Д.Кислов: Ислам Каримов. Независимость от памятников 14:37 08.01.2011
Ислам Каримов: Независимость от памятников Пока дочки президента Узбекистана покупают себе домишки на берегу Женевского озера и разбрасывают миллионы на "PR-благотворительность", а весь остальной Узбекистан задыхается от нищеты и безработицы, плодя миллионы гастарбайтеров по всему миру, Ислам Каримов продолжает бороться с ненавистным советским прошлым, создавая новую историю своей страны "по своему хотению".
6 января 2011 года в Ташкенте снесли памятник Герою Советского Союза Сабиру Рахимову. За один день сломали бетонный монумент вместе с постаментом, сгребли обломки бульдозерами и вывезли грузовиками на свалку. За последние лет пять это - далеко не первый случай молниеносной ликвидации в "солнечном Узбекистане" той или иной приметы "прошлого". Почему же уничтожать приметы эпохи "до независимости" так рьяно в Ташкенте стали именно в последние годы?
Ну, наверное, во-первых, потому, что на заре этой самой независимости не уничтожили все сразу. Однако в вялотекущем режиме сносили постоянно, параллельно переименовывали (и уже окончательно переименовали-таки) улицы городов, скверов, названия станций метро. Во-вторых, примет "русского" и "советского" колониального прошлого в Узбекистане так много, что не сразу-то все и снесешь!.. Все-таки в составе империи узбеки прожили более века, а сами по себе – только двадцать лет…
В Интернете по поводу ликвидации памятника герою Рахимову я слышал несколько версий. Ну, например, Рахимов – этнический казах, поэтому не может быть героем узбекского народа. Недаром в Узбекистане почти все "русские" названия улиц уже сменили, школы и районы, фабрики и комбинаты переименовали. Такой поступок Ташкента, мол, укладывается в общий "националистический" тренд – помыкание узбеками в Кыргызстане, "черными" в России… Другая версия: Рахимов – герой советской войны, с памятью о которой у нынешней узбекской власти отношения ох какие непростые.
Несмотря на то, что оба этих предположения, на мой взгляд, близки к истине, я бы хотел кое-что уточнить.
Первое. Сносили в "независимом" Ташкенте памятники не только инородцам и узбекам. Вспомните любимый горожанами монумент-ансамбль кузнецу Шаахмеду Шамахмудову, чья семья в годы все той же ВОВ приютила полтора десятка эвакуированных детишек. Формально кузнеца перенесли на окраину, разломать у вандалов рука не поднялась, но фактически его ликвидировали, убрав из поля зрения, из культурного окоема в центре города. А ведь это был памятник-символ, один из немногих монументов, которые в самом деле ЛЮБИЛИ горожане, ходили к нему фотографироваться с детьми. Все потому что подвиг, отраженный в нем, был НАСТОЯЩИМ, не бутафорским. Более того, памятник этот, казалось бы, "работал" на имидж узбекского народа, как В САМОМ ДЕЛЕ гостеприимного, дружелюбного, хлебосольного. Тем не менее – убрали с глаз долой.
Второе. С трактовкой Великой Отечественной у новой узбекской власти, в самом деле, есть проблемы. Ну, помните же, как на страницах газет замазывались (и, кажется, замазываются до сих пор?) ордена на кителях ветеранов; что войну называют исключительно "Второй мировой", а в учебниках пишут, что Узбекистан, мол, воевал в ней "на стороне СССР"?
Это – вопрос новой идеологии Узбекистана, которая на протяжении последних двадцати лет формируется под чутким руководством правящего все эти двадцать лет страной Ислама Абдуганиевича.
А кто такой Ислам Каримов? Ныне, ясное дело, - единоличный правитель постсоветского азиатского государства, медленно скатывающегося к феодализму. Но, прежде всего – бывший секретарь обкома, затем министр-плановик, человек плоть от плоти советский. "Да Каримов бы и образования никакого не получил бы, если бы не советская власть", - пишут наши комментаторы о Каримове-ребенке из детдома, и они, пожалуй правы. Можно добавить, не поднялся бы по служебно-партийной лестнице, если бы не ВЛКСМ и КПСС, не стал бы руководящим работником, если бы не ЦК, главой государства, если бы не Политбюро.
Так отчего же это "Савл" так гонит своего "создателя" - систему советских ценностей, принципов, общую память СССР, свое собственное прошлое в "семье народов"? На мой взгляд (и не только на мой – об этом уже многие писали), оттого, что из общего прошлого в памяти нынешнего Каримова - руководителя республики, первого президента независимой страны - остались только воспоминания о ненавистной "указиловке" из Москвы, о приказах из Кремля, о разнорядках из "центра".
Одна из последних книг, написанных Исламом Каримов, так и называется: "Узбекистан никогда и ни от кого не будет зависеть". Под Узбекистаном автор тут подразумевает прежде всего себя любимого, давая понять Москве (равно и вашингтонам с пекинами), что время командного окрика "извне" прошло, мол, я теперь – сам себе хозяин-барин. Вот тут-то и кроется ответ на все вопросы о причинах тотальных разрушений, постигших страну по указу президента.
Решил, к примеру, Каримов, что чинара – дерево отвратительное и вредное, так в центре столицы тотчас старейший и красивейший Сквер вырубили, а через годик-другой все платановые аллеи и парки по всей стране уничтожат!
Из своих фобий Ислам Каримов сформировал такую идеологию и историю для Узбекистана, в которых нет места русским ученым и врачам, советским героям и школьным учителям, не говоря уже о плохих басмачах и совестливых коммунистах.
Памятники зачастую сносят или переносят ночью, под покровом темноты, а место строительных (разрушительных) работ тщательно охраняют люди в погонах. Это свидетельствует о том, что Ислам Каримов ни за что не хочет зависеть и от своего собственного народа, в частности, от мнения тех же ветеранов Войны (которых в Узбекистане осталось еще полтора десятка тысяч). На самом деле он просто плевал на чужое мнение. Именно так он понимает независимость своей страны – применительно лишь к самому себе на троне.
"Обострение" такой разрушительной тяги у Каримова наметилось с возрастом. Может, он думает, что это советские памятники его страну в рай не пускают? Да нет, что вы. Несмотря на яркую риторику, Каримов уже давным-давно не думает о собственном народе. Это ЕГО они в рай не пускают. Это он место для своего собственного мавзолея (внимание, это - метафора) расчищает.
Впрочем, разрушения памятников и скверов – это не только прощание с советской символикой и освобождение места для знаков новых эпох. Правление Каримова в последние годы все больше и больше напоминает агонию капризного хана, который и не знает уже, куда свою власть применить. Впечатление такое, что он уже по-брежневски "забронзовел", сидя в своей золотой клетке, и не видя реальности, шарахается от каприза к капризу.
А страна беднеет, уезжает на заработки, деградирует. И ей вовсе не до памятников Сабиру Рахимову сейчас...
08.01.2011 Даниил Кислов, главный редактор, агентство "Фергана", Москва :
|