М.Александров: Присосались, понимаешь. Уходящее десятилетие "нашпиговало" Центральную Азию глобальными транспортными проектами 00:43 28.12.2010
Присосались, понимаешь
Уходящее десятилетие "нашпиговало" Центральную Азию глобальными транспортными проектами, суть которых - переключение ресурсов региона с РФ на Запад, Китай и Индию. Компенсировать слабеющее влияние Россия могла бы более активным участием в делах региона, однако Кремль шарахается от роли арбитра, которую подсовывает ему ход новейшей истории. Между тем, восстановление взаимовыгодного симбиоза России с Центральной Азией - единственный способ прикрыть свои "юга"
Россия прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить строительства железной дороги, соединяющей Китай и Узбекистан по территории Киргизии. Видимо идея расширения китайского влияния посредством транзита через эту страну так не нравится российским политикам, что они готовы идти на любые меры, дабы помешать этим планам. В начале 2010 года сын бывшего президента Киргизии – Максим Бакиев, во время визита в Китай приложил немало усилий для реализации этого проекта. Отдельные эксперты придерживаются мнения, что именно попытка реанимировать этот проект и стала последним гвоздем в гроб власти Бакиева. Наверное, это просто совпадение, но в середине уходящего года, после переговоров с китайцами относительно этого строительства, видный киргизский политик Омурбек Текебаев также оказался под огнем российских провластных СМИ.
Через перевал Торугарт железная дорога должна соединить китайский город Урумчи с Жалалабадом, а оттуда выйти в Узбекистан. Впервые идея была предложена еще в 1997 году. Но до сих пор, несмотря на подготовленное китайцами ТЭО проекта и уже много раз подписанные межправительственные договоры, строительство продолжает откладываться. В Бишкеке это связывают с противодействием Москвы, которая опасается китайской экспансии в Центральной Азии.
Что означает строительство подобного транспортного коридора, видно на примере железной дороги в Тибет: прошло четыре года с запуска этой магистрали и сегодня уже каждый третий житель Тибета – китаец. Китай, несмотря на сотрудничество с РФ в рамках ШОС, настырно проникает в Центральную Азию, расширяя зону своего геополитического влияния и доступ к ресурсам региона, которые нужны и самой России.
Между тем, уходящее десятилетие, и последний год - в особенности, "нашпиговали" регион глобальными транспортными проектами, суть которых - переключение ресурсов региона с РФ на юг, восток и запад. Ситуация развивается в полном соответствии с образом "колеса", где богатое углеводородами Каспийское море выполняет роль "ступицы", а ведущие во все стороны трубы - роль "спиц". Туркмены готовятся строить газопровод ТАПИ в Афганистан, Пакистан и Индию, отказывая "Газпрому" в доле. Резкость диалога между Ашхабадом и Москвой и развал пятистороннего каспийского диалога наводят на мысль о скорой прокладке еще одной глобальной трубы – ТКГ (проект Набукко) на Запад. Таджики с иранцами достраивают Сагнутдинскую ГЭС и готовятся экспортировать электроэнергию в Пакистан. Президент Киргизии обсуждает аналогичный проект в Стамбуле с президентом Пакистана. Этим определяется будущее, включая личное будущее лидеров стран региона.
Компенсировать объективно слабеющее влияние Россия могла бы более активным участием в делах региона, однако Кремль шарахается от роли арбитра, которую подсовывает ему ход новейшей истории. Ближайший и яркий пример – заторможенная реакция на события в Киргизии минувшим летом. Правительство России равнодушно взирало на резню, устроенную киргизскими националистами в Оше и Джелалабаде, с которой не могло самостоятельно справиться правительство этой нищей страны. Воззвания о помощи были проигнорированы, ОДКБ также продемонстрировал полную импотентность. А выросшие пошлины Таможенного союза, по сути, добили экономику Киргизии, основанную на реэкспорте дешевого китайского ширпотреба в Казахстан и Россию.
Все это толкает беднейшие страны региона в объятия исламских фундаменталистов. Бои между ними и правящим кланом Таджикистана затихли только из-за снегов на перевалах и наверняка возобновятся весной. В Киргизии также активизировались террористы. Буквально каждый день появляются новости о вскрытии схронов с оружием и взрывчаткой, участились взрывы уже не только в южных регионах, но и в Бишкеке.
Распространению крайних идей способствуют и фактически разрушенные социальная и образовательная системы в обеих странах. Катастрофическая нехватка учителей, рост числа беспризорников, маргинализация населения – все это нисколько не способствует миру. Никто не может сказать, когда котел взорвется, но давление нарастает с каждым днем.
Сейчас у России еще есть шансы сохранить от взрыва и от новых социальных потрясений свое южное подбрюшье, но они тают очень быстро. Чтобы хоть как то сохранить свои позиции в Центральной Азии, России, наконец, необходимо начать проводить ясную и осмысленную политику в этом регионе. Наполненную не спорадическими реакциями на действия американцев или китайцев, а нацеленную на взаимовыгодный симбиоз с экономиками, обществами и элитами региона.
Михаил Александров
27/12/2010
|