Е.Супонина: Новая оппозиция Ахмадинежаду 00:01 28.12.2010
НОВАЯ ОППОЗИЦИЯ АХМАДИНЕЖАДУ
В Иране формируется новая оппозиция президенту Махмуду Ахмадинежаду. Однако не стоит ожидать демонстраций и столкновений, как это было во время президентских выборов в июне 2009 года, когда сторонники проигравших кандидатов вышли на улицы, чтобы оспорить результаты. На этот раз противники президента – не из числа выступающих за реформы отставных чиновников, а из тех, кто занимает важные государственные посты и придерживается консервативных взглядов. В Тегеране обостряется аппаратная борьба.
Недовольные группируются вокруг спикера парламента Али Лариджани. Этот 52-летний политик из влиятельной семьи получил известность, когда несколько лет назад работал секретарем Высшего совета национальной безопасности. В этом качестве он вел международные переговоры по проблеме ядерной программы Ирана, не раз приезжал в Москву, где заработал репутацию очень изворотливого дипломата. В российских дипломатических кругах не исключают, что Али Лариджани выдвинет свою кандидатуру на следующих президентских выборах в 2013 году. Считается, что духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи поддерживает эту идею.
Некоторые консерваторы выступают против 54-летнего Махмуда Ахмадинежада из-за того, что он, на их взгляд, неосторожно ведет себя на международной арене, делая слишком резкие заявления. Но главное – он пытается взять в свои руки больше полномочий, тяготясь тем, что президентская власть в Иране является всего лишь исполнительной, а главой государства остается духовный лидер. Кроме того, в Иране сильной структурой является парламент. Депутаты утверждают или нет создание финансовых фондов и пятилетних планов развития страны. Они персонально голосуют по каждому кандидату в правительство и могут повлиять на важные назначения.
В списке предъявляемых президенту обвинений – популизм и кумовство. Многих раздражает, что он так настойчиво продвигает своего зятя Рахима Машаи. Когда вскоре после выборов Махмуд Ахмадинежад назначил своего родственника не просто вице-президентом как раньше, а своим первым заместителем, - консервативная элита возмутилась. Президент вынужден был отступить, однако быстро нашел для зятя новую работу, сделав его главой своей администрации.
Как отражение этой борьбы – обвинения в коррупции, выдвинутые группой консервативных депутатов в адрес нынешнего первого вице-президента Мохаммада Рахими. В начале этой недели парламентарии, назвав его "лидером коррупционной группировки", призвали провести расследование его финансовой деятельности, заранее не сомневаясь, что это закончится судебным процессом. Он отвергает обвинения, а западные аналитики рассматривают эту историю в связи с еще одной, случившейся в этом декабре – скандальной отставкой министра иностранных дел Манучехра Моттаки.
57-летний Моттаки проработал на своем посту пять лет, однако в середине этого месяца был отправлен в отставку во время своего турне по странам Африки. Известие настигло его в Сенегале, где он передавал местному руководству послание своего президента. Министр утверждает, что не знал заранее о готовящемся отстранении от должности. Сообщать в подобной форме об увольнении – "оскорбительно, недипломатично и не по-мусульмански", так спустя неделю он позволил себе отозваться о решении президента в интервью иранскому агентству новостей. Официальных объяснений со стороны Ахмадинежада не последовало, но его окружение утверждает, что Моттаки был загодя поставлен в известность. Президент пожелал уволенному министру успехов и поблагодарил за проделанную работу.
Одно из объяснений тому, что случилось – Моттаки был заподозрен в симпатиях к группировке Лариджани. Во всяком случае, консервативно настроенные депутаты в один голос сейчас продолжают возмущаться его увольнением. Кроме того, уволенный министр, как мог, противился действиям Ахмадинежада по созданию полуофициальной структуры, дублирующей деятельность министерства иностранных дел. Президент, видимо не совсем доверяя этому ведомству, перепоручал некоторые важные дела своим представителям и советникам, которых наделял особыми полномочиями по наиболее важным проблемам и регионам. Среди его приоритетов были Ближний и Средний Восток, зона Каспийского моря.
Президент смог немного успокоить критиков только благодаря тому, что нашел удачную замену своему министру. Исполняющим обязанности главы МИД был назначен вице-президент Али Акбар Салехи, с которым автору этих строк доводилось брать интервью весной этого года. Возможно, его назначение лишь временное и он уступит место другому кандидату. Но пока он снизил накал страстей. 61-летний Али Акбар Салехи параллельно возглавлял иранскую Организацию по атомной энергии. На этом важном посту он проявил себя и как хороший управленец, и как сильный специалист-ядерщик, и как тонкий дипломат с опытом проведения международных переговоров на высоком уровне. Он учился в США и Ливане, так что говорит не только на фарси, но и очень хорошо по-английски и по-арабски. Во время личного общения он производит впечатление талантливого, обходительного и в то же время дисциплинированного человека.
Все эти кадровые перестановки и вышедшие наружу разногласия отнюдь не означают, что кто-то во власти подвергает сомнению основы иранского режима. Равно как никто не намерен отказываться от планов развития ядерной программы, хотя это более всего заботит сегодня международное сообщество и приводит к ужесточению санкций против Ирана. Однако от того, кто победит в этой обострившейся борьбе, во многом зависит как минимум тактика поведения Ирана на международной арене в ближайшие годы. А от того, какие формы примет эта борьба, - зависит прочность режима как такового.
Елена Супонина - востоковед, заведующий международным отделом "Времени новостей", специально для "Политком.ру"
22.12.2010
|