КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 16.02.2011
17:37  Каир. Ликующая на площади Тахрир египетская толпа изнасиловала журналистку-американку из CBS Лару Логан
14:40  Протестные настроения заразны. Уличные бои охватили Иран, Бахрейн и Ливию
13:34  Э.Аттокуров: Киргизия. Невидимое противостояние между ветвями сегодняшней власти и группами, входящими в коалиционное правительство
13:29  Б.Бешимов: Кыргызские политики выполняют волю России. Баллистическая экспертиза доказала, что...
13:02  Н.Усманова: Роль творчества эмира Бабура в воспитании современной узбекской молодежи
13:00  Г.Хасанов: Махалля – очаг вечных ценностей Узбекистана
12:46  Пиар на педерастах в Минске. Задний отряд "оранжевых" политтехнологий?

12:45  С.Тарасов: Исламский Интернационал против Коминтерна США
11:44  И.Бунин: Египетские уроки. Тупик авторитарной модернизации
11:23  Е.Пустовойтова: Пузырь "мультикультурья" лопнул? Европе потребовалось дождаться второго поколения мигрантов, чтобы понять, что она открыла ящик Пандоры
11:21  В.Билан: Египет: что дальше? Удастся ли военным удержать ситуацию под контролем
10:48  37-летний бухгалтер заочник из Казахстана Канатбек Муратбеков стал губернатором Нарынской области Киргизии
10:28  "Меня назначили любимой женой!". США назвали Кыргызстан и Таджикистан приоритетными странами для помощи в бюджете 2012 года
09:49  В Кыргызстане всего чуть более 20 процентов чиновников сдали декларации о доходах. Остальные - не умеют писать и считать?
09:47  Н.Атаева: Обстановка в Оше расшатывает власть Каримова
09:45  Узбекистан: Знаменитая андижанская тюрьма (УЯ64/Т-1) закрыта
09:41  "МК": Революция пошла на экспорт. Оппозиция на Ближнем Востоке воодушевилась успехами антиправительственных акций в Египте
09:38  Рыскелди Момбеков назначен председателем Нацкомисси по госязыку Киргизии
09:37  А.Яшлавский/Р.Эмануилов: Новая власть в древнем Египте. Встанут ли у руля крупнейшей арабской страны радикальные исламисты?
09:34  Н.Замараева: Пакистан – США. Новый виток напряженности
09:33  В.Евсеев: О роли армии в арабском мире (на примере Египта)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
И.Фаизов: Как противостоять салафизму?
09:01 16.02.2011

Как противостоять салафизму?

О проблемах мусульманской уммы Татарстана и путях их решения рассказал в интервью ИА REGNUM Илдус ФАИЗОВ, исполняющий обязанности председателя ДУМ РТ.

ИА REGNUM: Эксперты и наблюдатели уже неоднократно обращали внимание на проникновение в Поволжье нетрадиционных для татарского народа течений "радикального ислама". Насколько реальна проблема?

- Проблема, безусловно, есть. Отрицать факт проникновения религиозного фундаментализма в Татарстан сегодня уже нельзя. Все началось еще в 1990-е годы, когда в Поволжье стали приезжать миссионеры, которые преследовали свои, в том числе и политические, цели. Тогда, после падения "железного занавеса", многие татары искренно желали лучше узнать свою религию. В Татарстане на любого араба смотрели чуть ли не как на самого пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). Это было вызвано дефицитом своих мусульманских кадров, когда дореволюционная традиция татарской богословской мысли и религиозного образования в регионе почти прервалась и ее необходимо было восстанавливать. Одних стариков, которые могли выполнять лишь определенные обряды, для молодежи было недостаточно. Нужны были свои мусульманские интеллектуалы.

Именно тогда зарубежные проповедники взялись за татарскую молодежь. Они стали организовывать мусульманские лагеря (первый такой организовали в 1993 году в Набережных Челнах), в которых началась агрессивная пропаганда нетрадиционных для местного населения течений ислама. Активно к работе этих миссионеров подключились различные зарубежные фонды, щедро спонсирующие эту деятельность. Началось издание сомнительной религиозной литературы, которую жадно читали молодые татары.

Учитывая крайний дефицит книг об исламе в то время и отсутствие контроля за тем, что распространяется, такая "свобода" привела к распространению чуждых мусульманам Урало-Поволжья идей зарубежных форм фундаментализма. Вслед за этим на 1995-1996 годы пришелся бум выезда на обучение в исламские страны татарской молодежи. Никакого контроля за этим процессом в то время фактически не было.

В 1998 году прошел объединительный съезд мусульман Татарстана, было создано единое Духовное управление мусульман, которое как-то начало вести контроль в религиозной сфере, однако перебороть интерес к экзотике зарубежного мусульманского мира было сложно. Татарская молодежь, состоящая из вчерашних школьников в возрасте 17-20 лет, продолжала уезжать на учебу туда, куда советовали миссионеры. Обучившись за рубежом и не имея до отъезда туда базового религиозного образования, основанного на традиционном для татар ханафитском мазхабе, молодежь начала возвращаться на Родину. Однако их становление происходило за рубежом, и некоторых там обучили отрицанию любых религиозно-правовых школ (мазхабов).

Стоит также отметить методику ведения проповедей мусульманскими зарубежными миссионерами. Для них характерна наступательная риторика, агрессия, чуть ли не на срыве голоса, что несвойственно нам, татарам, но куда больше привлекает часть молодежи. Не стоит сбрасывать со счетов и материальную составляющую проникновения в Татарстан салафизма, поскольку салафитизация российских мусульман щедро финансировалась.

Однако на беду миссионеров-фундаменталистов интеллектуальная элита татарского духовенства осознала всю пагубность проникновения радикальных течений ислама. Именно это и позволило остановить опасные процессы.

ИА REGNUM: Как вы намерены противостоять этому явлению? Судя по многочисленным заявлениям, ни светское общество, ни государство, ни мусульманская умма во главе с традиционным духовенством не желает салафитизации татар.

- Первая наша проблема - это безграмотность. Нам необходимо регулярно повышать образование нашего духовенства, муэдзинов, актива любого прихода. Все они вместе задают тон жизни махалли, и тогда другие верующие будут следовать за ними. Однако если среди исламского духовенства есть те, кто отказывается следовать законам нашей страны и стремится противопоставить мусульман российскому государству, то им необходимо оставить свой пост и уйти с должности.

Второй очень важной задачей, которую необходимо решить, является молодежная политика в сфере религии. Приходится сегодня признать, что последние годы ДУМ Татарстана с молодежью практически не работало.

И третье, что мусульманскому духовенству необходимо начать делать, - это работать с нашей интеллигенцией, научной и творческой. Пока же ДУМ Татарстана практически не работало с академическими и вузовскими кругами. Необходимо привлекать светских экспертов в области этнорелигиозных исследований. Мое искреннее желание - начать плодотворное сотрудничество с Казанским федеральным университетом, другими вузами, Академией наук Татарстана, Всемирным конгрессом татар. Не только мы будем приглашать интеллигенцию к работе в религиозной сфере, но мы также хотим, чтобы и нас, татарское духовенство, приглашали к участию в научной и творческой жизни общества.

ИА REGNUM: В новейшей истории ислама в Поволжье навсегда останутся недавние события в Нурлатском районе Татарстана, когда силами МВД и ОМОНа была ликвидирована вооруженная банда боевиков. Эксперты сразу обратили внимание на параллели с Северным Кавказом...

- Да, многие мусульмане в Татарстане после нурлатских событий оказались в растерянности. Они не могли различить, где традиционный для татар ислам, а где откровенный экстремизм. Свою печальную лепту внесли и те средства массовой информации, в том числе и татароязычные, которые тут же стали сообщать о боевиках как о "невиновных", а сотрудников правоохранительных органов стали называть "убийцами".

Теперь давайте посмотрим на ситуацию шире. Центр России - Поволжье - очень выгодный с геополитической точки зрения регион. И сейчас в нем пытаются разжечь костер экстремизма. В России живет около 5,5 млн. татар, и если, как рассуждают зарубежные спонсоры фундаментализма, распространить среди них радикальные учения, то татарский народ можно будет настроить против российского государства. Ссылки на национальный менталитет - "мол, татары - народ более мягкий и спокойный" - не всегда убедительны. Татар можно "раскачать", и тогда ситуация будет похуже северокавказской.

ИА REGNUM: В условиях урбанизации татар, отхода от корней все чаще слышны голоса о необходимости открытия мечетей с проповедями на русском языке. Что делать в такой ситуации?

- В некоторых мечетях Татарстана уже читают проповеди на русском языке. Но при наших мечетях и в Российском исламском институте открыты курсы по изучению татарского языка. Причем бесплатные. Мы очень хотели бы, чтобы татары, особенно молодежь, изучала и знала свой национальный язык. Однако понимаем, что не вся татарская молодежь готова приложить усилия к этому. И тогда допустимо наличие в некоторых мечетях русскоязычной проповеди.

Следует отметить, что тут мы уже обнаружили тревожную картину. То, что проповедуется на русском языке, не соответствует тому, что проповедуется на татарском. Более того, русскоязычные проповедники крайне агрессивно ведут свои проповеди. Стоит также обратить внимание, что не случайно в популярной социальной сети "В контакте" салафитские группы поголовно - русскоязычные. Татарский язык они редко используют. Получается, что салафиты русифицируют татар.

ИА REGNUM: Не секрет, что в Татарстане до сих пор есть арабские проповедники, которые проповедуют с минбаров мечетей в духе "чистого ислама". При этом какой-либо реакции руководства ДУМ до последнего времени не было видно...

- Если человек решил проповедовать, то он должен относиться к конкретной общине и иметь разрешение на ведение проповеди. При этом он также обязан проходить регулярное повышение квалификации как религиозный деятель. В Татарстане, к сожалению, сложилась ситуация, когда какой-нибудь человек, работающий то продавцом урюка на базаре, то врачом в больнице, в свободное от работы время получает трибуну в какой-нибудь мечети, где начинает вести свою проповедь. Многие из этих арабских проповедников очень хорошие ораторы, которые очень эмоционально выступают.

Это производит определенный эффект на слушателей. Но подобная практика участия проповедников-гастролеров, которые сегодня выступают в одной мечети, завтра - в другой, только наносит вред репутации тех имамов, которые допускают в подведомственные им мечети этих миссионеров. Получается, что имам этой мечети не в состоянии сам выступить с проповедью так, чтобы его внимательно и с интересом слушали его же прихожане.

Каждый должен работать на своей должности: торговец должен торговать, врач должен лечить, а имам - проповедовать. Представьте себе, что будет, если имам пойдет делать операции в больницы?! Кроме того, не должно быть раскола в мечети, когда имам идет по одному пути, муэдзин по другому, актив мечети следует третьему. К сожалению, сегодня приходится констатировать отсутствие контроля за этим со стороны ДУМ Татарстана.

ИА REGNUM: Но салафитский ислам сегодня есть не только в мечетях - в ряде религиозных учебных заведений Татарстана учащимся преподают именно эту версию. Это заботит ДУМ РТ?

- Все мусульманские учебные заведения в Татарстане работают на законных основаниях. И когда к ним с проверкой приходят из Министерства образования, то претензий в плане наличия соответствующих разрешительных документов не имеется. И все мусульманские средние учебные заведения формально подчиняются ДУМ Татарстана. Однако из-за отсутствия переаттестации и повышения квалификации преподавателей мы могли только догадываться, что преподается в некоторых медресе.

Некоторые из салафитских преподавателей преподают шакирдам медресе совершенную ересь: например, рассказывают, что Аллах (слава Ему) выглядит как одноглазый циклоп, сидит на небе, имеет две руки, причем обе правые, у него есть одна нога, он имеет желудок. Именно это можно встретить в трудах и Абдуллы ибн База, Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина Салиха ибн Фаузана, Насыруддина аль-Альбани - известных салафитских проповедников, чье творчество активно переводится на русский язык. Салафиты коранический текст понимают абсолютно буквально, что и приводит к подобным рассуждениям. Но в Коране много метафор, аллегорий, смыслов, что говорит о том, что весь текст нельзя понимать дословно. Поэтому для мусульманской уммы Татарстана сегодня остро стоит вопрос о повышении уровня образования, а для духовенства - повышения квалификации.

Ужасно, что в некоторых наших медресе учащиеся не читают дореволюционные книги татарских богословов. Печально наблюдать, когда труды зарубежных салафитских шейхов татарская молодежь знает лучше, чем духовное наследие своего народа. Для многих молодых религиозных татар Абу-н-Наср Курсави (1776-1812), Шигабуддин Марджани (1818-1889), Муса Бигиев (1873-1949) и Зыя Камали (1873-1942) - ничего не значащие имена. А ведь это наши богословы, ничем по степени образованности и масштабам трудов не уступающие, а в чем-то и превосходящие зарубежных теологов. Но татарское наследие во многих медресе просто не изучается.

ИА REGNUM: Сейчас в Саудовской Аравии обучаются 120 татар, которые в ближайшее время вернутся на родину. Что вы думаете о практике обучения в зарубежных мусульманских странах?

- В условиях глобализации запретить обучение за рубежом не получится. Даже если это сделать, то люди будут пользоваться Интернетом, который дает возможность читать, слушать и смотреть проповеди салафитских шейхов. Я за то, чтобы татарская молодежь, избравшая путь религиозного служения, базовое мусульманское образование обязательно вначале получала в России. После этого молодому выпускнику религиозного учебного заведения следует поработать некоторое время в мечети и только потом можно отправляться в зарубежные учебные заведения. Нужно посылать учиться нашу молодежь в те страны, где практикуется традиционный для татарского народа ислам ханафитского мазхаба, - в Сирию, Турцию, Египет.

В то же время я считаю, что и обучающуюся там молодежь стоит контролировать. Многие, уехав по туристическим визам, попадали потом к Ринату Абу Мухаммаду Казахстани (настоящее имя - Ринат Зайнуллин, выходец из Казахстана. - Прим. ИА REGNUM), салафитскому проповеднику из Казахстана, который осел в Каире в 1990-е годы. Он выискивал в мечетях египетской столицы студентов из СНГ и среди них вел свои проповеди. В результате студенты, которые приехали учиться в мусульманские университеты Египта, больше времени проводили с такими миссионерами, как Ринат Абу Мухаммад Казахстани, чем в лекционных аудиториях.

Выпуск: 26(3463) от 15 февраля 2011 года

Источник - Время и деньги
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1297836060
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 мая 2020 года №326
- Бюро Сената определило повестку очередного заседания Палаты
- Политический календарь
- Инфляция в Республике Казахстан за январь-май 2020 года составила 3,7%
- В Казахстане разработаны алгоритмы работы туристских объектов
- Fitch Ratings опубликовало обзор казахстанских банков за 1 кв. 2020 года
- Кадровые перестановки
- О заседании Межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека
- Реконструкция пункта пропуска "Кордай" завершится до конца года
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх