А.Новик: ЕС меняет стратегию в Афганистане 12:38 14.01.2011
ЕС меняет стратегию в Афганистане
Европейский парламент критически оценил нынешнюю стратегию Евросоюза в отношении Афганистана и высказался за кардинальный ее пересмотр с упором на политическое урегулирование конфликта, прекращение гражданской войны в этой стране.
Анализ политической ситуации внутри и вокруг Афганистана показывает, что ряд международных игроков на афганском поле сегодня пересматривают свою стратегию по Афганистану, не переставая преследовать свои собственные геополитические интересы.
Одним из таких международных игроков является Европейский союз, сводный воинский контингент которого в Афганистане насчитывает 32 тысячи военнослужащих. Из 27 стран – членов Евросоюза в афганской кампании принимают участие военные 25 стран, в силах ISAF не представлены только Кипр и Мальта. Все военные действия Евросоюза в Афганистане проводятся в тандеме и под руководством Североатлантического альянса.
Значительное внимание на афганском направлении Евросоюз уделяет и вопросу восстановления и реконструкции экономики, решению проблем социальной сферы страны. Предполагается, что в течение следующих трех лет Евросоюз будет ежегодно вкладывать в Афганистан до миллиарда евро.
К сожалению, "международная игра" Евросоюза в Афганистане не дает должных результатов. Еще в сентябре 2009 года министры иностранных дел государств ЕС выступили с резкой критикой в адрес Североатлантического альянса, действия которого, по мнению министров, не позволяют преодолеть последствия военной операции в Афганистане и переключиться на развитие институтов государственной власти, экономической сферы в этой стране. Тогда же, устами министра иностранных дел Франции было заявлено, что "Запад должен сотрудничать с афганским народом, а не бомбить его". Шел разговор тогда и о необходимости разработки новой стратегии ЕС в Афганистане.
Но, как говорится, "легко сказать - труднее сделать" - все осталось на прежне уровне. В результате, на финише 2010 года проблемой занялся Европейский парламент. В частности, в аналитическом докладе по Афганистану, озвученному в декабре 2010 года на сессии Европарламента в Страсбурге, было констатировано, что "международное военное вторжение в Афганистан окончилось провалом и даже ухудшило ситуацию с безопасностью в этой стране". При этом было сказано, что "присутствие талибов было недооценено, а способность правительства Карзая обеспечить управление страной- переоценено, и как результат, мало внимания было уделено задачам восстановления и развития страны".
То есть, Европейский парламент открыто и прямо констатировал, что нынешняя стратегия – международное военное воздействие на ситуацию в Афганистане полностью провалилась и не только не решила задач уничтожения террористической организации "Аль-Каиды" и обеспечения безопасности в этой стране, а наоборот – ухудшила эту безопасность.
При этом, как отмечают аналитики и эксперты, сегодня влияние европейских государств на ситуацию в Афганистане минимальное в сравнении с влиянием афганского кризиса на "европейские политические системы". Скажем, итальянцы или немцы могут послать в Афганистан тысячи новых своих солдат и потратить миллионы евро на восстановление и реконструкцию страны и в конце – концов не получить практически никакого результата. И напротив, инцидент с участием всего лишь нескольких человек (например, похищение одного итальянского журналиста или гибель трех солдат бундесвера) в Афганистане способен спровоцировать правительственный кризис в Италии и парализовать общественное мнение в Германии).
Таким образом, Афганистан сегодня все больше превращается в инструмент влияния на политическую ситуацию в европейских странах. И в этой связи политики задаются вопросом – а кто этот инструмент будет теперь использовать? Другими словами – кто через Афганистан будет управлять кризисными процессами в странах Европы?
К этому следует добавить, что не у всех стран – членов ЕС существует солидарная афганская политика. Например, британцы, направившие в Афганистан вторую (после США) по численности группировку в Афганистан и ожесточенно воюющие в Гельманде с отрядами талибов, не разделяют немецкий подход "непротивления злу насилием". Нидерландские политики не прочь легализовать выращивание опиума в Афганистане, в то время, как остальные члены ЕС это не приветствуют. Итальянцы раньше других европейских союзников начали применять в Афганистане методы тайной дипломатии и сепаратных переговоров (после истории с похищением итальянского журналиста) и др. В Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах, говоря об Афганистане, все чаще задаются вопросом: "А что мы там вообще делаем?"
По мнению депутатов Европарламента, нынешняя стратегия ЕС в отношении Афганистана нуждается в кардинальном пересмотре с упором на политическое урегулирование ситуации с участием талибов и других оппозиционных политических лидеров, демонстрирующих желание прекратить гражданскую войну, установить в стране мир и соблюдение фундаментальных прав людей.
В основе новой стратегии должны быть также вопросы повышения социально-экономического положения населения Афганистана, искоренения бедности и дискриминации женщин, уничтожения посевов опиумного мака, в возделывание которого вовлечены порядка 3,4 млн. афганцев.
Реализация новой стратегии ЕС в Афганистане невозможна без активной борьбы с коррупцией в стране, которая охватила все государственные структуры. Например, при выдаче государственных подрядов уровень коррупции достигает 50%. Сегодня даже гуманитарные организации не могут выполнять свою миссию без взяток коррупционерам. В том числе, значительная часть финансовой помощи Евросоюза, направляемой в Афганистан, вообще не доходит до конкретных проектов, а деньги расходуются на высокие оклады чиновников и содержание управленческого аппарата, а также исчезают в коррупционных каналах.
Европейские парламентарии выразили, также, обеспокоенность тем, что афганцы рассматривают международные силы содействия безопасности в качестве "оккупационной силы". В этом контексте придается большое значение реализации договоренностей между НАТО и президентом Афганистана Хамидом Карзаем о начале в 2011 году процесса постепенной передачи ответственности за безопасность в стране афганским силам безопасности и частичного вывода коалиционного контингента с территории Афганистана, с завершением процесса в 2014 году.
Поможет ли новая стратегия Евросоюза реализации вышеназванных договоренностей, достижению цели президента США Барака Обамы, руководства НАТО завершить к 2014 году боевые операции и прекратить гражданскую войну в Афганистане, покажет время. Однако очевидно, что альтернативы намерениям европарламентариев сменить стратегию на афганском направлении сегодня нет.
14.01.2011 Александр Новик
|