В.Парамонов: "США уже давно пытаются вписать Туркменистан в алгоритмы своей геополитики" 21:04 20.01.2011
В.Парамонов: "в реальности США очень даже интересуются Туркменистаном"
Полный текст интервью В.Парамонова специальному корреспонденту "Chronicles of Turkmenistan" Максату Аликперову от 20.01.2011.
Вопрос: США проявляют к Туркменистану достаточно сдержанный интерес. Кроме дозаправки американских военно-транспортных самолетов в туркменских аэропортах, особой динамики сотрудничества ни в политической, ни в экономической сферах не наблюдается. Это хороший или плохой знак для Туркменистана?
Думаю, что это и не плохой, и не хороший знак. Тем не менее, уверен, что в реальности США очень даже интересуются Туркменистаном. Однако, "традиционные" инструменты американского влияния и схемы форматирования национально-государственных процессов в случае Туркменистана не работают. Ашгабад достаточно сложный партнер, объект для манипуляций и изучений, к тому же обладающий достаточными финансовыми и иными ресурсами для проведения независимого внешнеполитического курса и сохраняющий равноудаленность от основных центров силы. Если же нет понимания сути внутренней и внешней политики этой страны, если слишком много мифов и упрощенных клише в ее восприятии, нет устойчивых механизмов влияния, то что, соответственно, остается делать Вашингтону? Ответ: изучать и ждать подходящего момента для активизации. Что США успешно и делают …
Более того, я уверен, что Соединенные Штаты уже давно пытаются вписать Туркменистан в некие региональные схемы и алгоритмы своей геополитики, а также более активно влиять на Ашгабад посредством своих союзников и различных международных организаций. При этом, не следует забывать самого главного – именно Вашингтон, а не кто другой уже более 20 лет является "законодателем моды" в форматировании Евразии и управлении процессами в Евразии … Просто у Штатов на континенте сейчас много более важных и острых проблем, чем Центральная Азия. Вот дойдет время до региона, тогда Вашингтон и займется им вплотную … И Туркменистану как и многим другим странам тогда мало не покажется …
Поэтому нельзя не учитывать фактор США, а тем более пренебрегать им. Соединенные Штаты географически уже давно наши соседи, располагая в Афганистане более чем 100 тысячной войсковой группировкой, а также сохраняя военное присутствие в Кыргызстане. Хотя понятно, что Центральная Азия – это не самоцель для геостратегии США, а ключевыми объектами американской политики традиционно были и остаются Европа, Россия и Китай. Не дать им объединиться – вот, что жизненно важно для Америки. Поэтому таким малым странам как Туркменистан вовсе очень нелегко маневрировать между глобальными и региональными центрами силы и их интересами.
Вопрос: в отличие от остальных постсоветских государств Центральной Азии, в Туркменистане все 20 лет независимости царит мир, спокойствие и политическая стабильность (за исключением "покушения" на Ниязова в 2002 году). В чем секрет того, что "в Ашхабаде всегда все спокойно"?
С точки зрения ключевых - системных факторов, влияющих на стабильность и устойчивость развития Туркменистана главными, на мой взгляд, являются следующие:
- наличие в стране значительных запасов природных ресурсов, в первую очередь газа, что позволяет получать доходы от экспорта и одновременно использовать те же газовые ресурсы в качестве важного инструмента политики балансирования;
- малочисленость населения, что снижает нагрузку на экономику и социальную сферу;
- относительно выгодное географическое положение, позволяющее в первую очередь поддерживать равноудаленность от основных центров силы.
Однако все эти факторы были бы бесполезны вне сложившейся системы общественно-государственного устройства, позволяющей грамотно использовать имеющиеся преимущества в целях стабильного и устойчивого развития. Вертикаль власти и сильные спецслужбы – это те важные элементы туркменской конструкции, которые и позволяют в итоге Туркменистану поддерживать свою безопасность и сохранять поступательность своего развития.
Вопрос: Туркменистан по-прежнему, несмотря на обилие зарубежных поездок и встреч президента Г.Бердымухамедова, не торопится вступать ни в какие союзы, альянсы и договоры. Ни в Организацию Договора о коллективной безопасности, ни в Шанхайскую организацию сотрудничества, ни в Таможенный союз. Почему Туркменистан является таким "упертым" противником интеграции, как на региональном, так и на международном уровне?
Возможно и правильно, что не торопится. Хотя с другой стороны, уверен, что и Туркменистан заинтересован в форсировании региональной интеграции и формировании устойчивой системы региональной безопасности. Но вопрос на самом деле не к Туркменистану, а прежде всего к России и Китаю – локомотивам развития Центральной Азии. Не Туркменистан является упертым, а большие державы как Россия и Китай не могут выработать новую и эффективную формулу развития, которая была бы интересна и Туркменистану. И, на мой взгляд, реальной интеграции у нас не было и нет. То, что сегодня происходит больше напоминает профанацию интеграции или в лучшем случае некие коммерческие сделки из цикла "слияния и поглощения" (хотят купить тот же Туркменистан подешевле, а продать подороже …). Это вовсе не интеграция. Это какая-то игра в интеграцию, где прав тот, у кого больше прав …
А чтобы "делать" реальную интеграцию, она должна быть смыслом жизни того или иного государства / группы государств, главным приоритетом его / их развития. Пока этого не произошло, не стоит требовать от Туркменистана активного участия в тех процессах, которые в самой России и в самом Китае пока не понимаются или понимаются очень по-разному … Ашгабад и так уже сделал много после 2006 года пойдя на встречу и Москве, и Пекину в плане обозначения своего участия в деятельности тех же ШОС и СНГ. Уже только за это надо сказать спасибо. Поэтому мне и представляется, что Туркменистан возможно и прав, что не форсирует свое участие в нынешних с позволения сказать "интеграционных процессах": себе же будет в убыток ...
|