Т.Атаев: Уроки Туниса – 2, или взгляд на события с разных ракурсов 11:20 29.01.2011
Уроки Туниса – 2, или взгляд на события с разных ракурсов
Безусловно, тунисская тема - одна из наиболее обсуждаемых сегодня, и подходить к ней можно с разных ракурсов. Скажем, с точки зрения усвоения уроков, или умения договориться с кураторами.
Что значит "не договориться"? В декабре прошлого года группа юридических экспертов ПАСЕ вдруг обвинила премьер-министра Косово Хашима Тачи в руководстве мафиозной группой, занимавшейся наркоторговлей и изъятием у похищенных людей органов с последующей перепродажей. А ведь незадолго до этого Х.Тачи рекламировался западными СМИ как "балканский герой". Он - один из основателей в начале 1990-х Народного движения Косово, с 1995 г. отвечавший за финансы и обучение добровольцев в Армии освобождения Косово. В 2007 г. возглавляемая им Демпартия победила на выборах, с 2008 г. Х.Тачи - глава правительства Косова, один из основных инициаторов провозглашения независимости края в феврале того же года. Именно он в 2009 г. охарактеризовал бомбардировки мирных югославов десятилетней давности (включая разрывы снарядов вблизи роддома), как великое историческое событие для демократического мира. Однако, прецедент с "наркозависимостью" Тачи оказался не просчитанным экс-президнтом Туниса Бен Али.
Как можно договориться? Запад и Судан Переместимся из Косово в Судан и увидим "ситуацию наоборот" - как из "международного преступника" в одночасье можно переквалицироваться в "демократы". В 2008 г. Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Омара аль-Башира по обвинению в "этнических чистках" в Южном Судане и провинции Дарфур. Спустя год та же структура обвинила президента в преступлениях против человечности. И вдруг, в 2010 г. аль-Башир избирается президентом Судана, а США и ЕС легитимность выборов даже и не оспаривают, тем самым позволяя ему стать первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции. Какая же это фея позволила произойти сей метаморфозе?
А может, не фея, а волшебная геополитическая палочка? С 1999 г. Судан приступил к экспорту "черного золота", и внешне межэтнический и религиозный конфликт Севера и Юга приобрел политико-экономические черты: Южный Судан, с населением 8 млн человек из свыше 40 млн суданцев и "владением" 80% нефтяных запасов страны, потребовал независимости. Воспротивившийся аль-Башир тут же столкнулся с объявлением ему международного "нон-грата", но наступил... год 2010-й. Теперь аль-Башир - легитимный президент. Не в обмен ли на "сотрудничество со следствием" (к тому же международным) в плане предоставления добра на проведение референдума о независимости Южного Судана? Вопрос риторический. Значит, можно предположить, что возможной причиной внезапного перевоплощения Бен Али из "демократа" в неугодного изгоя явилось его нежелание услышать кураторов.
Как договариваться в других регионах мира? BP и Россия В середине января прошла информация о создании стратегического альянса между British Petroleum и "Роснефтью" в целях совместной разработки российского арктического шельфа - трех участков в Карском море. Концерны объявили об обмене акциями: стоимость бумаг BP, выпускаемых для "Роснефти", составляет $7,8 млрд. Стоимость 9,5% акций последней оценивается в $7,815 млрд. Компании сформируют СП, в котором 67% будет принадлежать российской стороне. Глава российского правительства Владимир Путин заявил о начале нового этапа в отношениях, а помощник президента РФ Аркадий Дворкович назвал происшедшее "одной из звездных сделок 2011 г.".
Нюанс тут в том, что протокол о намерениях был оглашен аж в 2006 г., но развитие получил именно сейчас, в унисон подписанию председателем Еврокомиссии Хосе Мануэлем Баррозу и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Совместной декларации о Южном газовом коридоре" (ЮГК), включающем газопровод "Набукко". В качестве одного из основных источников газа для ЮГК рассматривается азербайджанское месторождение "Шах Дениз" с запасами в 1,2 трлн куб м голубого топлива. А вот среди участников соглашения о долевом разделе добычи в "Шах-Денизе сидит все та же BP (оператор - 25,5%).
Ну а теперь можно вновь вернуться к тунисской тематике (впрочем, мы от нее и не удалялись).
Тунис, Ислам и демократия Генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса, выразив надежду на построение тунисцами системы, "которой они добиваются", актуализировал сопровождение экономических реформ политическими преобразованиями. В этой связи прозвучало мнение, что ракурс народовластия нехарактерен для мусульманского мира, т.к. включение словосочетания "народная власть" в основу религии невозможно в принципе. Однако, исламская политическая система вполне может функционировать на основе осуществления народом власти, в свете ниспосланных Аллахом законов. Согласно Всеобщей исламской декларации прав человека, Господь "даровал человечеству право и мораль", позволяющие "установить и регулировать" все необходимые институты и отношения. В силу "божественности их источника и предназначения", права человека не могут быть упразднены кем-либо.
В данном аспекте сложно согласиться с одним из ведущих мировых исследователей Ислама Бернардом Льюисом, заявляющим об отсутствии "в классической исламской политической философии и практике понятия гражданина как свободного и активного члена гражданского сообщества". Другое дело, что Исламом предусматривается абсолютное подчинение Аллаху. Да, Коран призывает уверовавших повиноваться Аллаху, Посланнику и "обладающим влиянием среди вас" (сура "Женщины": 59), но, согласно комментариям, повиновение Аллаху и пророку подразумевает исполнение религиозных предписаний. Повиновение правителям подразумевается в том случае, если они не велят ослушаться Аллаха: "Не подчиняйся неверующим и лицемерам" (сура "Сонмы": 48).
В свете вышеизложенного, ракурс "власть народа" может ассоциироваться с понятием "права человека в Исламе". Господь определил, что является разрешенным в жизни человека, а что запрещено. Посредством пророка Мухаммада (да благословит и приветствует его Аллах) Всевышний довел Свои слова до индивидуумов, значит, люди слышат сказанное Богом. Вот здесь Господь фактически предоставляет личности право выбора, предупреждая, что за совершение разрешенного человек попадет в Рай, а в случае греховного образа жизни - конкретному лицу уготована дорога в Ад. Т.е. человек перед принятием какого-то решения уже знает, несет ли данное деяние, согласно словам Аллаха, отпечаток разрешенного или греховного, и волен принять решение самостоятельно.
Да, невозможно не признать, что Творцу ведом путь каждого: "Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле?" (сура "Хадж": 70), но индивидуум-то не располагает этой информацией. Следовательно, вопрос принятия или отторжения пути к Истине - есть право выбора. Другое дело, что "расчет" за Господом: "Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем (сура "Пчелы": 125).
Тунис, исламское сообщество и активность в вере Вместе с тем, как отмечал выдающийся русский философ XIX в. Владимир Соловьев, в Коране отсутствует признание "отвлеченной, чисто теоретической веры", т.к. она не отделяется от дел верующего. Т.е. Господь призывает не к бездумно-механическому исполнению ритуалов, а к реальным деяниям во имя веры. Поэтому выдающийся мыслитель XX века Мухаммад аль-Газали вопрошает, если параллельно совершению молитв человек осуществляет "злостные поступки", груб с окружающими, "издевается над бедными и жесток с беспомощными, тогда как можно назвать такого человека праведным?" Говоря другими словами, активность в вере - неотъемлемый атрибут верующего.
Посему в контексте призывов к демократии в мусульманском мире речь, как представляется, должна вестись, прежде всего, именно об активности приверженцев Ислама, вне зависимости от того, говорим мы о Тунисе или этнически мусульманском государстве в другом регионе планеты.
Но вместо активности и конкретных действий умма больше осуждает и обсуждает проживающих по соседству или чуть дальше. Анализируется и прогнозируется не общественно-политическая ситуация или экономические перспективы, а как, например, складывает при намазе руки молящийся впереди. Мало этого, для многих членов уммы в определении праведности брата по вере главным критерием становятся не сами деяния, а фактор его принадлежности к тому или иному мазхабу. До хрипоты ведутся споры о том, правильно ли совершено омовение перед молитвой; стоит девушкам дискутировать на интернет-форумах или нет, поздравлять ли соседей с Рождеством и вообще можно ли заходить в дом, где стоит украшенная елка. И т.д. и т.п. А ведь насколько эти "сложности" отдаляют всех нас от прогресса.
На этом фоне практически все мусульманские страны дали добро на беспрепятственное вхождение в жизнь социума спутниковых антенн. Вот спрашивается, а много ли на них мусульманских каналов, обсуждающих жизнь людей, обществ и государств изнутри? Где "наши" литература и научные открытия? Но откуда им взяться, если главнее критиковать всех, все и вся, доказывая, например, вредность создания (под тем или иным предлогом) "Education City" и ограничивая реализацию книг по социологии и философии. Наверное, по этим, в частности, причинам авторитетнейший глава Международного союза улемов, шейх Юсуф аль-Кардави с сожалением фиксирует, что "мы обречены на бесполезность", т.к. "импортируем, но не производим". Будучи пассивными получателями, "мы подражаем другим и не можем привнести чего-либо своего".
Действительно, по всему мусульманскому миру пьется и льется "Пепси" с "Колой", включая Мекку и Медину. Во всех фешенебельнейших молах мусульманских островков ведущие мировые фирмы открыли магазины одежды, парфюмерии, ювелирных изделий и т.д., потому что массы мусульман желают одеваться в популярные западные "имена", закрывать глаза от солнца "именными" западными очками. Но при этом, производители и дизайнеры тех самых "имен", в понимании их носителей, являются... кяфирами. Парадокс?
Отсюда, согласно блестящему мыслителю Ю.Кардави, высвечивается подлинная миссия уммы на сегодня: преодоление "наших собственных проблем", активизация веры и морали, что позволит вдохнуть "жизнь в наше полумертвое положение" и восстановить возможности для прогресса. Для достижения этого мы нуждаемся "в новом духе".
Здесь представляется уместным вспомнить название одного из документальных фильмов, посвященных событиям 2004 г. на Украине: "Оранжевая революция: все явное имеет начало в духовном мире". Вот с этой точки зрения, в преломлении к высказыванию шейха Ю.Кардави, "цветная", "цветочная" или "бесцветная" революция необходима. В аспекте "нового духа". Не новшеств, как, упаси Аллах, могут воспринять многие, и не "возврата к корням", что ассоциируется с известными призывами определенной направленности, а оживляющего наш дух, способствующего его расцвету и стыковке с Откровением. Все мы должны найти в себе силы признаться в собственных слабостях, нежелании сопротивляться тем или иным соблазнам, закрывая глаза на свои сознательные нарушения (нередко далеко не мелкого характера). Это - революция духа изнутри. Революционизирование себя и в себе.
С этих позиций под особым углом зрения воспринимается приветствие шейха Кардави к тунисскому народу, выступления которого он оценил как направленные "против гнета и диктатуры, которой он подвергался на протяжении многих лет".
Таким образом, тунисские события, даже вне зависимости от источника их происхождения, наводят на довольно глобальные размышления. И от того, насколько все мы сумеем воспринять "карфагенские уроки", зависит не только наше будущее, но и перспективы всего человечества.
Теймур Атаев, политолог 24.01.2011 года
|