24.kg: Как воспитать кыргызского манкурта 10:42 13.12.2010
Как воспитать манкурта
В конце минувшей недели общественность Кыргызстана захлестнула волна негодования, когда стало известно, что в Бишкеке Мемориальный дом-музей основоположника национальной скульптуры Ольги Мануиловой может исчезнуть. Как выяснилось, к первому вице-премьер-министру Амангельди Муралиеву было отправлено письмо-обращение на бланке Генпрокуратуры за подписью и.о. генерального прокурора Кубатбека Байболова с просьбой "изыскать возможность выделить помещение для переноса дома-музея в другое место". В ответ Амангельди Муралиев дал поручение Мингосимущества и Минкультуры рассмотреть и внести предложения до 10 декабря.
Пока чиновники решают, делать ли еще один шаг в сторону манкуртизма и варварства, ИА "24.kg" решило узнать мнение своих респондентов по этому вопросу.
Садык Шер-Нияз, министр культуры и информации КР:
- Да, к нам поступало поручение от правительства КР рассмотреть предложение о переносе Мемориального дома-музея Ольги Мануиловой в другое место. Мне непонятно, почему Генпрокуратура не обратилась сначала к нам, чтобы совместно обсудить этот вопрос. Музей по балансу подчиняется мэрии города Бишкека. Но это не означает, что мы не должны курировать данный вопрос.
Напомню, что дом-музей - это специфическое учреждение. Оно открывается по конкретному месту - адресу, району, где художник жил, работал, имел мастерскую. Перенос дома-музея равносилен его уничтожению. Так что реакция Министерства культуры и информации однозначная: мы против переноса дома-музея в другое место.
Виктор Шестопал, скульптор, народный художник КР, лауреат Госпремии имени Токтогула, профессор кафедры изобразительных дисциплин КРСУ:
- Я был ошарашен, когда узнал о предполагаемом переносе Мемориального дома-музея Ольги Мануиловой в другое место. Это нонсенс, ненормальное явление. И происходит подобное не случайно. Отношение к памятникам в Кыргызстане просто отвратительное. Решают эти вопросы люди, совершенно не имеющие понятия об искусстве.
Мы и так уже безвозвратно потеряли много памятников из старого Пишпека и раннего Фрунзе.
Роль Ольги Мануиловой в культуре Кыргызстана колоссальна. После Ласло Месароша она - второй человек, который создавал здесь скульптурный фонд и на долгие годы сформировал большое поле для профессиональной скульптуры. Двери ее мастерской благодаря душевной щедрости были открыты всем. У нее учились ставшие позже известными зодчие Аскар Исаев, Альбек Мухутдинов и многие другие. Бездну сил и времени она отдавала детям - постоянно крутились они в доме-музее, играли, лепили, учились. У нее была мечта открыть там школу скульптуры. И там же я вылепил портрет Ольги Максимилиановны с натуры. Она всегда давала место в своей мастерской, если нам негде было лепить. Эта мастерская была миром скульптуры в республике.
То, что придумала Генпрокуратура, - это смех и бездарность. У них есть свое здание, пусть они его и приводят в порядок.
Гульчехра Токтосунова, заслуженный деятель культуры, искусствовед:
- Как не стыдно претендовать на святое?! Святыни надо охранять, только тогда мы сохраним цивилизованное общество, высокое звание государства, в котором хранят и чтут историю и память о мастерах, которые заложили фундамент кыргызского искусства. Как можно было покуситься на это место? Для многих кыргызстанцев оно свято, в нем витает дух Ольги Мануиловой. Сколько всего она сделала для скульптуры Кыргызстана - памятники, барельефы, бюсты... Скольких будущих маститых скульпторов взрастила! Она отдала всю свою жизнь кыргызской земле.
Я очень люблю бывать в этом доме-музее, он активно функционирует, живет, в нем постоянно проходят выставки. Там встречаешься с ясным ликом Ольги Мануиловой... Сейчас мы не можем не встать на защиту дома-музея. Уверена, он останется на своем прежнем месте. В конце концов, должен же работать и закон по охране памятников и исторических объектов.
Олег Бондаренко, исполнительный директор Ассоциации издателей и книгораспространителей, главный редактор электронной библиотеки "Новая литература Кыргызстана":
- Мне абсолютно непонятно, зачем переносить дом-музей Ольги Мануиловой. Ведь это затратное дело. Что, деньги некуда девать? Если денег избыток, так лучше вложите их во что-нибудь нужное, например, профинансируйте электронную библиотеку "Новая литература Кыргызстана" и оцифровку эпоса "Манас".
В принципе, есть еще одно решение: подогнать бульдозеры и экскаваторы и просто смести этот музей с лица земли. А потом направить эти же бульдозеры и экскаваторы для разрушения тех немногих исторических памятников, что у нас еще остаются. Можно разрушить также несколько зданий дореволюционного Пишпека - например, нынешний Дом писателей на Старой площади, можно заодно разрушить и деревню Манаса, и все гумбезы не пощадить... Зачем нам старина? У нас теперь все новое! Уверен, чиновники будут выстраиваться в очередь, чтобы порулить этими бульдозерами...
Александр Шахназаров, радиоведущий:
- Что значит "они его перенесут в другое место"? Вырежут его вместе с землей и поставят где-нибудь в "Ак-Орго"? Чтобы там о доме-музее все напрочь забыли? Я считаю, что это варварство. И люди, которые там, наверху, развлекаются, распиливая чужую собственность, задумали очень скверное дело. Ничего святого в стране не осталось - то детей из приюта выгоняют, то музей разрушают. Это откровенное позорище. Какой объект следующий в очереди на разрушение?
Я - один из учеников Ольги Максимилиановны Мануиловой. В 1978-1979 годах она преподавала мне историю архитектуры, искусства и живописи на архитектурно-строительном факультете во Фрунзенском политехническом институте. Мне больно видеть и осознавать, как последовательно в республике разрушаются памятники истории, искусства и культуры. Теперь очередь дошла до дома-музея Ольги Мануиловой. Опасная и печальная тенденция - растить поколения манкуртов...
Ширин Айтматова, депутат парламента КР, представитель Международного фонда Чингиза Айтматова:
- В последнее время происходят странные вещи... Когда дело касается какого-нибудь старого исторического здания или памятника, расположенного на выгодном, по чьему-то мнению, месте, многие стараются любыми способами заполучить участок. Мне непонятно, как вообще можно додуматься до того, чтобы решить перенести дом-музей в другое место. Ведь ясно же, что на новом месте исторический памятник потеряет всякий смысл!
В Генпрокуратуре, похоже, работают люди, не имеющие представления, что такое дом-музей. Это показывает их уровень образования и культуры. Я категорически против переноса Мемориального дома-музея Ольги Мануиловой в другое место.
Борис Кубаев, замминистра образования и науки КР:
- Я только сегодня ночью прилетел из Беларуси, где был в командировке, и еще не вник с ситуацию с предполагаемым переносом дома-музея. Но считаю, что этого делать ни в коем случае нельзя без острой на то необходимости - пожара, наводнения, землетрясения или другого стихийного бедствия. Дома-музеи тем и бесценны, что несут нам исторические факты о своих хозяевах и их жизни только на том месте, где их изначально основали.
Виктор Харченко, пресс-секретарь Посольства РФ в КР:
- Надо бережно относиться к своей истории и культуре. Любой перенос памятного наследия не есть хорошо. Я думаю, решение этого вопроса в компетенции местных властей - мэрии, например. При желании стороны смогут найти выход из ситуации, тогда и дом-музей останется на месте, и нуждающимся в новом помещении неким лицам найдется другое здание.
Стоун, посетитель известного интернет-форума:
- Очень хотелось бы, чтобы дом-музей остался там, где есть. Помимо сохранения памяти о замечательной женщине, сделавшей столько хорошего для страны и города, в его залах проводятся многочисленные выставки. Причем за очень умеренную арендную плату. Я уже не говорю про то, сколько талантливых людей Ольга Мануилова воспитала. Этот дом пропитан духом искусства, он - часть хрупкого культурного пространства города. Возможно, его стены и не представляют ценности, но он ценен памятью. Кто бы знал, например, про городок Арль во Франции, если бы там не жил Ван Гог? Туристы со всего света едут туда только поэтому. Лувр посещают более 8 миллионов человек в год. Все может приносить и материальную пользу, если есть мозги и желание.
Очень плохо, что создается прецедент с самым высоким покровительством - уничтожение учреждения культуры. Неужели в городе нет другого места? Пусть построят прокуратуру у пожарной части. Когда в следующий раз окультуренная ими толпа будет снова их жечь, может, успеют потушить.
13/12/10 Каныкей МАНАСОВА
|