К.Риклтон: Намаз для депутатов. Очередной скандал раскалывает кыргызское общество 09:18 04.02.2011
Кыргызстан: Скандал вокруг отправления молитвы способствует углублению противоречий между гражданским обществом и парламентом
Люди отправляют молитвы на Старой площади Бишкека по случаю исламского праздника Курман айт – Дня жертвоприношения (декабрь 2008 года). В просматриваемом за заднем плане парламенте Кыргызстана дебатируется вопрос, позволяет ли светская конституция отправление молитв в законодательном органе, провоцируя в обществе полемику о роли религии в стране. (Фото Дэвида Триллинга)
Казалось бы невинное предложение выделить для депутатов кыргызского парламента время и место для отправления традиционной исламской пятничной молитвы произвело целую бурю, затрагивающую идею разделения церкви и государства. На взгляд оппонентов данной меры, она грозит уничтожить принцип светской государственности, закрепленный в конституции Кыргызстана.
Скандал начал разворачиваться после состоявшегося в конце декабря заседания парламента, на котором вице-спикер Асылбек Жээнбеков от правящей Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК) назвал "давно назревшей" необходимость решить вопрос об отправлении молитв в парламенте. Эта инициатива нашла поддержку в партийных рядах. Вдобавок к предложению Асылбека Жээнбекова, ряд видных членов оппозиционной партии "Ар-Намыс" выступили с предложением ввести удлиненный пятничный перерыв на молитву, причем не только для депутатов, но и для сотрудников всех госучреждений. Некоторые также выразили желание организовать в здании парламента молельную комнату.
Ряд недавних событий, являющихся по версии силовых структур терактами, придают полемике вокруг проблемы сосуществования церкви и государства дополнительную остроту. В то время как некоторые депутаты не замедлили поддержать воинственную позицию новой администрации по отношению к "боевикам", другие, по словам активистов, пытаются снискать расположение у выражающих недовольство мусульман.
Дмитрий Кабак, возглавляющий правозащитную организацию "Открытая позиция", отслеживающую соблюдение принципов конституции, является одним из многих активистов, подвергающих критике оппортунизм некоторых парламентариев. "Мы считаем, что эта набожность являет собой пример политиков, играющих на религиозных чувствах населения в целях укрепления собственного имиджа и упражняющихся в пиаре", – сказал он EurasiaNet.org.
"Мы стоим на той позиции, что религия является личной свободой, которую каждый имеет право реализовать, – добавил Дмитрий Кабак. – Государство же служит интересам общества и должно оставаться нейтральным по отношению ко всем религиям. Это положение, закрепленное в конституции, которое не должно игнорироваться".
Отправление молитвы является "частным делом" и должно таким оставаться, полагает Гульнара Аитбаева, возглавляющая Бишкекский женский центр, занимающийся широким спектром проблем соблюдения прав граждан. "Некоторые в нашей стране хотят изменить это. Но я не думаю, что народ или даже большинство депутатов поддерживают эту инициативу".
Другие с определенной долей озабоченности указывают на растущую роль ислама в кыргызском обществе. Депутат от фракции СДПК Ирина Карамушкина, возражающая против введения официального перерыва на пятничную молитву, любит приводить тревожащую сторонников светской государственности статистику: количество мечетей в республике (около 2 тысяч) приближается в республике к количеству школ (2191).
В обстановке такого быстрого прироста публичных мест для отправления молитв многие аналитики опасаются, что установление неправильных взаимоотношений между государством и исламом может возыметь негативные последствия для общества. На взгляд Кадыра Маликова, руководителя известного бишкекского аналитического центра "Религия, право и политика", который занимается различными проблемами вероисповедания и экстремизма, полемика вокруг молитвы способна углубить раскол в Кыргызстане.
"То, что мы наблюдаем сейчас, это разговор двух не слышащих друг друга групп, – сказал он EurasiaNet.org. – Чаще всего дискуссии на эту тему принимают форму обмена взаимными обвинениями. У сторон практически отсутствует понимание позиции друг друга".
"Когда полемика, подобная этой, приобретает такую остроту, это может сказаться на всем обществе, – добавляет Маликов. – Конечно, наше государство является светским. Но наши политики должны понять, что светская модель не означает контроль над религиозными чувствами…Учитывая недавние события, представляется важным, чтобы религия и государство вступили в более зрелый диалог, лучше понимая общие и частные проблемы друг друга. К сожалению, мы пока к этому не готовы".
На взгляд Гульнары Аитбаевой из Бишкекского женского центра, всеобщее терпение по отношению к новому парламенту уже начинает истощаться. Полемика вокруг отправления молитв в парламенте усугубила впечатление, что депутаты уже утратили связь с повседневными заботами своих избирателей, говорит она.
"Когда эти депутаты шли на выборы, они говорили совершенно о других вещах: сокращении бедности, повышении качества жизни и так далее. Теперь они заседают в парламенте, и мы видим, что их главной заботой стало то, как использовать государственные деньги на организацию мест для своего личного спасения. И опять страна живет одной жизнью, а парламент – другой", – добавляет она.
От редактора: Крис Риклтон является бишкекским журналистом. 3 февраля, 2011 -
|