И.Панкратенко: Иран - геостратегия и геополитика. Часть 4-я. Eвросоюз, Закавказье, Центральная Азия как стратегические направления внешней политики Ирана 00:03 31.01.2011
ИРАН: ГЕОСТРАТЕГИЯ И ГЕОПОЛИТИКА. Часть IV. Eвросоюз, Закавказье, Центральная Азия как стратегические направления внешней политики Ирана
В отношениях с Евросоюзом (напомню, что Иран является одним из крупнейших поставщиков энергоносителей в Италию, Францию и Германию) Иран стремится к получению необходимых ему технологий. На долю Германии, Франции и Италии приходится 77% всего экспорта Евросоюза в Иран, эти же страны являются основными европейскими экономическими партнерами Ирана.
----------
"Европейское направление" В отношениях с Евросоюзом (напомню, что Иран является одним из крупнейших поставщиков энергоносителей в Италию, Францию и Германию) Иран стремится к получению необходимых ему технологий. На долю Германии, Франции и Италии приходится 77% всего экспорта Евросоюза в Иран, эти же страны являются основными европейскими экономическими партнерами Ирана.
Французский экспорт и импорт увеличились с 2004 года примерно в полтора раза. Италия в 2010 году увеличила свой товарооборот с Ираном почти на 60%. Германия, придавая большое значение укреплению своих позиций на иранском рынке, делает главный акцент на расширение капиталовложений немецких компаний в иранскую экономику. Берлин занимает первое место среди европейских инвесторов в иранскую экономику и участвует в реализации 19 различных проектов, в том числе строительстве ирригационных сооружений и создании инфраструктуры водоснабжения, строительстве электростанций, алюминиевого комбината "Аль-Мехди" в Бендер-Аббасе, завода пищевой промышленности и упаковки, строительстве опреснительной установки в Чахбахаре. Основными статьями экспорта Германии в Иран являются тяжелое оборудование и машины, продукция нефтехимической промышленности, генераторы и комплектующие детали для автомобилей. Иранский экспорт в Германию, кроме нефти, главным образом состоит из текстильной продукции, сухофруктов и сельскохозяйственной продукции.
Франция в 2005 году приступила к реализации долгосрочного соглашения с Ираном об экономическом сотрудничестве. Соглашением предусматриваются активизация деятельности малого и среднего бизнеса обеих стран, расширение инвестиционного сотрудничества на взаимной основе в таких областях, как авиаперевозки, жилищное строительство, прогрессивные технологии, туризм, рыбное хозяйство, медицина, фармацевтика, строительство электростанций и метро, нефтегазовая промышленность.
Между французской компанией "Пежо-Ситроен", иранской компанией "САПКО" и администрацией свободно-экономической зоны (СЭЗ) "Кешм" решен вопрос о строительстве завода по производству автозапчастей на территории СЭЗ "Кешм". Основная часть продукции этого завода будет поставляться на экспорт. Иранская компания "САПКО" входит в промышленную группу "Иран Ходроу" и является крупным производителем комплектующих и запасных частей для автомобилей марки "Пежо".
Франция и Иран сотрудничают в области создания инфраструктуры транспортных коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад"". Тегеран закупил у Парижа 100 локомотивов на общую сумму более 245 млн евро, а французская компания "Тоталь" участвует в разработке месторождения "Южный Парс".
Италия также является одним из главных торгово-экономических партнеров Ирана в Европе. Основные товары, экспортируемые Ираном в Италию: нефть, продукция нефтехимической, горнорудной и металлургической промышленности, сталь, фрукты, сухофрукты, кожа, ковры. Главной продукцией, импортируемой Ираном из Италии в 2004 году, были машины, механизмы и промышленное оборудование. Однако двустороннее сотрудничество не ограничивается только импортом иранской нефти и экспортом итальянского оборудования для тяжелой иранской промышленности. Две страны заинтересованы в развитии взаимодействия в различных сферах, в том числе в области связи, транспорта, судостроения, автомобилестроения, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и экспорта инженерно-технических услуг. Италия готова участвовать в проектах производства, переработки, маркетинга и экспорта иранских сельскохозяйственных товаров.
Организация развития промышленности и рудников Ирана и итальянская компания "Ираско" строят завод по производству графитовых электродов. Стоимость этого контракта составляет около 155 млн. евро. Италия участвует в освоении железорудного месторождения "Сангестан" в районе Нейшапура. Стоимость проекта составляет более 150 млн долл. США. Итальянские компании активно участвуют в нефтегазовых проектах, осуществляемых в Иране. Так, компании "ENI" и "AGIP"" задействованы в реализации обустройства газового месторождения "Южный Парс". В рамках соглашения о промышленном сотрудничестве между Ираном и Италией итальянская компания "Fata Aluminum Production" участвовала в модернизации алюминиевого комплекса "Аль-Мехди". Также продолжилось сотрудничество между иранской автомобильной компанией "Замьяд" и итальянской компанией "Iveco".
В целом следует отметить, что европейские страны стремятся применить в отношениях с Ираном тактику, предусматривающую преодоление монополии США и их партнеров в части разработки нефтяных и газовых ресурсов, эксплуатация Ирана как рынка сбыта продукции ( в том числе и военной) и технологий. Установление добрососедских отношений с арабскими странами и снятие существующей напряженности станет одной из основных задач нового и. о. министра иностранных дел Али Акбара Салехи.
Как показали последние события, процесс этот развивается весьма динамично: резко возросло количество встреч на высшем уровне и взаимных консультаций. Одним из факторов, способствующих этому, стали события в Судане и Тунисе. Пока рано говорить о достижении реальных положительных результатов: здесь количество визитов не показатель, порою – даже наоборот. Но активность на этом направлении очевидна. Не хотел бы забегать вперед, но считаю, что при определенных условиях в середине нынешнего года на этом направлении произойдут события, которые несколько разочаруют США и Израиль.
Закавказье и Центральная Азия Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что в проблеме российского Северного Кавказа Иран практически с самого начала занял конструктивную позицию, поддержав Москву в ее борьбе против сепаратизма и ваххабитского терроризма в Чечне и вокруг нее. Что же касается отношений Ирана с тремя южно-кавказскими странами (Грузия, Армения, Азербайджан), то их следует характеризовать как неоднозначные.
Прежде всего, весьма специфический характер носят отношения Ирана и Азербайджана. По Гюлистанскому договору 1813 года, подписанному Российской Империей и Персией, азербайджанцы оказались разделены между двумя державами. Причем большинство этнических азербайджанцев проживает на территории Ирана. По оценкам специалистов, их число в этой стране достигает 17-18 миллионов человек (порядка 20-25% населения). Некоторые источники (например, CIA World Factbook) приводят цифры от 16 до 35 миллионов иранских азербайджанцев. В то время как в самом Азербайджане проживает их меньшая часть – около 8 миллионов.
Усиливающиеся сепаратистские тенденции в Иранском Азербайджане, поддержка Ираном позиций Армении в нагорно-карабахском конфликте, общая проамериканская направленность правящей азербайджанской политической элиты, особые отношения Азербайджана и Турции – все это позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на ряд деклараций руководства Азербайджана и Ирана, эти отношения в среднесрочной перспективе будут холодно-сдержанными. Так же можно охарактеризовать и перспективу ирано-грузинских отношений.
Но необходимо отметить, что Иран поступает весьма эффективно, выводя политические разногласия с этими странами за рамки переговорных процессов и сосредотачиваясь на укреплении экономических связей. Наиболее тесные отношения в регионе складываются у Тегерана с христианским Ереваном. Здесь играют свою роль, помимо динамично развивающихся экономических связей, общая политическая позиция по ряду вопросов: ситуация вокруг Нагорного Карабаха и настороженное отношение к идеям пантюркизма.
Стратегической целью "закавказской политики" Ирана следует считать недопущение усиления позиций нерегиональных держав на Кавказе, прежде всего – США и Израиля. При этом направление внешней политики Ирана в Закавказье, особенности этой политики нельзя рассматривать изолированно, только в контексте двусторонних отношений. Внешняя политика в этом регионе определяется множеством факторов, порожденных особенностью двусторонних и многосторонних отношений в семиугольнике: Азербайджан – Иран – Россия – США – Турция – Армения – Грузия.
В Центральной Азии за последние несколько лет эксперты отмечают снижение политического влияния Ирана. Это справедливо, но только в том, что касается политической составляющей. Экономические позиции Ирана в этом регионе продолжают укрепляться. Несомненно, что к безусловным успехам можно отнести установление тесных отношений с Таджикистаном. И если в 2005 году товарооборот между двумя странами составил $67 млн, то уже через год эта цифра выросла до $110 млн, а по итогам 2010 году составил 201,7 млн долларов (Россия – 959,8 млн. долларов США, Китай – 685,1 млн. долларов, Турция – 438,6 млн. долларов, Казахстан – 312,8 млн.)
Таджикистан, в основном, экспортирует в Иран хлопок и первичный алюминий, а взамен приобретает продукты питания, строительные материалы, изделия химической промышленности и машиностроения. Кроме того, Иран является одним из основных инвесторов Таджикистана, активно вкладывает средства в таджикские проекты в области коммуникаций и энергетики. Только строительство Шурабской ГЭС в Таджикистане, о желании построить которую объявил Иран, потребует не менее $1 млрд инвестиций.
Причем, Иран демонстрирует здесь значительную гибкость подходов. Так, на встрече губернатора иранской провинции Хуросони Разави Мухаммадизода с министром энергетики и промышленности Таджикистана в 2010 году губернатор предложил таджикской стороне в обмен на создание совместных предприятий по сборке автомобилей "Саманд", цементного завода и ряда других предприятий оплатить доли таджикской стороны в этих предприятиях увеличением поставок таджикского алюминия в Иран. Кроме этого, в мае 2010 года министры обороны Ирана и Таджикистана подписали договор о военном сотрудничестве. Аналогичную деловую активность Иран демонстрирует в отношениях с Туркменистаном. Что же касается Казахстана и Узбекистана, то пока Иран не занял в иерархии их внешнеэкономического сотрудничества сколько-нибудь заметного места.
Однако при анализе и прогнозировании внешней политики Ирана в Центральной Азии следует учитывать два фактора. Во-первых, правящие элиты в Центральной Азии считают, что сближение с Ираном может вызвать активизацию исламских фундаменталистов в республиках, и, как следствие, дестабилизацию региона. Во-вторых, укрепление позиций США в Центральной Азии одновременно укрепляет позиции противников сближения с Ираном в правящих элитах центральноазиатских республик. Учитывая это, Иран будет стремиться на данном этапе к укреплению экономических и торговых отношений, что, собственно, ему пока и удается.
Об авторе: Игорь Панкратенко, кандидат исторических наук, эксперт сообщества "РСИ" (http://rusrand.ru), специально для портала WIN.ru.
29.01.2011
|