Б.Ауелбаев: Держать уразу. Что представляет собой Организация Исламская конференция в современном мире? 14:12 08.01.2011
Держать уразу
Что представляет собой Организация Исламская конференция в современном мире?
Организация Исламская конференция (ОИК) – международная структура, которая по своему географическому охвату стран занимает второе место после ООН. Из всех политических межправительственных объединений ОИК консолидирует государства по конфессиональному признаку. Наличие многочисленного мусульманского населения является обязательным для членства в ОИК. В этом качестве Казахстан вошел в сообщество исламского мира, что дает ему право пользоваться всеми привилегиями институциональной структуры организации.
Современные проблемы исламского мира и ОИК
Признание нашей республики в роли модератора работы ОИК в следующем году ставит перед Казахстаном ответственную задачу. Это объясняется тем, что сегодня мусульманский мир в глобальной политике играет важную, но одновременно с этим глубоко неоднозначную роль. Как свидетельствуют последние события, некоторые политические деятели стран Европы и Америки с подозрением относятся к исламу как религии, не воспринимают ценностей этой конфессии и проявляют открытое неприятие представителей мусульманской общины. Запрет на ношение хиджаба и строительство минаретов в ряде европейских государств, политические дебаты вокруг строительства мечети в Нью-Йорке, некорректное поведение отдельных западных деятелей и СМИ по поводу исламских ценностей свидетельствуют о том, что не все государства и регионы готовы к мирному сосуществованию с мусульманской уммой. Также наблюдается радикальный подход в защите исламских ценностей и интересов со стороны мусульманских государств. Дело осложняется тем, что в ряде стран исламского мира сосредоточена большая часть мировых энергетических запасов, являющихся главной составляющей современной экономики. Военно-политическая напряженность в регионах Ближнего и Среднего Востока, в Персидском заливе, Афганистане и Ираке, международные санкции Ирану за разработку ядерной программы приобретают характер глобального геополитческого разлома. Ядром противоречий между исламским миром и западным сообществом являются арабо-израильские отношения, территориальная проблема Палестины и неразрешенный вопрос статуса Восточного Иерусалима. Антиизраильская позиция большинства стран региона Ближнего и Среднего Востока становится консолидирующим фактором мусульманского ареала. Так, например, активное формирование ОИК было связано с событиями, возникшими с появлением Государства Израиль на политической карте мира, арабо-израильскими войнами и поджогом мечети Аль-Акса в Иерусалиме израильскими экстремистами в 1969 году. В дальнейшем, в процессе взаимных арабо-израильских военно-политических и территориальных притязаний, произошел раскол между мусульманскими странами, одни из которых урегулировали отношения с Израилем, а другие выступили против всяческих соглашений с этой страной. Ситуация на Ближнем Востоке остается одной из самых сложных проблем современного мира, хотя тема безопасности стран – членов ОИК не ограничивается только лишь этой конфликтной зоной. Далеко неблагополучная ситуация сложилась внутри исламского сообщества государств. В мусульманском ареале существует скрытое соперничество за региональное влияние и открытое противоборство между странами по причине территориальных, водных, межэтнических и прочих проблем. Политическая борьба за первенство в мусульманском мире между ведущими исламскими странами, такими как Саудовская Аравия, Пакистан, Иран, Египет, Судан, Ливия, Турция, не способствует полноценной интеграции мусульманского мира, в том числе и в рамках ОИК. За всю историю существования организации ее институциональными механизмами не были разрешены военные конфликты между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, не было оказано существенного содействия в разрешении алжиро-марокканского, судано-египетского погранично-территориальных конфликтов, военно-политического положения в Афганистане, Ираке, территориальных вопросов между Ираном и ОАЭ, Ираном и Бахрейном. Как правило, большинство этих ситуаций решалось в рамках других организаций или силовым воздействием третьих сил. Перманентные локальные конфликты между мусульманскими общинами и другими конфессиями возникают на довольно обширном географическом пространстве – от Азиатско-Тихоокеанского региона до Западной Африки. Столкновения между мусульманами и христианами происходят на филиппинских островах Минданао, Басилане, Холо и на индонезийском полуострове Ява, представители исламской религии конфликтуют с буддистами в южном штате Таиланда Паттани, в области Читтагонг в Бангладеш, в северном штате Бирмы Ракхине. Многотысячные толпы индуистских и исламских фундаменталистов устраивают друг другу погромы в Индии. Одна из причин политической напряженности в СУАР КНР также лежит в межрелигиозной сфере. Межконфессиональное противоборство имеет место в новейшей истории Уганды, Эфиопии, Эритреи, Сьерра-Леоне в Африке, а также Боснии и Герцеговине, Косово и Македонии на Европейском континенте. Противоборство также происходит внутри мусульманской уммы, и не только между основными направлениями ислама – суннизмом и шиизмом, но и между различными ветвями внутри данных направлений. Имеются противоречия между умеренными и радикальными мусульманскими движениями, между светской властью и исламской оппозицией. Благодаря появившимся зонам нестабильности, в новом столетии этот процесс пошел на новый виток. В исламских странах остро встал вопрос о деятельности экстремистских организаций, представляющих различные религиозные ответвления. Радикальные религиозные течения, политизирующие роль исламской религии в современном мире, появляются по причине политической, социально-экономической и культурной модернизации государств мусульманского сообщества, вследствие чего возникают внутренние противоречия в среде политических элит и между различными слоями мусульманского населения. В процессе интеграции стран с исламской культурой в глобальные экономические взаимоотношения внутриполитические факторы активно используются внешними силами, особенно там, где пересекаются геополитические и экономические интересы международных игроков. Таким образом, сложное состояние мусульманской уммы в современных условиях и разноплановый уровень актуализировали проблемы межгосударственной солидарности, где интеграционным ядром является ислам. Примечательно, что практически все страны, принадлежащие к мусульманскому ареалу, в свое время преодолели ту или иную форму зависимости от западных метрополий и мировых держав биполярной системы. В этом отношении ОИК в настоящее время играет институциональную роль объединения государств – членов организации перед лицом глобальных вызовов.
Перспективы развития ОИК
Несмотря на те проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются страны исламского мира, современная мусульманская умма имеет огромный потенциал в своем развитии. Это обусловлено следующими факторами. Во-первых, высокая мобилизация мусульманской общины в ответ на те или иные политические события, касающиеся исламских ценностей. Данная особенность мусульманской общественности отражается в движении "исламской солидарности" и становится реальностью современной мировой политики. В основе этого явления лежит единство мировоззрений и действий всех мусульман, отсутствие между ними расовых, национальных и этнических различий, что определяет принцип исламской концепции мирового порядка. Во-вторых, быстрый рост населения в странах мусульманского мира, а также расширение его ареала за счет активной миграции людей из стран с традиционной исламской культурой в Европу, Америку и другие регионы мира. По данным религиозной статистики, число мусульман в мире увеличивается в два раза быстрее, чем представителей других категорий мирового населения. При сохранении такой динамики темпов роста предполагается, что удельный вес мусульман в мире к 2025 году вырастет до 23 процентов, а численность мусульман приблизится к 2 млрд человек. В-третьих, экономический рост стран исламского мира. В современный период три исламских государства – Индонезия, Турция и Саудовская Аравия – включены в двадцатку крупнейших экономик мира. Учитывая то, что регионы, входящие в мусульманский ареал, обладают более двумя третями мировых запасов энергоносителей – нефти и газа, их вес в мировой политике и экономике будет неизменно расти. Также свои адаптационные способности в условиях мирового финансового кризиса проявляет экономика, построенная в соответствии с исламским правом. Успешно функционирует Исламский банк развития, который уже предоставил около 50 млрд долларов кредитов. Наконец, нельзя игнорировать тот факт, что ислам выходит за пределы своего культурного ареала и уже не ассоциируется с религией отсталых и бедных стран. За последнее время в исламском мире сформировалась на качественно новом уровне политическая, научная и культурная элита. Мусульманская общественность большинства стран ОИК активно усваивает все современные мировые инновации и технологии, многогранная культура мусульманского Востока, со своей стороны, представляется как одно из главных достижений мировой цивилизации. Исламскую религию принимают представители стран Европы, Америки и АТР, в том числе известные деятели искусств, науки и спорта, что делает ислам привлекательным для широких слоев населения западных стран и других регионов планеты. Эти положительные факторы и тенденции для развития ОИК, естественно, должны быть активно задействованы в его работе. С принятием нового устава, десятилетней программы действий ОИК в ответ на вызовы мусульманской умме в XXI веке и других основополагающих документов деятельность организации приобретает все более четкие контуры.
Председательство Казахстана в ОИК
На рубеже XX и XXI вв. в условиях кардинального изменения структуры международных отношений и установления многополярной глобальной системы страны бывшего "третьего" мира предприняли попытку новой региональной идентификации. Осуществление западными державами своего стратегического влияния в регионах Азии и Африки активизировало процесс "мусульманской солидарности" стран ОИК. Основой этого движения стало противопоставление "нового исламского общества" экономическому и культурному доминированию США и стран ЕС. Эта тенденция набирает свою динамику, и на этой волне Казахстан приступит к обязанностям председателя в центральной интеграционной организации исламского мира. Казахстан в сообществе мусульманских государств занял достаточно прочное место. Инициативы развития диалоговой площадки в рамках СВМДА и сотрудничества между исламской и европейской структурами безопасности были поддержаны резолюцией ОИК. После председательства Казахстана в ОБСЕ нашей стране поручен пост модератора в ОИК. Данный факт демонстрирует, что Организация Исламская конференция проявляет свою заинтересованность в активизации диалога с западными партнерами, и в этом направлении Казахстану отводится важная роль. Наша республика, реализуя курс многовекторной внешней политики, не разделяет антизападные или какие-либо другие настроения в мире. Казахстану при определении внешнеполитических приоритетов одинаково важны все направления. Эта стратегия прослеживается в нашем участии в работе ОИК. При сохранении светского характера государства Казахстан стремится к сближению с основными мусульманскими государствами для укрепления своих позиций в исламском мире, а также прилагает усилия для снижения конфликтного потенциала как со стороны имеющихся в нем очагов нестабильности, так и активного противодействия обострению конфронтации между мусульманским Востоком и западными странами. Завершив свое председательство в ОБСЕ, одной из основных структур европейской безопасности, казахстанская дипломатия при вступлении на пост модератора в ОИК уже имеет определенный задел для того, чтобы задействовать новый механизм "диалога цивилизаций". То есть поставить вопрос перехода от пассивного ведения диалога к активному взаимодействию на основе паритета между исламским миром и западными странами. Во время председательства в ОИК также у Казахстана имеется хорошая возможность использовать наработанный потенциал Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Учитывая множество локальных межконфессиональных конфликтов, которые возникают как на Западе, так и на Востоке, астанинская диалоговая площадка может оказать содействие исламо-христианскому диалогу, диалогу цивилизаций, культур и религий в рамках председательства РК в ОИК. Таким образом, в настоящее время ОИК переживает активную стадию модернизации своей структуры, и этот процесс вызывает повышенную заинтересованность среди стран мусульманского мира. Учитывая возрастающую роль ОИК в современном мире, председательство Казахстана в этой организации имеет большое значение как для нашей страны, так и для мусульманского сообщества государств, а также в целом мировой общественности.
Булат Ауелбаев, КИСИ при президенте РК
08.01.2011
|