Spik.kz: Вспомнить о Желтоксане. Пора избавиться от мифов 09:47 28.01.2011
Вспомнить о Желтоксане. Или пора избавиться от мифов В этом году 25 лет со дня трагических событий в декабре 1986 года
Можно по-разному относиться к событиям 25-летней давности на площади Брежнева в Алма-Ате, но нельзя отрицать того, что они внесли свою лепту в развал Советского Союза. И весьма символично что это произошло именно в 1986 году, в год семидесятилетия народного восстания против колониальных властей в 1916 году. Тогдла казахи бунтуют - разваливаются империи. Сначла царскаяю потом советская... Об этом открыто говорят многие зарубежные ученые и аналитики. Однако в самом Казахстане к декабрьским событиям относятся по-разному. Одни считают их первой ласточкой на пути к суверенитету страны, другие называют выходками пьяной националистически настроенной молодежи. Разброс мнений полярен. Иного и не может быть. Несмотря на то, что казахстанской независимости нынче исполняется 20 лет, в людях по-прежнему остается страх, внедрившийся в гены за годы тоталитарной системы. И сбросить этот страх нелегко. Возможно, для этого понадобится не одно поколение людей, живущих уже в пору государственной независимости страны. К тому же коллективная память о прошлом возникает из ощущений индивидов. А память человека избирательна. У одного сохраняются положительные моменты как его личной жизни, так и общества в целом. У другого отрицательные эмоции заполоняют все пространство и не оставляют в памяти просвета для позитива. Есть и другое, что мешает нынешней молодежи, да и людям старшего возраста понять, что на самом деле происходило в те далекие декабрьские дни на главной площади республики. До настоящего момента нет четко заявленной государственной политики относительно декабрьских событий 1986 года, получивших название Желтоксан. Между тем, власти могли бы выиграть намного больше, если бы обозначили свою позицию по данному вопросу. На днях в СМИ появилось два обращения от представителей различных слоев казахстанского общества. В одном Жасарал Куанышалин и Хасен Кожа-Ахмет предлагают разоблачить поэта Мухтара Шаханова, как человека, присвоившего себе право говорить от имени народа о декабрьских событиях. Авторы не скупятся на эпитеты, называя известного поэта нечестным человеком, не доведшим до конца расследование по Желтоксану. Однако сами авторы не без греха. Так, если Хасен Кожа-Ахмет имеет какое-то моральное право говорить о декабрьских события (он пострадал во время них), то Жасарал Куанышалин к этим событиям не имеет никакого отношения, что легко может доказать любой участник тех событий. В ответ на эту публикацию в СМИ появилось обращение в защиту Мухтара Шаханова. Среди подписантов много авторитетных людей. Среди них, к примеру, известные писатели Софы Сматаев и Габбас Кабышулы, Дулат Исабеков, Темирхан Медетбек, Серик Тургынбенкулы, Смагул Елюбай, главные редакторы казахскоязычных газет Сергазы Мухтарбеков, Ермурат Бапи, Рысбек Сарсенбай, Казбек Иса. Есть и сами участники декабрьских событий: Жансая Сабитова, Шора Карабаев. Подписал обращение и известный политик Газиз Алдамжаров. В списке есть имя и представителя театра - режиссера Булата Атабаева. Всех этих людей, в обычное время далеких друг от друга, заставило подписать обращение не только воззвание Жасарала Куанышалина и Хасена Кожа-Ахмета, но и ряд публикаций в отечественной прессе. Среди таких публикаций называются и заметки Данияра Ашимбаева о декабрьских событиях. В доказательство того, что главный редактор энциклопедии "Кто есть в Казахстане" ни во что не ставит национальное самосознание сооотечественников, приводится одна цитата из публикаций: "...А итогом стала очень удобная для всех политическая оценка – стихийное выступление молодежи националистического (ныне – национал-демократического) толка. У национал-патриотов появились свои "герои", у силовиков – опыт разгона демонстраций, у власти молодой независимой страны – красивая иллюстрация к лозунгу о борьбе за независимость, у тех, кто пришел на площадь – возможность назваться героями-революционерами, у населения – страшилка на тему межнациональных столкновений, у "героев" – право требовать с государства квартиры, пенсии и пособия... Нужно ли пересматривать такую красивую, героическую, а главное, очень востребованную историю?.." Что на это сказать? Автор имел в виду совсем другое, чем то, в чем его упрекают подписавшие обращение представители творческой интеллигенции и общественные деятели. Г-н Ашимбаев говорил о том, что очень удобно сегодня не заниматься исследованием того, что на самом деле произошло в декабрьские дни 1986 года. Ведь продолжение раследований тех событий покажет, что не все те, кто сейчас бьет себя в грудь, были героями тогда. И не все те, кто нынче примазываются к тем событиям, имели к ним отношение. И с Данияром Ашимбаевым нельзя не согласиться: в стране нет серьезных научных исследований того, что действительно происходило на площади Брежнева в декабре 1986 года. Робкую попытку раскрыть завесу предприняло недавно Радио Азаттык, напечатавшее статью о том, что в январе 1986 года новым председателем КНБ Казахской ССР был назначен Виктор Мирошник. В том же году в республике не раз приезжали высокопоставленные лица из Москвы, в том числе и председатель Совета министров СССР Николай Рыжков. Есть свидетельства о том, что в декабре 1986 года было произведено усиление на границе нашей республики. Возможно, исследования данного вопроса показали бы, что декабрьские события в определенной степени были спровоцированы, причем самой Москвой, опасавшейся авторитета Динмухаммеда Кунаева не только в родной республике, но и во всем Советском Союзе. Возможно, все было наоборот, и Желтоксан ничто иное, как всплеск межэлитных. войн эпохи позднего застоя, но опять же с использованием центральной, союзной власти, а молодежь стала просто разменной монетой. Или это все же было по-настоящему стихийым проявлением!?! Но тогда в любом случае, должны быть вожди, харизматичные лидеры, которые вывели столько народа на площадь, некая подпольная организация. Но где они? Мертвые или живые? Надо адекватно воспринимать действительность: при всей трагичности судеб официальных героев Желтоксана , первым из которых является Кайрат Рыскулбеков, ни один из них не тянет на роль человека за которым могли пойти хотя бы тысяча человек. Но, в любом случае, все это нужно исследовать. И хорошо бы сами власти позаботились о том, чтобы подобные исследования велись. Кто-то может возразить: мол, зачем ворошить прошлое? Есть некий миф, есть точка отсчета. Однако, в данном случае, можно говорить о том, что наши идеологи не смогли справиться с задачей сотворения общенационального, общегосударственного мифа на базе брутальных событий декабря 1986 года. Следовательно, надо узнать хотя бы правду! Всю, до дна. Иначе говоря нужно разобраться с целым сонмом вопросов и не забывать об идеологическом обеспечении. Ибо слабо аргументированный миф со временем может одряхлеть и потерять сакральность. Будем надеяться, что, собственно говоря, и авторы второго обращения говорят о том же, только иными словами... В год 20-летия суверенитета страны и 25-летия Желтоксана, нужно сделать все, чтобы декабрьские события нашли свое место в истории независимого Казахстана. Надо не просто вспомнить о Желтоксане, раздав ордена, медали или квартиры и автомобили. Необходимо дать оценку тем событиям с тем, чтобы казахстанцы могли гордиться этой страницей в жизни общества. Ведь декабрьские события и в самом деле предтеча независимости Казахстана. Надо не просто вспомнить о Желтоксане, но и очиститься от мифологем на эту тему. За 25 лет после декабрьских событий накопилось немало мифов вокруг них. Большей частью они порождены национал-патриотами, многие из которых не принимала никакого участия в самих событиях. Но именно такие люди больше всех кричат о Желтоксане. И именно они создают мифы о далеких уже декабрьских днях. Сегодня, когда еще живы сами участники Желтоксана, важно не только собрать их свидетельства, но и попытаться воссоздать реальную картину того, что было. Следует напомнить, что немного было людей на стыке зимы 1986-1987 гг., которые бы осмелились во всеуслышание заявить несогласие с тогдашней официальной оценкой тех событий. Среди них поэт-фронтовик Джубан Молдагалиев. А также его коллеги,тоже ныне покойные, Сафуан Шаймерденов, Сейдахмет Бердикулов... А на собрании городского актива Алма-Аты против того, чтобы называть молодежь, вышедшую на площадь Брежнева, националистами, выступили ныне покойный Алтынбек Сарсенбаев, редактор Казахской энциклопедии, сейчас министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед, и ряд известных людей. Об этом есть показания в материалах комиссии Мухтара Шаханова. Вернуться к этой комиссии, поднять все архивы и восстановить справедливость - задача номер один. Негоже делить народ сегодня на имеющих моральное право говорить о декабрьских событиях и не имеющих. А ведь именно это преследуют публикация г-на Куанышалина и иже с ним.
Аналитическо-информационное бюро ПИК
28.01.2011
|