Э.Булекбаев: При объединении Финполиции с МВД в Киргизии наступит "дикий бизнес" 11:20 06.01.2011
Экономическая безопасность Кыргызстана
Эркин Булекбаев, председатель Государственной службы финансовой полиции
Об итогах деятельности ведомства, объединении с Министерством внутренних дел, борьбе с коррупцией и экономической безопасности страны в интервью Business AКИpress рассказал председатель Государственной службы финансовой полиции Эркин Булекбаев.
- Скажите, пожалуйста, в чем заключаются основные функции Финансовой полиции как независимого государственного органа?
- Как и в Российской Федерации, у нас по образу и подобию была сначала создана служба - Налоговая полиция. Основной задачей нашей службы является не только количество дел, направленных в суд, а максимальное обеспечение пополнения бюджета. Если законодательно предусмотрены такие нормы, которые были включены в особенную часть уголовного кодекса, что в случае добровольного погашения ущерба по экономическим преступлениям, включая незаконное предпринимательство, налоговые преступления и т.д., в таких случаях лицо освобождается от уголовной ответственности на любой стадии расследования и без судебного разбирательства.
По рентабельности и объемам пополнения бюджета наш орган является первым в стране. На средства, выделяемые из государственного бюджета, допустим в среднем 100 млн сомов в год, за этот же годовой период Финансовой полицией возмещается более 1 млрд сомов. В том числе по уголовным делам по итогам 11 месяцев 2010 года было возмещено более 350 млн сомов при штатной численности следователей порядка 100 человек.
При этом нас нельзя сравнивать с Государственной таможенной службой и Государственной налоговой службой, которые являются фискальными органами. Их функциями является взыскание платежей. Мы работаем с предпринимателями, которые находятся в тени и не платят добросовестно налоги и при этом нарушают законодательство. Если взять динамику, то у нас в шесть раз больше возбуждено дел по должностным преступлениям, которые связаны с незаконным выделением денежных средств, растратой денежных средств, чем по экономическим.
Нашей задачей не является увеличение возбужденных дел против предпринимателей и тем самым дальнейшее развитие государства. Мы занимаемся обеспечением экономической безопасности страны. Это своего рода мероприятия, направленные на профилактику как бизнеса, так и деятельности госорганов. Ведь преобразование в Государственную службу финансовой полиции произошло не только в целях дальнейшего пресечения экономических преступлений в предпринимательской сфере, но и в органах государственной власти и управления, где нечистые на руку чиновники разворовывают бюджетные средства и занимаются коррупцией, а также для исключения вмешательства в деятельность Финансовой полиции высокопоставленных лиц министерств и ведомств.
- Расскажите о деятельности Финполиции по итогам 11 месяцев 2010 года.
- За 11 месяцев 2010 года органами Финансовой полиции всего выявлено 2856 фактов правонарушений. С учетом трагических событий на юге страны за отчетный период следователями следственных подразделений органов Финансовой полиции и прокуратуры из общего числа 1734 уголовных дел или 61,6% возбуждены по фактам умышленных поджогов в период известных всем событий на юге страны.
По экономическим и должностным преступлениям возбуждено 1080 уголовных дела. В том числе следователями следственных подразделений Финполиции возбуждено 878 уголовных дел; другими органами по материалам оперативных подразделений ГСФП возбуждено 202 дела. Следственными подразделениями по оконченным уголовным делам и рассмотренным материалам всего возмещено 356 млн 179,9 тыс. сомов.
По результатам оперативно-служебной деятельности по приоритетным направления сложилась следующая ситуация: 117 уголовных дел по фактам присвоения и растраты вверенного имущества (ст. 171 УК КР); 71 уголовное дело по фактам уклонения от уплаты налогов (ст. 211, 212, 213 УК КР); 12 уголовных дел по фактам лжепредпринимательства (ст. 182 УК КР); 12 уголовных дел по фактам незаконного предпринимательства (ст. 180 УК КР); 16 уголовных дел по фактам незаконной выдачи, получения и нецелевого использования кредита (ст. 184, 185 УК КР); 237 уголовных дел по должностным преступлениям (ст. 304, 316 УК КР); 23 уголовных дела по фактам контрабанды (ст. 204 УК КР).
Так, за отчетный период по результатам расследования следователями Финансовой полиции в суд было направлено 450 уголовных дел. За 11 месяцев 2010 года оказано содействие в пополнении государственного бюджета республики на 711 млн 247 тыс. сомов или на 204 млн 493 тыс. сомов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Как вы смотрите на то, что ряд политиков высказывают мнение об объединение Финансовой полиции с Министерством внутренних дел?
- Высказывание многих чиновников о том, оправдало ли себя отделение Финансовой полиции от МВД, является необъективным. Допустим, представьте, численность сотрудников внутренних дел составляет порядка 14 тыс. человек и выявлением правонарушений занимаются начиная от патрульно-постового инспектора до начальника подразделения, не имея значения к какой службе они относятся. В этом случае проследить деятельность сотрудника внутренних дел по выявлению экономических преступлений будет практически невозможно.
Сейчас вопрос стоит в том, чтобы снизить нагрузку проверок на предпринимателей. В случае объединения предприниматели будут подвергаться проверкам со стороны почти всех сотрудников МВД. Должны быть четко распределены функциональные обязанности между сотрудниками правоохранительных органов. К примеру, если взять Казахстан, то там существует аналогичное подразделение, называемое Агентством по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (Финансовая полиция). Там четко разграничены функциональные обязанности. Вся проблема заключается в том, что когда размыты функциональные обязанности, тогда и возникает злоупотребление должностными обязанностями.
Преобразование Службы финансовой полиции в Государственную службу финансовой полиции позволило исключить дублирование в деятельности правоохранительных органов. Это позволило наделить один правоохранительный орган соответствующими функциями по борьбе с экономической преступностью, закрепить ответственность с конкретного правоохранительного органа, а не с ряда ведомств. Тем самым были созданы предпосылки к повышению эффективности обеспечения экономической безопасности и борьбы с преступными посягательствами в сфере экономики и коррупцией, контролю за соблюдением законности использования расходной и доходной части бюджета.
- Получается, что в наших правоохранительных органах эти функциональные обязанности не распределены?
- К сожалению, да. Хотя согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству вся подследственность по экономическим преступлениям передана в органы Финансовой полиции. И говорить о том, что нужно реформировать и объединять Финансовую полицию с МВД, ГКНБ и т.д. неразумно. Сначала пусть парламент внесет изменения о передаче функции подследственности МВД, а потом передают полномочия. Если Финансовая полиция не будет отдельным органом, а войдет в состав МВД, то тогда мы не сможем бороться с теми же коррупционными преступлениями в том же МВД. То же самое будет и при объединении с другим государственным органом, с Налоговой службой или допустим с Таможенной службой. Не секрет, что схемы по контрабанде существуют не без участия сотрудников Таможенной службы, лжепредпринимательство не без участия сотрудников Налоговой службы. Просто напросто наступит "дикий бизнес" и все.
- Как вы относитесь к инициативе внедрения Общественных наблюдательных советов в ряде министерств?
- Я считаю, что Общественные советы нужно внедрять в ведомствах, в которых занимаются тендерными закупками, продают и покупают услуги. А самое главное - в тех ведомствах, где крутятся большие деньги из государственного бюджета. При проведении тендеров могут быть злоупотребления. Допустим в правоохранительных органах внедрение данной инициативы, на мой взгляд, нелогично и бессмысленно. Есть определенные нюансы. Это та же тайна следствия, секретные материалы. В таких моментах общественности не следует знать суть дела в подробностях.
- Какому госоргану необходимо отдать главную функцию по борьбе с коррупцией?
- Сейчас коррупция, коррупционные проявления, если взять за 100%, то 99,9 так или иначе связаны с бизнесом. Даже, допустим, что такое взятка да? За что дают взятку? Естественно за то, чтобы дал разрешение, лицензию выдал и т.д. Процент бытовой коррупции минимален. Вся коррупционная деятельность завязана с предпринимательством. Если взять, разделить, допустим, сферой экономической пусть занимается Финполиция, а остальное распределить по другим органам. Это невозможно, потому что все так или иначе взаимосвязано. Борьбой с экономической коррупцией должен заниматься один единственный орган – Финансовая полиция.
Если взять, например, МВД. Россия сейчас идет по пути реформирования МВД. Там после реформ МВД будет заниматься только общественной безопасностью. Один из самых простых путей сократить коррупцию – перейти к уведомительной системе. Т.е. сидит чиновник и у него есть печать разрешить или не разрешить. Нужно сделать так - принесли документы, регистрируй. Нет другой альтернативы. А не то что - разрешить или не разрешить регистрировать. Нужно изменить немного сам подход. Из этого будет выстраиваться целая система. Министерство должно определить какой перечень документов необходимо собрать и все. Если чиновник не согласен с тем-то и тем-то, то он просто уведомляет. Разрешительная система это проблема. Сами предприниматели не должны давать взяток. Когда обращаешься к предпринимателю с желанием помочь выявить коррупционные схемы, они в свою очередь ссылаются на занятость и нехватку времени. Мол, без взятки никак, вес равно у меня потом возникнут проблемы. Вот она проблема нашего бизнеса.
- Как вы относитесь к инициативе правительства о сокращение госаппарата на 10%? Не станут ли в данном случае молодые и квалифицированные кадры "пушечным мясом"?
- Ту школу, которую прошло старое поколение, к сожалению, на сегодняшний день не прошло молодое поколение. Начиная со школы, училища и заканчивая университетом, повсюду идет массовое проявление коррупции. Буквально неделю назад по подозрению в получении взятки в размере 7 тыс. сомов был арестован преподаватель Ошского государственного университета, а 3 января 2011 года со взяткой в сумме 2 тыс. сомов была задержана преподаватель Ошского технического университета.
Сегодня подготовленность и профессионализм нового поколения являются порой недостаточными. Необходимо усилить подготовку кадров. К сожалению, у нас в образовании сегодня есть большие проблемы. Не секрет, что мзда в образовательных университетах стала нормой. На сегодняшний день к нам пришло достаточно молодых кадров. Если хороший специалист, то за него организация "держится", несмотря на все его капризы. Набор чиновников не означает, что он сразу становится чиновником. Необходимо проводить селекционную работу. Человек должен продвигаться по карьерной лестнице, если он обладает определенной хваткой в данной области. Должно на государственном уровне идти формирование резерва кадров.
- Буквально недавно было избрано и назначено новое правительство в стране. Как на ваш взгляд оно будет выстраивать экономическую политику государства?
- В первую очередь, на мой взгляд, будут определены приоритеты во внешней и внутренней политике. Будет внесено много изменений в законодательство. Будет идти реформирование, направленное на развитие экономики. Если они посчитают внести изменения в орган (прим. Финансовая полиция), обеспечивающий финансовую и экономическую безопасность страны, то значит это необходимость. В стране есть исчерпывающие резервы. Необходимо усилить контроль за выдачей лицензий на разработку и освоение месторождений, за проведением государственных тендеров по продаже, если возникнет необходимость, крупных госпредприятий.
Немаловажной задачей является изменение сознания государственных чиновников. Чиновник должен отчитывать за каждую выполняемую им важную работу. Это является основной задачей правительства. В свою очередь Финансовая полиция является сопроводительным сектором в решении этих задач. С 2011 года все решения касающиеся продажи национальных богатств будут приниматься общественностью, а не одной семьей и приближенными. Если раньше бывшее руководство Финансовой полиции отчитывалось одной семье, то сейчас у нас достаточно много фракций в парламенте и депутатов независящих от одной семьи. Общественность будет получать больше информации. На мой взгляд, страна может себя обеспечить.
- Какие реформы ждут Финансовую полицию в будущем?
- Принятые в последние годы меры были направлены, прежде всего, на упорядочение функций и полномочий государственных органов, осуществляющих борьбу с экономическими видами преступлений, защите субъектов предпринимательства от многочисленных проверок. Однако, в настоящее время в нашей стране в результате необоснованных решений, функции с экономическими преступлениями опять предоставлены МВД. Создано главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, при ГКНБ образовано управление экономической контрразведки.
То есть, по-прежнему проверками связанных с экономическими правонарушениями занимаются практически все правоохранительные органы, в том числе органы национальной безопасности, внутренних дел, таможни, а также органы прокуратуры, основной задачей которых являются надзорные функции, что приводит к справедливым нареканиям со стороны хозяйствующих субъектов. Вероятно, такое положение дел является одной из причин, по которой участились заявления в адрес руководителей республики, связанных с давлением на бизнесменов и вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Основываясь на данных фактах, в целях обеспечения экономической безопасности государства и исключения дублирования, на мой взгляд, целесообразно определить Государственную службу финансовой полиции как единственный правоохранительный орган по выявления, пресечению и расследованию всех экономических и коррупционных преступлений. При этом необходимо упразднить соответствующие функции в МВД и ГКНБ. Думаю, принятие данного постановления и послужит стимулом и основным шагом к проведению реформ в органах Финансовой полиции.
2011-01-06
|