К.Осмоналиев: В Кыргызстане религия для силовых структур – только повод оправдать свои действия 08:36 21.01.2011
Каныбек Осмоналиев: В Кыргызстане религия для силовых структур – только повод оправдать свои действия
"В Кыргызстане религия для силовых структур - только повод, позволяющий оправдать свои действия", - заявил в интервью ИА "24.kg" депутат Жогорку Кенеша от фракции "Ар-Намыс", член комитета по образованию, науке, культуре, информационной и религиозной политике Каныбек Осмоналиев.
- Когда министр внутренних дел Зарылбек Рысалиев сообщил, что задержанные и убитые члены преступной группировки являются представителями салафитов, честно говоря, мне стало не по себе. Он что, получил официальное заключение теологов? Или преступники сами признались в этом? Нельзя разбрасываться подобными обвинениями. Человек такого высокого ранга, как министр внутренних дел Кыргызстана, должен отвечать за каждое слово.
- Вы не верите в то, что люди, которых задержали силовики, - религиозные экстремисты?
- Я более чем уверен, что к религии эти отморозки (а как иначе назвать людей, убивших трех милиционеров и застреливших спецназовца?) никакого отношения не имеют. Поэтому без суда, следствия и экспертиз объявлять их религиозными террористами как минимум поспешно. Здесь налицо стремление силовых структур оправдать свои действия.
Любая религия, и ислам в том числе, не пропагандирует радикализм и агрессию. Но сейчас стало как бы даже модно, чуть что сразу говорить об "исламском терроризме". Надо быть очень осторожными с определениями. Чтобы не получилось, как в Казахстане в 2006 году. Там, если помните, разгорелся международный скандал, когда определенная часть мусульманского населения в Мангышлакской области вынужденно переселилась в Чехию и Словению. На них оказывали давление спецслужбы РК только за то, что те исповедовали салафизм.
- Является ли религиозный экстремизм на сегодня главной угрозой Кыргызстана?
- Проблема религиозного экстремизма остро стоит во всем мире. Но беда нашего государства в том, что общество имеет очень поверхностное представление о религии, особенно наша молодежь. Государство не ведет целенаправленную образовательную политику. Поэтому я и поднимал вопрос о введении в школах специального предмета - истории мировых религий. Молодое поколение должно со школьных лет знать, что собой представляет ислам, в каких исторических реалиях зародилось христианство, какие разветвления имеет иудаизм, чем отличаются секты. В этом отношении наш народ малограмотный, отсюда и все наши "страшилки". Этим пользуются предприимчивые деятели, так называемые миссионеры. Их специально засылают сюда, чтобы они вели работу с населением. За ними стоят очень большие деньги.
- Получается, что религия - это только повод?
- Вы точно сказали, религия - повод. Причем для всех: и для силовых структур, чтобы оправдать свои действия, и для некоторых дельцов, делающих на этом бизнес, и для политиков, которые используют ситуацию в своих целях.
- Некоторые эксперты считают, что исламскую карту разыгрывают на Западе и активизация якобы религиозных террористов в нашей стране нужна определенным лицам...
- Я не исключаю и такой вариант. Спецслужбы Запада порой играют на чувствах мусульман, манипулируя идеями, относящимися к разным течениям ислама. Так, определенные силы поддерживают ахмадийцев, которые имеют теологические разногласия с традиционным исламом, распространенным в Кыргызстане.
Кроме того, в последнее время в нашей стране, если вы заметили, резко возросло количество медресе - исламских центров общего образования. Система в них не унифицирована, разные медресе подпадают под влияние тех или иных направлений ислама: одни придерживается ваххабизма, другие - последователи пакистанской школы, третьим ближе ортодоксальные взгляды тюрков... Унифицировать и ввести политику единоначалия в религиозных учебных центрах - главная функция Духовного управления мусульман Кыргызстана, которое пока плохо справляется с ней. В результате выпускники медресе имеют разные взгляды на истинные ценности ислама и далеко не всегда ладят между собой. Определенные же силы пользуются этим для укрепления своих позиций. Ведь проще простого потом во всех грехах обвинить религию.
- Возможно, что религиозный терроризм даже не имеет отношения к последним событиям в Кыргызстане - к взрыву возле Дворца спорта, попытке теракта у здания ГУВД Бишкека и задержанию преступников в селе Арашане?
- Я в этом даже убежден. Не исключается и вмешательство "Хизб ут-Тахрира". Что же собой представляет эта организация? Это политическая партия, которая стремится получить власть, создать халифат, игнорировать границы государств. Хотя я абсолютно уверен: кыргызы никогда не были радикальными исламистами. Однако некоторым политикам и псевдорелигиозным деятелям, которые преследуют определенные цели, выгодно делать из нас радикалов.
Не успел открыться Антитеррористический центр при Госкомитете нацбезопасности, как тут же такие показатели: то схрон оружия обнаружили, то взрыв предотвратили, то террористическую организацию обезвредили... Простое совпадение? Нет, это политика. Самое печальное, что больше всего от этого страдают истинные ценности ислама.
- Не станут ли теперь силовики перегибать палку в борьбе с террористами? Некоторые правозащитники говорят, что в ГКНБ незаконно содержатся люди и им навешивают ярлык террориста.
- Я согласен с правозащитниками: спецслужбы уже перегнули палку. А это может иметь обратную реакцию со стороны тех "неспелых" мусульман, которые только формируются. Представьте, что может случиться, если мы настроим против себя весь мусульманский мир. Более 80 процентов верующих в Кыргызстане исповедуют ислам. Это же огромная сила. И если государство каждый день охаивает ислам, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Кыргызстан постепенно исламизируется, но если государство грубо, посредством силовых структур будет вмешиваться в процесс, то общество в лице этих незрелых мусульман может сойти с пути развития и скатиться до насилия, которое стала нормой для Афганистана и некоторых районов Пакистана.
- Что сейчас, по вашему мнению, необходимо делать властям, чтобы взрывы не стали для Кыргызстана обыденностью?
- Нужно создать условия для образовательного процесса, вести жесткую политику по предотвращению радикализации ислама. Когда мы говорим, что государство отделено от религии, то должны понимать: оно отделено не от религии, а от религиозных организаций - мечети и церкви. Власти не имеют права вмешиваться в обряды и ритуальные мероприятия, которые они проводят.
И самое главное - вести целенаправленную работу по созданию государственной идеологии. Этим в Кыргызстане, к великому огорчению, нормальным образом никто не занимается. И эту нишу заполняют предприимчивые псевдорелигиозные деятели, которые преследуют свои локальные интересы.
19/01/11 – Махинур НИЯЗОВА
|