Д.Ювачев: И рыбку съесть, и шкурку посушить... Как Казахстан "вложился" в борьбу с коррупцией 00:19 14.12.2010
И рыбку съесть, и шкурку посушить
9 декабря все прогрессивное человечество отметило Международный день борьбы с коррупцией. (Полагаю, в этот день "взяткоемкость" по всему миру повысилась). А накануне в России и в Казахстане – в один день – внесли реальный вклад в дело борьбы с коррупцией. "Вложились" Дмитрий Медведев и Кайрат Келимбетов.
7 декабря Дмитрий Анатольевич дал поручения, вытекающие из его Послания. В частности, поручил разработать совершенно новый закон о проведении закупок для государственных нужд до 1 апреля 2011 года. Отвечает за это Владимир Путин, как глава правительства.
Чтоб было понятно, о чем идет речь, приведу цитату из президентского Послания: "По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и "откаты", и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей. Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках – более продуманной и более современной".
Какие изменения требуется внести в первую очередь, по мнению Дмитрия Медведева? Первое – прозрачность: "Обо всех планируемых открытых закупках должно быть известно заранее". Второе – планирование, причем на средне- и долгосрочную перспективу: "На ближайшие три года нужно определить прогнозные планы закупки новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции со стороны государства и крупных госкомпаний, а в дальнейшем по мере возможности расширить горизонт прогнозирования на 5–7 лет. В этом случае и инвесторы, и исследователи будут точно знать, что результаты их труда востребованы"…
7-го же декабря Кайрат Нематович рассказал о своем поручении. Точнее, это было поручение в форме "договоренности": "Мы недавно договорились, у нас Тимур Аскарович Кулибаев лично будет заниматься вопросами закупок национальных компаний". Интересно, что эта договоренность вытекает из необходимости решить сразу три задачи: обеспечить эффективность, прозрачность, а главное – "нацеленность на обеспечение долгосрочными контактами наших отечественных компаний".
Очевидно, что Тимуру Кулибаеву предстоит решить задачи, сопоставимые с теми, что стоят перед Владимиром Путиным. Только обладая меньшим административным ресурсом и с меньшим денежным эффектом в абсолютном выражении: в России воруют на 10 млрд долларов больше, чем "Самрук-Казына" тратит на все закупки (сравните 1 трлн рублей и 3,5 трлн тенге).
Задача не из легких. Увлекшись усложнением процедуры госзакупок, что оправдывалось необходимостью бороться с коррупцией, мы в итоге победили… сами закупки. Система стала абсолютно неэффективной. Ни одна компания, вдруг попавшая под требования госзакупа – в силу включения в состав ФНБ либо в силу того, что является недропользователем, – уже давно не может купить что-то быстро. Равно как не может закупить что-то на длительный срок. Ни одна компания не может договориться с казахстанским производителем, что будет у него брать такую-то продукцию в течение пяти лет – просто потому, что она не уверена в том, что сможет у него купить хоть что-то хотя бы раз. Все решает Его Величество тендер! Кто меньшую цену предложил, тот и в дамках. Чего уж мечтать о том, что сначала будет заказана научная разработка, потом сделан опытный образец, потом промышленный, а уж потом начато серийное производство, чтобы товар покупался десятилетиями! Это просто невозможно. И мы после этого хотим, чтоб отечественный производитель становился конкурентоспособным! Мы ж ему не даем никаких гарантий! Заводы не могут ничего планировать!
При этом – заметьте! – коррупцию мы так и не победили. Выигрывают те, кто надо. Они благодарят тех, кого надо. На оставшиеся копейки что-то поставляется. Или подписываются акты, что что-то поставляется.
Спрашивается: зачем же Карим Масимов в свое время освободил "Самрук-Казыну" и входящие в его состав компании от закона о госзакупках? Зачем все это время они закупались по своим, особым правилам? Где эффект? Нет! И не будет его, потому что в главном правила эти от закона о госзакупках не отличаются. Воровать они дают возможность, закупать эффективно – нет.
И вот теперь разгрести все это поручили Тимуру Кулибаеву. Мотивы понятны. Во-первых, он человек и так состоятельный, ему эти закупки до лампочки – репутация дороже (хотя и пытаются ее в последнее время запачкать нанятые на деньги беглых банкиров различные малоизвестные "общественные деятели"). Ну не будет фигурант списка "Форбса" по-мелкому щипать с каждого контракта! Во-вторых, он известен как эффективный менеджер – выстроил не одну систему, создал не одну команду. Кому, как не ему сделать закупки более эффективными и прозрачными, при этом менее коррупционными?
Я вам больше скажу. Ему надо поручить контроль над всеми закупками в стране. Создать Агентство по госзакупкам с прямым подчинением президенту – и во главе этого Агентства поставить Тимура Кулибаева. И, кстати, переделать закон и распространить его на всех – будь то СамКа или еще кто, не имеет значения. Любой другой поддастся соблазну, Кулибаев – нет.
Другой вопрос: зачем это ему. Некоторые, кстати, считают, что стать ответственными за закупки – означает сунуть голову в петлю. Примеров тому масса! Вон Кулекеев – уж на что кристальная репутация у него была, даже премьер обратил на это внимание, когда представлял его коллективу КТЖ. А все равно через год пришили-таки ему дело о взятке за тендер. И теперь он свою репутацию хоть "тайдом", хоть "ариэлем" будет отстирывать – уже не отстирает (хотя, конечно, Кулибаев – не Кулекеев, к нему всякая грязь так легко не пристанет).
А вот политический вес Тимура Аскаровича после такого назначения точно вырастет. Представляете, какие потоки он будет контролировать, сколько контактов и проектов на него замкнется? И, опять же, он хорош в роли "смотрящего": "под ним" не будет ни у кого из министров или руководителей нацкомпаний соблазнов. Да и финполиция уже не сможет любого вытаскивать "за ушко да на солнышко" – не будут те, кто ведут госзакупки, ворами по определению, как сейчас.
Система государственных закупок должна работать по закону единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, покупатель и поставщик должны беспрепятственно встретиться, и заключенный контракт должен быть безусловно наиболее выгодным как по цене, так и по качеству. С другой – участники этого процесса должны быть лишены возможности урвать себе кусок от закупочного пирога, поэтому покупатель и поставщик не должны иметь возможности договориться.
Тимур Кулибаев как раз известен тем, что умеет решать такие противоречивые задачи – как говорят в народе, и рыбку съесть, и шкурку посушить. Он сумел создать государственную нефтяную компанию, которая работает как западная частная, оставаясь при этом социально ориентированной. Он сумел обеспечить транзит газа по территории Казахстана по ценам, которые и Газпром устраивают, и при этом на развитие газопроводов хватает. Он пользуется уважением как иностранных, так и отечественных бизнесменов.
Он совмещает несовместимое, сводит противоположности, заставляет дружить лед и пламя. Так что и с закупками – справится…
Данила ЮВАЧЕВ 13.12.2010,
|