Д.Кабак: Кыргызстан. Правозащитники защищали верующих, когда другие молчали 11:44 03.01.2011
Правозащитники защищали верующих, когда другие молчали
Обвинения в антиисламской политике общественных организаций, мягко говоря, надуманы, если не сказать, что являются плодом воображения. Достаточно перечислить очевидные факты, с которыми не поспоришь – в Конституции Кыргызской Республики благодаря работе экспертов по правам человека, наконец, корректно прописаны гарантии свободы вероисповедания (абзац 2 части 2 статьи 16, статья 32). Причем, за каждым верующим признаются все права и свободы человека. Руководствуясь данным подходом, в настоящее время ведется работа по приведению законодательства по свободе вероисповедания в соответствие с Конституцией и международными обязательствами. Госкомиссия по делам религий может поведать содержание дискуссий на недавней научной конференции, где мной поднимались системные вопросы, требующие внимания для обеспечения свободы вероисповедания.
В 2008 году, когда большинство деятелей молча наблюдали за сворачиванием прав и свобод человека и позволили Жогорку Кенешу принимать поправки, умаляющие право на свободу вероисповедания, пожалуй, только гражданские организации активно выступали в оппозиции к власти. Правозащитные организации вели борьбу с произволом правоохранительных в отношении рядовых верующих Нооката (см. доклад Комиссии при Омбудсмене) по событиям 1 октября 2008 года. Благовидный предлог борьбы с экстремизмом и сепаратизмом, прежде всего, ударил по мирным и законопослушным верующим – против многих из них выдвигались несостоятельные обвинения в совершении преступлений по шести статьям Уголовного кодекса, включая планы свержения конституционного строя. Правоохранительные органы превратили верующих в источник личной наживы, массово и бездоказательно обвиняя верующих в причастности к Хизб ут-Тахрир.
К людям с ярко выраженными религиозными чувствами применялись страшные формы пыток и унижающего достоинство обращения (см. доклад о пытках – доступен на кыргызском или русском языках). Эти деяния запрещены Конституцией, ее законами и международными договорами. Действия властей правозащитники воспринимали как демонстрацию силы для пресечения деятельности, проводимой разными структурами под перекрытием свободы вероисповедания. Рискуя собственной безопасностью, мы с коллегами-правозащитниками обратились к Омбудсмену Турсунбеку Акуну, чтобы под его мандатом создать комиссию по расследованию незаконных действий по так называемому "ноокатскому делу". Мы пытались добиться наказания следователей-преступников из числа МВД, ГСНБ и прокуратуры, но система противостояла нам.
Фонд "Открытая позиция", а также члены Совета правозащитников Кыргызстана, на протяжении полутора лет вели борьбу за гарантии справедливого разбирательства в отношении осужденных и лиц, оказавшихся в орбите уголовного правосудия. Мы предоставляли адвокатов, лично выступили общественными защитниками в Верховном суде. Борьбу за право на свободу вероисповедания и другие права человека пришлось вести на международном уровне – в Совете ООН по правам человека и Комитете ООН по правам человека. В Интернете достаточно материалов, если есть желание с ними ознакомиться. Поэтому удивляют несостоятельные обвинения подобных лидеров, которые в те сложные времена отмалчивались, однако сегодня с легкостью вешают на активистов ярлыки.
Комичными выглядят обвинения в "западной антиисламской политике" на фоне наличия в странах Запада сильной правовой системы, нацеленной на защиту фундаментальных прав и свобод, включая свободу вероисповедания. Достаточно изучить решения Европейского суда по правам человека, практику ООН – Комитета ООН по правам человека и доклады специальных процедур, Межамериканского суда по правам человека или практику Верховных судов западных стран. Государства исламского мира наряду со странами Европы и США приняли Всеобщую декларацию прав человека, Международных пакт о гражданских и политических правах и Конвенцию о правах ребенка, где заложены жесткие гарантии свободы вероисповедания, защищающие личную свободу от вмешательства государства. Защищая любого человека от произвола власти, правозащитники обращаются именно к этим минимальным стандартам. Ими же руководствуются государства, оправдывая свои действия.
Хочется надеяться, что Кыргызская Республика, как субъект международного права, а также действующие от имени государства органы власти, представленные служащими, обеспечат каждому человеку, исповедующему различные религиозные убеждения равное отношение. У государства и его органов власти отсутствует религиозная принадлежность, поэтому решения органов власти должны сохранять нейтралитет и равенство ко всем религиям. Важно также помнить, что Кыргызстан несет обязательства по обеспечению всего перечня прав и свобод человека, и внутри прав нет градации на более или менее важные права – каждое право должно быть обеспечено.
Дмитрий Кабак
30 декабря 2010 года
|