В.Снегирев: Афганистан сегодня не в состоянии прожить без сотрудничества с другими государствами 00:01 16.12.2010
13 декабря в российском университете Дружбы народов прошла Конференция на тему "Формирования образа России в мире в контексте афганского кризиса и создания системы регион и глобальной безопасности".
Очень хорошо, что такие конференции, Круглые столы, семинары, форумы, касающиеся ситуации в Афганистане, стали регулярными. Открытое и откровенное обсуждение накопившихся проблем – с привлечением представителей диаспоры, ученых, политиков, дипломатов, ветеранов спецслужб – один из действенных способ поиска выхода из кризиса. Конференция, состоявшаяся в РУДН, в этом смысле не стала исключением, почти все позвучавшие там выступления были содержательными, глубокими, проникнутыми искренней заботой помочь Афганистану.
В ходе конференции возникла довольно бурная дискуссия, вызванная тем, что один из участников позволил себе вскользь упомянуть о провале стратегии "пуштунизации конфликта", ссылаясь на работу афганского аспиранта Дипакадемии РФ. Бурю протеста у многих представителей диаспоры вызвал не сам спорный факт подобной стратегии, а упоминание в негативном контексте пуштунов. На докладчика посыпался целый град упреков в том, что, дескать, в Афганистане никто не делит людей по национальному признаку, все мы один народ – афганцы, а любые подобного рода высказывания лишь разобщают людей, вбивают между ними клин, способствуют дестабилизации обстановки.
Один из модераторов конференции даже высказался в том духе, что Афганистан до появления там в массовом количестве советских специалистов вообще не испытывал проблем, связанных с национальными противоречиями. Мол, вся эта зараза появилась 30 лет назад, с Апрельской революцией и приходом ОКСВ. Его поддержал присутствовавший на конференции представитель афганского посольства.
На мой взгляд, подобное утверждение не соответствует действительности.
Любой историк, занимающийся Афганистаном, хорошо знает, что как раз одной из застарелых болезней этой страны является разобщенность – национальная, племенная, социальная и пр. Приводить примеры, значит, ломиться в открытые двери. Один из самых трагических и выразительных – весенние дни 1992 года, когда моджахеды захватили Кабул и разделили город именно по национальному признаку: часть контролировали таджики Масуда, часть пуштуны Хекматьяра, узбеки Дустома и хазарейцы Мазари. И развернувшаяся затем гражданская война во много носила характер межнациональной розни. И война талибов с Северным альянсом - тоже.
Я неоднократно встречался с выдающимся политическим и военным деятелем Афганистана Ахмад Шахом Масудом, много часов разговаривал с ним. Помню, как жадно он расспрашивал о Таджикистане. И генерал Дустом не раз заявлял о некоей автономии для узбеков севера. И в среде пуштунов, увы, есть националистические настроения.
Считать, что появились такие тенденции с приходом советских специалистов, значит обманывать и себя, и других. Хочется напомнить, что как раз СССР тщетно пытался внутри себя создать некое сообщество "советских людей", объединяемых не по национальному признаку, а на основе общей государственности, общей идеологии, общей идеи – строительства коммунизма. Такой же подход СССР экспортировал и в отношениях с сателлитами, в частности, в Афганистане. Когда в конце 1979 года разрабатывалась конституция ДРА, то в качестве консультантов были приглашены три ведущих специалиста по государственному праву из СССР – зам. зав. юридическим отделом Президиума Верховного Совета СССР Седугин П.И., зам. директора ВНИИ советского законодательства Кузнецов И.Н., зам. директора института государства и права Шеремет К.Ф. И с первых шагов своей работы в Кабуле они столкнулись с тем, что афганское руководство настаивало на государственной структуре Афганистана, состоящей из четырех "социалистических республик" - Афганская Социалистическая республика Пуштунистан, Афганская Социалистичекая республика Таджикистан, Афганская Социалистическая республика Узбекистан и соответственно - Хазаристан. С огромным трудом им удалось уговорить руководство страны отказаться от такой идеи, настоять на том, что есть единый афганский народ и надо всячески сохранять и консолидировать эту общность.
Работая на большой книгой, посвященной событиям и процессам т.н. "первого этапа Апрельской революции" (27 апреля 1978 г – 27 декабря 1979 г), я поднял много документов в архивах, встречался с множеством лиц, связанных с теми событиями (политики, дипломаты, работники спецслужб, партийные функционеры, командиры отрядов оппозиции), перечитал все существующие мемуары и другие источники, но нигде не нашел упоминания о том, что Советский Союз пытался поссорить национальности, населяющие Афганистан. Кстати, это было и не в его интересах.
Зато мои исследования помогли увидеть ту бездну, которая разделяла афганцев, работавших на всех уровнях в Народно-демократической партии (НДПА), составлявших фракции "хальк" и "парчам". Возможно, это один из самых трагических примеров в истории мировой политики, когда члены одной партийной организации, объединенные одной целью и одной программой, так яро ненавидели друг друга и так беспощадно друг друга уничтожали. Не хочется сыпать соль на раны, но истины ради надо сказать, что и здесь не обошлось (во многом) без элемента национальной розни.
Извлечены ли из этой истории надлежащие уроки? Или опять все спишут на козни советников из СССР?
К сожалению, слишком часто – к месту и не к месту – приходится слышать утверждения о том, что почти все беды Афганистана связаны с вмешательством в его жизнь неких внешних сил. Дескать, прекратится это вмешательство, и тогда любые проблемы будут решены: и сады зацветут, и все нации заживут дружно, и не будет героина, террористов, нищеты и отсталости.
Правда же состоит в том, что Афганистан сегодня не в состоянии прожить без тесного сотрудничества с другими государствами, без внушительной помощи экономического, военного, гуманитарного характера. А эта помощь неизбежно связана с присутствием на его территории представителей разных государств и их прямым или опосредованным влиянием на социум. Место советских специалистов теперь заняли американские, потом, возможно, придут китайские или индийские… И сыпать по их адресу вечными упреками во вмешательстве во внутренние дела – дело неблагодарное и бессмысленное. Стоит считать это некими издержками, некой платой за ту помощь, которую афганцам оказывают и без которой, увы, Афганистану сегодня не прожить.
Проблемы же лежат не за пределами границ, а внутри нас. Они – в нашей истории, нашем менталитете. И никто, кроме нас самих, их не решит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
14.12.2010
Об авторе: Владимир Николаевич Снегирев, кандидат исторических наук, известный российский журналист, автор ряда книг об Афганистане ("Вторжение"", "Рыжий" и др.).
|