Ч.Шакиев: Казахско-кыргызское "братство". Что роднит, а что разделяет два великих народа 01:02 28.12.2010
Казахи и киргизы, составляя не преобладающее большинство в РК и КР соответственно, испытывают комплекс неполноценности перед другими этническими группами, который спорадически выплескивается в националистические выступления… Казахи и кыргызы – исторически братские народы. Их родство не вызывает никакого сомнения. С историко-цивилизационной точки зрения, и казахи, и киргизы имеют кочевую культуру, вели кочевой образ жизни на азиатских просторах. До "присоединения" к царской России в XVIII веке казахские и киргизские племена не имели своих городов. Даже столицы Казахстана и Кыргызстана были заложены другими государствами. В частности, основу первой столицы Киргизии заложило Кокандское ханство, построив на месте нынешнего Бишкека крепость Пишпек в 1825г. Русские войска построили крепости Акмола (1830г.) и Верный (1867г.), которые впоследствии стали столицами Казахстана – Астана и Алматы…
Не стоит удивляться продолжающейся казахизации названий построенных русскими городов в Казахстане. На этот раз черед дошел до Петропавловска (построен в 1752 году как военная крепость Святого Петра), который ряд казахских депутатов предложили переименовать в Кызылжар. Видимо, такую участь ожидает Павлодар, Усть-Каменогорск, Уральск…
Исторически казахи и киргизы подвергались различным внешним угрозам. В случае бессилия они просто уходили со своих кочевий, быстро складывая свои юрты. Очевидно, эта веками сложившаяся традиция стала причиной того, что и казахи, и киргизы были "добровольно присоединены" или попросились в подданство царской России. Иными словами, сдались без боя – это исторический факт.
Родившийся в киргизских степях Чокан Валиханов, который был военным разведчиком царской России и внес большую лепту в завоевание Средней Азии путем составления топографических карт перед российским военным походом на юг, в Казахстане считается героем. В историческом музее в Бишкеке северные киргизские бай-манапы, которые просились в российское подданство, с гордостью характеризуются как "великие исторические личности киргизского народа".
Такой исторический прецедент обнаруживается и сегодня. После апрельских и июньских событий на юге Кыргызстана синдром исторической неполноценности серьезно обострился среди киргизских политиков, пытающихся найти поддержку у российских властей.
Казахи и киргизы, составляя не преобладающее большинство в РК и КР соответственно, испытывают комплекс неполноценности перед другими этническими группами, который спорадически выплескивается в националистические выступления. Казахи чувствуют постоянную обеспокоенность и рассматривают этнических русских, которые после распада СССР составляли более 40% населения, как потенциальную угрозу территориальной целостности страны и инструмент давления со стороны России.
Всплеск агрессивного, поддерживаемого государством национализма в Казахстане привел к оттоку более 1,5 миллионов этнических русских в Россию в 90-е годы при Б.Ельцине.
Своего рода демонстрацией родства между казахами и киргизами стало "заключение союза" путем женитьбы детей президентов – дочери Нурсултана Назарбаева и сына Аскара Акаева. Почитая обычаи, отец жениха А.Акаев направил "калым" новоявленному родственнику Н.Назарбаеву. Семья казахского президента посчитала за оскорбление взять не соответствующий статусу дочери размер "калыма". Чуть было не начался скандал в стане невесты… Узнав про недовольство казахских родственников, Мариам Акаева поручила акимам шести областей Кыргызстана "скинуться" по 200 тысяч долларов! В итоге, самолюбие Назарбаевых было "удовлетворено" калымом, сумма которого была увеличена на 1 миллион 200 тыс. долларов.
Пользуясь правами "старшего брата", Казахстан вел своеобразную политику в отношении Кыргызстана. Ряд экспертов считают, что Н.Назарбаев и днем и ночью видит цель присоединить к себе территорию "младшего брата". В беседах казахи никогда не скрывали, что киргизы, в отличие от них, являются отсталыми, менее цивилизованными, а порой откровенно заявляли, что "нищую Киргизию спасет только богатый Казахстан". При разделении казахского общества на три жуза, скорее всего, киргизы стали бы четвертым жузом, соответственно иерархии, самым отсталым.
Для достижения этой цели Назарбаев повышал транзитные тарифы на экспортные товары Кыргызстана, следовавшие в Россию. Тем самым "старший брат" пытался воспрепятствовать росту экономики "младшего", сведя к минимуму валютные поступления от киргизского экспорта. Можно себе представить, какой ущерб несла экономика Киргизии, учитывая тот факт, что Россия – основной рынок для киргизских поставок. Одновременно с этим Н.Назарбаев начал прибирать к рукам крупные экономические объекты на севере Киргизии.
Казахско-кыргызская дружба ознаменовалась и другими событиями, повлекшими за собой печальные последствия для Ф.Кулова, начавшего в конце 90-х годов выступать против внутренней и внешней политики А.Акаева. Идея Кулова, предложившего в 1999г. создать Центральноазиатскую конфедерацию с центром в Ташкенте, не понравилась Н.Назарбаеву, который всегда мечтал стать "ядром" всех евразийских и неевразийских интеграционных процессов. В результате давления "старшего брата" киргизский президент-академик нашел все основания, включая превышение "должностных полномочий" и "коррупцию", чтобы упрятать за решетку поставившего под угрозу реализацию казахских планов Ф.Кулова.
"Тюльпановая революция" стала одним из факторов продолжения социально-экономического и морального упадка киргизского общества. Обреченные на полуголодное существование "младшие братья" пошли на еще большие уступки казахам и не только экономические и финансовые, но и политические. После уговоров Н.Назарбаева Киргизия приняла предложение об образовании надгосударственного органа, который определял бы внешнеполитический курс страны – Межгосударственный совет Казахстана и Кыргызстана.
Новейшая история складывается так, что в сложные для Киргизии периоды Казахстан пытается сыграть роль "спасителя". Спасли Акаева, спасли Бакиева от своего же киргизского народа. Вывезя К.Бакиева в апреле 2010 года, Астана заложила бомбу замедленного действия под "младших братьев", видимо осознавая, что пришедшие к власти киргизские политики не успокоятся на этом. Конечно, для Назарбаева нужно было "снять" у Бакиева вложенные в экономику Киргизстана казахские деньги, чтобы их не постигла "участь" захваченных бакиевской семьей зарубежных финансов.
Видимо, Астана держит принятый еще в акаевские годы курс на аншлюс Кыргызстана, но таким образом, чтобы "младшие братья" сами попросились в их государство. Не случайно, что в дни кровавых событий на юге Кыргызстана казахские эксперты тиражировали идею о разделении Киргизии на две части по принципу "Север – Казахстану", "Юг – Узбекистану".
Казахстан, пытаясь усугубить экономическое положение в Кыргызстане, плотно закрыл на длительное время границу, хотя никаких реальных угроз северные киргизские области для казахской безопасности не представляли.
"Активность" Казахстана после апрельских событий в Кыргызстане сменилась на "пассивность" в стабилизации ситуации в Ошской и Джалалабадской областях после геноцида узбеков.
Казахская умышленная "пассивность" отразилась и на ОБСЕ, которая в период председательства РК показала полную политическую несостоятельность, особенно после принятия решения о вводе полицейских в Ош. Одним словом, ОБСЕ не смогла ничего противопоставить и отказалась от своего решения из-за сопротивления криминальных группировок и преступных представителей временного правительства, открыто выражающих националистические лозунги в Киргизии.
Если устремления киргизов весьма примитивны и состоят из вечных требований "дай, старший брат, дай еще…", то желания казахов весьма двойственны и многогранны. К чему приведут казахские интриги и чего они будут стоить в будущем для киргизского народа, видно уже сегодня…
Чоробек Шакиев 25.12.2010
|