М.Эшимбеков: Дух джигита у кыргызов в крови 10:10 28.02.2011
Манат Эшимбеков: Дух джигита у кыргызов в крови
Круглый год он со своей командой колесит по миру с гастролями, заглядывая в КР лишь ненадолго - повидать родственников. Сегодня в собеседниках у ИА "24.kg" без преувеличения звезда мирового масштаба - лидер цирковой труппы "Джигиты Кыргызстана" Манат Эшимбеков.
Через цирковую подсобку, кажется, насквозь пропахшую терпким конским запахом, проходим во двор. Тут стоят несколько трейлеров, какие только в американских фильмах можно увидеть. Внутри тесно, но уютно. Отличная мебель, красивая постель.
- Вот в таких условиях мы и живем, пока ездим с гастролями, - начинает Манат. - В цирке я с 1972 года. Начинал акробатом с прыжков на батуте, а на коня сел в 1977-м, уже после службы в армии. Попал в труппу "Джигиты Северной Осетии" под руководством народного артиста Эдуарда Кочина. Сильный был коллектив; отработал там 5 лет и вернулся на родину помочь моему другу, который должен был стать руководителем местной цирковой джигитовки. Но он поссорился с коллективом и оставил его. Провели худсовет, и 11 из 12 человек проголосовали за мою кандидатуру. Так я возглавил труппу в 27 лет. До меня ею руководили одни старики; участники были недовольны назначением и отказывались работать. Долго с ними боролся.
Был в ту пору такой случай. Собрались нам в Москве организовать гастроли в США и Канаду. В те времена это для артиста было очень почетно. За поездку отвечал режиссер Виль Головко. Встретились с ним, а он и говорит: "Я вас не знал, не знаю и знать не хочу!". И мы никуда не поехали. Оказалось, что поездку планировали для старого руководителя нашей труппы. Участник финской и Великой Отечественной войн, он ушел на фронт прямо из цирка на Цветном бульваре. На старости лет ему хотели оказать почести.
В 1989 году я создал новую труппу - из молодежи. Уже через год нас отправили на гастроли в Германию. Шум-гам стоял! Как так - только сделали номер, и сразу поездка. Тут многие артисты по 25 лет не выезжали за границу. С тех пор и колесим по свету.
- Когда в последний раз давали представление в Кыргызстане?
- В 1996 году.
- Не планируете в ближайшее время выступить в стенах родного цирка?
- Наша база находится в Болгарии, где я купил землю и дом. Везти сюда цирк долго и дорого.
- Скучаете по родственникам, живущим в Кыргызстане?
- Конечно, скучаю. Порой по нескольку лет не мог выбраться - с 1999-го по 2006 год ни разу не приезжал. Здесь у меня мама, дочка, брат и сестра. Раз в год мы с женой их навещаем.
- А как переживаете, находясь за границей, все эти наши революции?
- Иной раз из себя выходишь. Помню, были в Англии, когда здесь свергали Акаева. Узнавали новости из сводок зарубежных журналистов. Так обидно за страну! В прошлом году только уехали - опять революция. Тревожились за близких, но, к счастью, все обошлось.
- Приятные воспоминания о гастролях храните?
- В перерывах между представлениями или во время специальных экскурсий на фестивалях успеваем осмотреть местные достопримечательности. Мне нравится в Риме, Париже. Но каждое место по-своему красиво. Объездили весь свет, не были только в Австралии, Новой Зеландии и Японии.
Снимались в качестве каскадеров в двух фильмах о Чингисхане - корейском и российском - и еще в одной корейской картине "Белые ночи". Это наши самые крупные киноработы.
В 2000 году победили на фестивале "Голден циркус" в Риме, в 2002-м - во французском Авиньоне. В 2008 году были вторыми на фестивалях в Румынии и Польше. Крупнейший успех - "Серебряный клоун" на Всемирном фестивале циркового искусства в Монте-Карло в 2010-м.
В Монако, например, когда объявляли победителей, проходила еще одна церемония. Директоры цирков со всей планеты дарили понравившейся труппе памятный подарок. Нам достался макет французского Королевского цирка "Буглион".
В 2002 году победили на фестивале в городе Масси (Франция). По статусу этот форум не уступает фестивалю в Монте-Карло. В тот раз председателем жюри был актер Пьер Ришар, и он вручал нам награду.
В Америке есть цирк "Ринглинг бразерс". Его артисты выступают только на больших хоккейных или баскетбольных площадках перед аудиторией 20-30 тысяч человек. Конечно, нравится выступать перед столь массовой аудиторией. А в финансовом плане нравится Великобритания - там самая высокая выручка. Но вы не думайте, что артисты жируют. У нас много текущих затрат, и 50-60 процентов доходов мы высылаем родным в Кыргызстан.
Несколько раз по окончании контракта оставались буквально на улице в незнакомой стране. Однажды предстояло добраться из Израиля в Одессу. Начинался шторм; остался последний корабль, не сев на который, мы рисковали там надолго застрять. Рядом бизнесмены возмущались: заплатили за билеты, а их заставляют ждать. Но капитан, с которым мы только-только познакомились, сказал: "В первую очередь грузитесь вы. Люблю цирк!".
- Расскажите подробнее о фестивале в Монте-Карло в 2010 году. Поощрило вас как-то государство за тот успех?
- Кроме нас второе место на фестивале заняла труппа из канадского цирка "Дю Солей". Его директор Ги Лалиберте - уникальный человек. Если помните, он летал в космос в качестве туриста. "Золото" взяли китайские и немецкие артисты, но вот российский цирк, традиционно считающийся мощнейшим, остался без наград. А ведь выступал с шикарными номерами! Конкурс проводится с 1974 года. До нас за все время в нем участвовали 1-2 номера из Средней Азии, но артисты эти никогда не ходили даже в число призеров.
Теперь кыргызстанцы участвуют в заграничных телешоу, получают награды. Наши спортсмены побеждают на Азиатских играх - им дают деньги и квартиры. А цирковой фестиваль в Монте-Карло по статусу можно приравнять к Олимпийским играм. Это как "Оскар" в мире кино. В нем участвуют самые прославленные циркачи со всей планеты. Попасть туда - уже большой успех.
Но за победу в Монако на родине нам не дали даже благодарственного письма. Обещали встречу с руководством страны, говорили, что для нас выделены деньги. Однако мы так и уехали ни с чем. Успехи "Джигитов Кыргызстана" принято считать заслугой всего кыргызского цирка. На самом деле меня даже не приглашают в местный цирковой худсовет.
Для себя я ничего не прошу. Я отжил свой век в цирке. Но чтобы это искусство развивалось, нужна молодежь, а ее надо поддерживать. Ребята годами переживают физические и психологические нагрузки. Тут надо натурально пахать, ежедневно выходя на одно-два представления.
Ко всему прочему, мы единственные в мире джигиты и канатоходцы одновременно! Это все равно, что, будучи штангистом, заниматься художественной гимнастикой.
- Кого готовить труднее: наездника или канатоходца?
- Канатоходца, ведь дух джигита у каждого кыргыза в крови.
- Долог путь от новичка до артиста?
- Для исполнения сложных трюков - год и больше. Но готовить ребят нередко приходится прямо во время гастролей, что очень сложно. Кроме того, мы теряем артистов: каждый участник труппы может остаться за границей. В Америке в 1996 году остались сразу семеро наших ребят. Приходится добирать. Но я никогда не беру чужих, а воспитываю собственных буквально с нуля.
- А коней долго воспитывать?
- Кони как люди - существа с характером. Есть талантливые, есть не очень. Способная лошадь приступает к работе уже через месяц после начала дрессировок. Но есть и такие, которых учить бесполезно.
- Долго собираетесь еще работать?
- Два-три года - сколько здоровье позволит. Нужно уметь вовремя уйти, чтобы не разрушать годами наработанный авторитет. Скоро 40 лет, как я в цирке. Звание "Народный артист КР" получил только в позапрошлом году. А у членов труппы нет такого звания, хотя каждый их них уже раз десять его заработал.
- О чем мечтаете как профессионал?
- Как человек, отдавший много лет своей профессии, хочу, чтобы цирк в Кыргызстане развивался, чтобы у руля его стоял опытный мастер. Наши соотечественники выезжают на различные шоу и спортивные игры, и им уделяется немало внимания. Хочется такого же отношения и к цирку.
В настоящее время директор кыргызского цирка и его заместитель - не те люди, которые способны вывести наше искусство на мировой уровень, обеспечить артистам достойную жизнь. Они не компетентны, не имеют представления о заграничной системе работы, просто "делают деньги", одновременно убивая культуру. В цирке много нарушений: там якобы работают "мертвые души", которых никто не знает и не видел. Только зарплату получают.
Коррупция проникла и сюда. Заместитель директора не работал в цирке 15 лет, а получил "Народного артиста". Артисты такой чести ждут годами! А нынешнему директору, который по профессии милиционер, дали звание заслуженного деятеля искусства.
Единственный цирк в Кыргызстане, и то нет порядка!
После каждой такой публикации наших артистов начинают прижимать. Но мы боремся! Нужно, чтобы на проблему наконец обратили внимание. Хочу добиться встречи с руководством страны. Думаю, мы заслужили, чтобы к нашему мнению прислушались. Кыргызский цирк должны возглавить профессионалы.
28/02/2011 Иван МАРЧЕНКО
|