена грамотно. Значит, перед нами - люди образованные. Можно догадаться, что за кадром остались еще 5-6 человек. Это уже настоящий жаамат, минимальная мусульманская община. Склоняюсь к мысли, что к существующим радикальным организациям типа "Хизб ут-Тахрира" или "Союза исламского джихада" эти молодые люди отношения не имеют. Кто же они? Это видеообращение может быть чисто провокационной инсценировкой. Может быть и хулиганской выходкой - игрой в "джихад". Но уж, чувствуется, очень хорошо эти ребята подкованы идеологически. Предполагаю, что перед нами - некая новая радикальная группа. Причем настроенная весьма решительно. Такие ролики, к слову говоря, в Кыргызстане еще не появлялись. Джихадистская символика используется в нашей стране впервые.
резюме Кто и в какую сторону будет менять Кыргызстан?
Вопрос сегодня самый злободневный.
- Итак, Кадыр, что же кроется за этими видеороликами? - За ними кроются очень тревожные процессы, охватывающие не только Кыргызстан, но и всю Центральную Азию. Отделить события в одной стране от событий у соседей просто невозможно. Нынешний 2010 год стал ПЕРЕЛОМНЫМ для всего региона. Главная его особенность, на мой взгляд, это продолжающаяся ДЕГРАДАЦИЯ светских режимов.
Что происходит в Кыргызстане - мы видим. Но ситуация в Таджикистане (где я недавно побывал) очень похожая. Растут протестные настроения - особенно на севере страны, в Худжанде, - вблизи наших кыргызских границ. И особенно среди молодежи… И эти настроения все чаще имеют религиозную почву. Ислам политизируется и радикализируется прямо на глазах. Таджикские власти мечутся, впадают из крайности в крайность. То начинают заигрывать с верующими - объявляют год Абу Ханифы (видного исламского богослова, основателя ханафитской правовой школы). То, испугавшись роста религиозности, запрещают ношение хиджаба в школах. Старые элиты, правящие во всех странах Центральной Азии (а их костяк в основном составляют еще коммунистические кадры), до сих пор не поняли, что общество стремительно меняется. Элиты не видят, что они и общество уже живут разной жизнью и существуют в параллельных мирах. И поэтому не исключаю, что третья революция в Кыргызстане может быть уже… исламской. - Почему именно исламской? Ведь уровень религиозности в Кыргызстане гораздо ниже, чем в том же Таджикистане. - Да потому, что настоящей светской революции у нас не произошло. Я много общаюсь с людьми и вижу, как растет разочарование - особенно среди молодежи. Причем молодежи именно городской, продвинутой - мечтающей о достойной работе, о справедливых правилах игры, о жизни в стабильном государстве. Люди не видят настоящих революционных изменений, реформ. Люди видят во власти лица все тех же чиновников и депутатов. Люди видят, что коррупция не снижается, а даже растет, люди вынуждены платить сегодня еще большие взятки, чем раньше. Население (особенно на юге страны) деморализовано недавней резней и вспышками национализма. Отсюда и мысли: при нынешних порядках мы так и будем бегать по замкнутому кругу. И, получается, какую-то альтернативу может предложить только политический ислам - с его очень привлекательными идеями справедливости, подлинной демократии и интернационализма. А радикальные организации этой идеологией людей заразить умеют. Поскольку сами очень идейны - в отличие от наших светских политиков. - Кто же будет здесь насаждать идеологию ИДУ? - Его возможности в Кыргызстане пока весьма ограничены. Но есть и другие организации - например, "Хизб ут-Тахрир". Хизбутовцы, ведя идеологическую работу, готовят почву, разумеется, для себя. Но все эти радикальные движения разными путями идут к одной цели - созданию теократического государства. И в последнее время они ищут пути к сближению друг с другом. - Минувшим летом всевозможные эксперты предсказывали вторжение боевиков в Кыргызстан. Да и объявление джихада вроде бы прозвучало. Но все, слава богу, было тихо. - Тем не менее намерение начать джихад было озвучено - и это уже тревожный знак. Думаю, каких-то акций стоит ожидать в следующем году. Тем более что впереди зима, которая, как обычно, обострит все проблемы. Радикалы умело пользуются протестными настроениями и готовы их поддержать. То же ИДУ, которое к моменту, когда снимался вышеупомянутый видеоролик, переживало жестокий кризис, теперь может обрести второе дыхание. Впрочем, ИДУ может не спешить, оно видит, что светские режимы Центральной Азии загнивают сами собой… И спокойно ждет своего момента. Но смотреть надо на несколько лет вперед. Ислам так или иначе овладевает умами людей, особенно современной молодежи. Он неизбежно войдет в политику. Весь вопрос, к какой модели мы в итоге придем - к, условно говоря, турецкой или афганской? Пока, к сожалению, у нас есть все шансы стать вторым Афганистаном. - Что может сегодня предпринять власть Кыргызстана, чтобы избежать такого сценария? - Бросить максимум сил и финансов на просвещение, на поддержку умеренного ислама - ведь ислам может стать не только мечом, но и щитом. Идти в народ, работать с молодежью, готовить кадры. А главное - сделать все, чтобы заручиться поддержкой населения. Прекратить делить портфели и ресурсы, а заняться страной, начать реальную борьбу с коррупцией. Если бы в Кыргызстане после революций начались реформы, подобные грузинским, то, уверяю вас, угроза сейчас не была бы такой острой. И времени у нас остается очень мало. Если мы сейчас не начнем меняться сами, придут силы, которые изменят нас насильно. Так, как нужно им…
Вадим НОЧЕВКИН 03.12.2010 г.
|