О.Маматов: Борьба за "свободу" как инструмент влияния США или Что американцу хорошо, то узбеку… 11:25 14.12.2010
Борьба за "свободу" как инструмент влияния США или Что американцу хорошо, то узбеку…
Как сообщает узбекский сайт американского радио "Свобода" ("Озодлик"), в отчете Госдепартамента США о религиозных свободах Узбекистан был подвергнут критике, и обвинен в ограничении свободы вероисповедания. Узбекистан, являясь полноправным членом международного сообщества, уважает права и свободы человека, в том числе и право на свободу совести и вероисповедания. Тем не менее, хотелось бы отметить, что международные конвенции, в частности Всеобщая декларация прав человека допускает и некоторое ограничение прав и свобод. Статья 29 всеобщей декларации говорит о том, что "человек должен подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других".
Вот о чем говорит в частности пункт 3 статьи 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах: "Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц". Те ограничения, которые предусматривает Закон о Свободе совести в Узбекистане, вполне объяснимы. В материале "Озодлик" говорится, что ввоз религиозной литературы в Узбекистан жестко ограничен. На самом же деле все зарегистрированные религиозные организации могут ввозить в страну религиозную литературу, если только она не содержит призывов к экстремизму и насильственному свержению конституционного строя.
Упоминается о запрете преподавания религиозных вероучений в частном порядке. Но для того, чтобы человек что-то преподавал, он должен обладать достаточной квалификацией и компетентностью. При всех крупных религиозных учреждениях страны вполне законно работают специализированные школы, в которых преподают религиозные деятели, прошедшие необходимое обучение и обладающие достаточными знаниями. А ограничивается законом преподавание религиозных вероучений людьми, не обладающими достаточными знаниями и не являющимися служителями культа. К такому преподаванию чаще всего прибегают представители деструктивных и тоталитарных сект и радикальных экстремистских движений. Говорится в докладе и запрете прозелитизма (стремление обратить в свою веру как можно большое число сторонников). Действительно, такая деятельность законом запрещена. И на то есть свои причины.
Представители традиционных религий (ислама, христианства, иудаизма и др.) почти не прибегают к прозелитизму. Нигде вы не увидите муллу, православного или католического священника или раввина, проповедующего на улице и пытающегося обратить других в свою веру. Такая тактика, опять же, характерна для тоталитарных сект и радикальных движений, а в условиях многоконфессионального общества Узбекистана активный прозелитизм может привести к расколу в обществе и конфликтам, а это крайне нежелательно. В том же докладе признается, что в Узбекистане представители разных религий мирно сосуществуют, а это, во многом, результат именно государственной политики.
Наряду с этим упоминается о том, что многие небольшие религиозные течения не могут получить регистрацию в Узбекистане, либо их регистрация аннулируется, что автоматически оставляет их "вне закона". На самом же деле с трудностями в Узбекистане сталкиваются представители тех же тоталитарных сект (Тоталитарная секта - организация, наносящая ущерб духовной жизни общества, представляющая опасность для жизни и здоровья граждан, и зачастую существующая в форме религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации для прикрытия различного рода противоправной деятельности) и деструктивных культов (деструктивный культ – религиозная или нерелигиозная организация, в которой ее членам (адептам) наносится психологический, материальный или физический вред), а также религиозных организаций, преследующих своей целью, в конечном счете, свержение существующего конституционного строя, то есть представляющих прямую угрозу для государства. Кто-то из них внесен в международный список террористических организаций, кто-то – пока нет, но цель у них одна.
Одной из функций любого государства является защита своих граждан, в том числе и от влияния деструктивных культов и защита себя от угрозы извне. На это и направлены ограничения, установленные законом, кстати, ни одно из которых не идет в разрез с Всеобщей декларацией прав человека и Пактом о гражданских и политических правах.
С древних времен религия была не только верой, но и инструментом влияния. В средние века под флагом веры шли крестовые походы, затем на смену им пришел более гуманный метод – миссионерство. Мало изменилась ситуация и сейчас. Например, те же самые "нурчисты", о преследовании которых говорится в Докладе Госдепа, главная цель которых – не религия, а укрепление своего влияния и установление в будущем исламского государства. А потому их идеологи и преследуются по закону.
Сами США не скрывают, что используют религию, а точнее борьбу за свободу вероисповедания, как один из инструментов своего влияния. США всегда считали себя страной номер один в мире, одной из задач которой является продвижение демократии, частью которой является свобода религий, по всему миру. Часто не считаясь ни с национальными особенностями, ни с менталитетом и традициями разных народов и государств мира. Именно с этой целью в 1998 году Конгрессом США был принят Акт "О международной свободе вероисповедания". Одновременно с этим, Конгресс обсуждал более 40 биллей, так или иначе касающихся свободы вероисповедания.
Как один из инструментов влияния, США используют экономическую помощь, отказывая в ней тем странам, где, по мнению США, ограничивается свобода религий. Особенно ревностно относятся в США к ограничению миссионерства, ведь очень многие миссионеры разъезжаются по всему миру именно из США. Не случайно, США является лидером по числу разнообразных культов и сект, и религия здесь превратилась в рынок. Защищая миссионеров, США преследуют больше свои интересы, нежели радеют за свободу религий. Еще одним доказательством тому служит тот факт, что первоначально законопроект предусматривал лишь создание Отдела по контролю за религиозным преследованием и введению санкций против стран, где наблюдаются такие нарушения.
В качестве приоритетных в отношении защиты свободы вероисповеданий конкретно назывались католики и протестанты-евангелисты. Назывались и конкретные страны, в которых были зафиксированы преследования за религиозные убеждения, - Куба, Лаос, Китай, Северная Корея, Вьетнам, Судан, Иран. Но в окончательном варианте Акта говорится уже о противодействии нарушению религиозных свобод по всему миру. Фактически данный акт является одним из инструментов давления США на другие страны, граничащим с вмешательством во внутренние дела государств. В Госдепе был создан Отдел по международной свободе вероисповедания, возглавляемый Послом. Одной из задач отдела является "отстаивание религиозной свободы за рубежом в глобальном плане".
На финансирование Отдела ежегодно выделяется 3 миллиона долларов США. Акт предусматривал учреждение поста специального советника президента по вопросам свободы вероисповедания с полномочиями, приравненными к полномочиям директора Исполнительного кабинета президента. Советник обязан оказывать содействие представителям исполнительной власти, собирать информацию о нарушениях свободы вероисповедания в мире и готовить рекомендации президенту и Конгрессу для выработки политического курса. А теперь самое интересное – меры, применяемые в ответ на нарушения, с точки зрения американского Госдепа, свободы вероисповедания предусмотрено создание "черного списка", в который вошла даже Россия, где законодательство, регулирующее религиозную деятельность – одно из самых либеральных.
Среди мер, применяемых к нарушителям, откладывание или отмена научных и культурных обменов, рабочих визитов официальных лиц, ограничение или приостановка помощи и предписание исполнительным директорам США выступать и голосовать против займов иностранным правительствам, ответственным за нарушение религиозной свободы, приказ руководителям соответствующих ведомств США не давать лицензий, грантов или других разрешений на экспорт товаров или технологий зарубежным правительствам, нарушающим религиозную свободу, запрещение любому финансовому институту США делать займы или предоставлять кредиты общей суммой более 10 млн долл. на один год странам и правительствам, ответственным за нарушения религиозной свободы.
Все бы хорошо, если бы эти меры применялись бы ко всем без исключения, но… Статья 410, гласящая, что "никакой суд не имеет права рассматривать решение президента или меры Госдепартамента в соответствии с настоящим Актом" фактически признает юридическую ничтожность и декларативность акта. А оговорки в статьях 406 и 407, о том, что президент (читай – США) может не применять положение Акта, в случаях, когда этого требует безопасность и – внимание (!) – важный национальный интерес Соединенных Штатов – развязывают руки для применения излюбленной политики Вашингтона – политики двойных стандартов. Таким образом, Акт сам себя провозглашает этакой "страшилкой" для государств, проводящих неугодную Вашингтону политику. А ведь известно, что всегда можно найти, к чему придраться, главное только захотеть. Вышеприведенный пример включения России в "черный список" – тому пример.
И в заключении отметим еще одно. Пятый раздел Акта посвящен пропаганде свободы вероисповедания через СМИ (прежде всего радио, телевидение) и кино. Но, на самом деле эти передачи и кинофильмы, которые усилиями многочисленных финансируемых из США фондов и организаций, распространяются по всему миру, пропагандируют не столько свободу вероисповедания, сколько американские ценности и культуру, а на это в США никогда не жалели ни сил, ни средств. Но нужно понять, что не для всех эти ценности приемлемы. Есть в мире и другая философия, другой менталитет. Мир многогранен и многополярен. И с этим нужно считаться.
Обидхон Маматов, политолог, доцент Наманганского Государственного Университета 14.12.2010
|