Фотима Гулямова (таджикская актриса): "Нас судят не по заслугам, а по географии" 00:23 02.01.2011
Ф. Гулямова: "Нас судят не по заслугам, а по географии"
31 декабря актрисе театра и кино Фотиме ГУЛЯМОВОЙ исполняется 75 лет. Из них более пятидесяти она провела на сцене Государственного таджикского театра драмы имени А. Лахути. Ей аплодировали в Париже, признавали ее гениальность в Санкт-Петербурге. Фотима Гулямова – заслуженная артистка Таджикистана. Фактически. На самом же деле, с первых дней появления на сцене она стала истинно народной…
"Мне пришлось вытерпеть очень многое", но…
- Я ЛЮБИЛА искусство с раннего детства, уже в школе играла в драмкружке разные роли, и вроде получалось неплохо. Моими кумирами были: Орлова, Ладынина. Но в те времена мои родители были против даже просто моей учебы в школе - грамотных девушек не брали замуж, и отец мой очень переживал из-за этого.
- А как же получилось, что вы окончили ГИТИС?
- Благодаря директору школы, который солгал моему отцу, что я еду учиться в литературный институт.
А после окончания ГИТИСа нас направили в Душанбе, и с 1961 года я стала работать в Театре им. Лахути.
…Я была счастлива на своей работе, каждая роль сыгранная мною, это кусок моей души, отрезок моей жизни. Я не мыслю себя вне театра.
- Но, проработав всю жизнь в театре, вы так и остались заслуженной артисткой, не обидно?
- Конечно, очень обидно, потому что я уже более 50 лет на сцене, вы сами знаете, какие большие роли я играла, как зрители аплодировали мне. Но у меня, наверное, география не та, из-за чего мне пришлось вытерпеть очень многое и от коллег, и от руководства театра. Мой отец иранец, наверное, по этой причине все анкеты, заполняемые мной в течение тридцати лет для получения звания, пылились в сейфе в театре, а не доходили до правительства. Увы, у нас судят не по заслугам, а по географии и биографии…
- Плели ли против вас когда-нибудь интриги?
- Театр, увы, не бывает без интриг. И против меня было их очень много, причем люди, занимающиеся этим, ловили самые трудные моменты моей жизни - когда дочь лежала в больнице, сын - Барзу учился в Москве и не получал стипендии, умер отец, и мне было очень тяжело, даже хотели уволить с работы под разными предлогами. И в те трудные дни меня не поддержал ни местком, ни партком театра, единственным человеком, который оказал мне моральную поддержку, был актер и режиссер, заслуженный деятель Таджикистана Турахон Ахмадханов, и я, хоть и прошло много лет, до сих пор с благодарностью вспоминаю об этом.
- Кого бы назвали своими наставниками?
- Больше всех мне помогали советами народные артистки Таджикистана Тути Гафарова и Хайри Назарова и заслуженная артистка Мушаррафа Касымова. Я благодарна им всем за поддержку, за их заботу обо мне.
- А вы сами помогаете молодым актерам?
- Конечно же. Человек должен передавать свои знания молодому поколению, на какой бы работе он ни был, оставить после себя добрый след.
- Вы еще снимаетесь. Где вам интересней: в театре или кино?
- В театре труднее работать, но намного интереснее. В театре ты можешь каждый раз быть другой, что-то изменить в своей роли, что-то добавить. А в кино, к сожалению, все обстоит по-другому: один раз снимут – и все, больше ничего изменить нельзя.
- Какие для вас самые счастливые минуты в театре?
- Конечно же, дни премьер, когда видишь результат своего труда. Если твои роли зритель принимает с радостью, ведь актеру приходится не спать ночами, работать круглые сутки, создавая очередной образ.
- Хочу перечислить ваши самые большие роли в театре: Хонзода в спектакле "Бай и батрак" по пьесе Хамзы Хокимзода Ниязи в постановке Ходжикула Рахматуллаева, Гонерилья в спектакле "Король Лир" по Шекспиру в постановке Т. Ахмадханова, Аманда в спектакле "Стеклянный зверинец" по пьесе Уильямса в постановке Барзу Абдураззакова, Нигина в спектакле "Рудаки" по пьесе С. Улугзода в постановке Х. Рахматуллаева, Барбара в спектакле "Вей ветерок" по пьесе Райниса, Умеда "Милые матушки" по пьесе Гафура Гулома, Гурдофарид в спектакле "Рустам и Сухроб" по Фирдоуси и т.д. Какая из них ваша самая любимая?
- Наверное, каждая. Как я уже говорила, в каждой из этих ролей кусочек моей души. Каждый образ, созданный тобой, входит в тебя, становится твоим ребенком, что в кино, что в театре.
- Наверняка у вас было много курьезных случаев, расскажите.
- Да на этой целой полосы не хватит, впору писать книгу. Но вот два. Мы играли в Бухаре "Рудаки", тогда Хайри Назарова – исполнительница роли Нигины – заболела, и мне, как ее дублеру, пришлось играть. Народный артист СССР Асли Бурханов играл Рудаки. И вот во время спектакля идет сцена нашей встречи, а он вдруг забывает слова и как заведенный начинает повторять: "Говори, Нигина, говори". И выговариваю весь свой текст. Но он, видимо, так и не вспомнив свои реплики, восклицает: "Ну что ты молчишь, говори, Нигина". Я опять выпаливаю текст. И так несколько раз…. Тут я уже не выдерживаю, подхожу к нему и тихо шепчу: "Муаллим, я уже весь свой текст рассказала…". А он, как бы очнувшись, на весь зал: "Неужели?". Смеялись все и за кулисами, и в зале.
А вот еще случай. В спектакле "Мы с крыши мира" я играла партизанку, а Раджаб Хусейнов - фрица. И по роли он должен был меня застрелить. Вот он нажимает на курок, не получается, второй раз - осечка. Тогда, доведенный до отчаяния, он подносит пистолет к виску со словами: "Я устал от такой жизни и больше не хочу оставаться в этом мире", и вот тут раздается звук выстрела из-за кулис. Раджабу пришлось падать…
"…Я уверена в своих силах"
- Вам приходилось играть некрасивых женщин?
- Нет, не приходилось, ведь я, в основном, играла главных героинь. Хотя с удовольствием сыграла бы и некрасивую женщину. Главное, чтобы роль была интересной.
- Фильм "Овора" Далера Рахматова и Гуландом Мухаббаттовой, в котором вы играете главную роль, получил Гран-при 3-го кинофестиваля "Евразия" в 2006 году. Более того, вы сами получили Гран-при за лучшую женскую роль. Почему эта ваша роль оказалась такой удачной, вам так близка судьба вашей героини?
- Я думаю, прежде всего, оттого, что создатели фильма очень грамотные люди, люди высокой культуры. Во время съемок царила добрая, дружеская атмосфера. А все это, согласитесь, немаловажно в нашей работе.
- Как встретили вас на родине после такой замечательной победы?
- На родине… меня поздравил коллектив моего театра, поздравили в Доме кино, но ни из Министерства культуры, ни из правительства не было никаких поздравлений, вроде ничего и не случилось. Спасибо каналу "Сафина", они сделали передачу, и вы, наверное, единственная журналистка, написавшая тогда об этом.
- Что вы думаете о сегодняшней ситуации в театре и кино?
- Она очень тяжелая. Если вы помните, раньше "Таджикфильм" гремел на весь Союз, наши фильмы славились в зарубежных странах. А сейчас? Без финансовой поддержки и помощи государства его не возродить. А народ жив, пока жива его культура. В театре ситуация еще хуже. Раз в каждые два года проводили республиканский театральный фестиваль "Парасту" и фестиваль театров Средней Азии "Навруз". Это были праздники не только для нас - актеров, работников театра, но в первую очередь для зрителей. Мы, актеры, могли встретиться со своими коллегами, смотреть работы друг друга. Затем шли обсуждения спектаклей с участием критиков, журналистов. Это было очень важно: не вариться в собственном соку, особенно нашим театрам из провинций. А в этом году нас лишили и этой последней радости - отменили "Парасту" под предлогом мирового финансового кризиса.
- Трудно быть матерью Барзу Абдураззакова?
- Да, очень трудно. Вот что я скажу, за пять лет его работы в Театре Камоли Худжанди он получил четыре Гран-при театральных фестивалей, два года подряд был назван лучшим режиссером Узбекистана. Каждый спектакль, поставленный им, не оставляет равнодушным никого из зрителей и критиков. Но он очень раним, всегда переживает за свой народ, за унижения таджиков в миграции, о чем рассказал своим спектаклем "Эмигранты", но, увы, кроме Культурного центра "Бактрия" его нигде не разрешили показать. Хотя в спектакле нет ничего крамольного, он о реалиях сегодняшнего дня, о том, как мы тупеем, теряем интеллект.
- Что собирается делать Фотима Гулямова дальше?
- Работать, работать и работать, если дадут роли. Я уверена в своих силах. Я люблю свой коллектив и хочу всегда быть вместе с ними. И быть на сцене, играть в кино.
30.12.2010 Подготовила Амаль Ханум ГАДЖИЕВА, специально для "Asia-Plus"
|