"Christian Science Monitor": Рождество празднуют даже радикальные исламисты 10:44 20.12.2010
Почему Талибан дал мне Рождественскую елку
Политкорректность, под маской терпимости, учит нас не произносить "С Рождеством Христовым". Но я видел, что дух Рождества является трансцендентальным – через культуры, страны и даже религии. В прошлом году прогуливая мою кошку (не используя никакой привязи) и разглядывая Рождественские украшения у себя по соседству, я подошел к дому, украшенному еловыми ветвями, красными лентами и нитями цветных огней. Я был озадачен. Я знал, что женщина, которая там живет, является иранкой, мусульманкой-шииткой. "Странно", подумал я. Когда ее муж появился во дворе, я высказался в отношении того, насколько это странно видеть Рождественские украшения в шиитском доме. Он ответил, "я еврей". "Неужели! Вы еврей, Ваша жена иранка - мусульманка и Вы украшаете свой дом к Рождеству?". Он пожал плечами и сказал: "Знаете что, мы считаем Рождество международным праздником". "Это возможно только в Америке", пробормотал я, следуя за моей кошкой. Однако это не верно. Мой сосед был прав: Рождество является международным праздником – светским и религиозным. Сочельник на Священной земле В это время года я часто вспоминаю Сочельники, которые я провел на Священной земле, в то время как работал на Си-Эн-Эн. В ночь перед Рождеством, моя телевизионная команда и я должны были совершать ежегодное паломничество в палестинский Вифлеем для того, чтобы делать передачу церковных служб и празднований – в виде прямого репортажа с площади Мангер. Она была заполнена празднующими - от стены до стены. Многие являлись мусульманами, которые хотели лишь только хорошо провести время. На земле, где у палестинцев было мало что праздновать, мусульмане не чувствовали никакой вины от того, чтобы приходить в веселье по поводу главного праздника Христианства. Из моего палестинского продюсера, Сюзанны Гошех, жизнь била ключом, когда она пела и танцевала зимней ночью в высокой пустыне под рождественскими огнями, натянутыми над площадью Мангер. Мусульманка-суннитка, она считала обязательным для себя дать мне понять, насколько она любила Рождество и как она и ее палестинские друзья всегда праздновали его в детском возрасте. Я буду всегда помнить своего здоровенного оператора-еврея, Йегуду Чемеля, поющего "Jingle Bells/ Jingle Bells/ Jingle all the way" [слова из всемирно известной Рождественской песни - прим. Zpress] с весьма явным израильским акцентом, всякий раз, когда мы проезжали Израиль в течение этих двух недель перед Рождеством. Это было обрядом сезона. Несомненно, все это не звучало столь же почтительно как "The First Noel," [название другой всемирно известной Рождественской песни - прим. Zpress], но оно предполагало о том, что Рождество является заразным. Не только лишь религиозный праздник Рождество является не только религиозным праздником. Оно представляет собой власть. Оно выходит за пределы культуры, политики и религии. В разгар холодной войны в официально безбожном Советском Союзе атеистические российские коммунисты никогда не теряли момент, чтобы предоставить бесплатные Рождественские елки своим, как они считали, противникам в средствах массовой информации Запада. Еврейское государство Израиля всегда поступало таким же образом, доставляя бесплатные Рождественские елки из киббуцев не иудеям. Однажды, когда я жил в Иерусалиме, я вспоминал еврейского друга, спросившего, мог бы он привести своих троих детей в нашу квартиру для того, чтобы посмотреть на нашу Рождественскую елку после того, как она была украшена. Они никогда до этого не видели таковой. Здесь в северной Вирджинии, мои соседи – муж-еврей и жена-иранка шиитка – однозначно поняли, что Рождество принадлежит любому, кто бы ни хотел принять в нем участие до такой степени, до какой они хотят его праздновать. Одно, что можно сказать с гарантией в это Рождество, как и во все другие, это то, что мои еврейские друзья в Израиле будут мне звонить и отправлять сообщения по электронной почте с тем, чтобы поздравить мою жену и меня с Рождеством Христовым. Это ни в коей мере не делает их в меньшей степени евреями, чем моя соседка-шиитка становится в меньшей степени мусульманкой лишь оттого, что она украшает свой дом на Рождество. Культурная трусость Итак, почему в действительности американцы, которые любят Рождество, приходят в дрожь от мысли о покупке и отправке подходящих по случаю открыток, на которых написано "С Рождеством Христовым?" А как же тогда в отношении произнесения этих слов, которые вызывают чувство вины среди некоторых американцев? Это представляет собой культурную трусость. Не может быть никакого истинного религиозного сосуществования внутри культуры до тех пор, пока одна из сект чувствует обязанность съеживаться как само собой разумеющееся. Моя жена однажды случайно наткнулась в магазине на поздравительную открытку с надписью внутри, в которой было, в сущности, сказано "Для того, чтобы не оскорбить наших покупателей-нехристиан, в наших открытках в этом году не будет упоминаться поздравление с Рождеством Христовым". Сказать "С Рождеством Христовым" Мой призыв не сводится к тому, чтобы кормушки появились в правительственных зданиях как грибы после дождя или к принуждению детей в государственных школах отмечать религиозный праздник. Это представляет собой тиранию большинства по отношению к меньшинству. Но воспрепятствование словесному приветствию "С Рождеством Христовым" является также тиранией. Это является репрессивным и дискриминационным. Оно затыкает рот свободе слова и сокращает религиозные свободы. Если наши белые американские апостолы политической корректности попытались бы оказать давление на миллионы испаноязычных американцев с тем, чтобы те воздержались от высказывания "Feliz Navidad", то это приведет к громогласным выкрикам "Убивайте гринго". Тогда почему англоговорящий мир дрожит и пугается от слов "С рождеством Христовым"? Глупо отговаривать американцев от упоминания слова "Рождество" в праздничных поздравлениях. Во время Курман Айта никто не ожидает, что мусульмане будут приносить извинения за то, что перерезают горло овца, когда они воздают должное Абрахаму за то, что он почти принес в жертву своего сына, даже при том, что многие из нас считают принесение в жертву животного в качестве крайне оскорбительного шага. Я даже видел, как "Талибан" был охвачен рождественским настроением. В Афганистане в декабре 2001 года, банда бородатых боевиков "Талибана", все из которых являлись набожными мусульманами, появилась из логовища "Аль-Каиды" в горах Тора-Боры. Они тащили за собой Рождественскую елку для нас, журналистов. Если эти вооруженные "калашниковыми" афганские боевики могли притащить нам Рождественскую елку, почему же я не могу поздравить Вас С Рождеством Христовым? Уолтер Роджерс, бывший старший международный корреспондент Си-Эн-Эн, пишет колонку каждые две недели.
Уолтер Роджерс, "Крисчен Сайенс Монитор", 17 декабря 2010 года, Перевод – Zpress.kg-UVU
|