С.Масаулов: "Слухи и сплетни - главное оружие Кыргызстана!" 12:19 04.03.2011
Сергей МАСАУЛОВ: "Слухи и сплетни - главное оружие Кыргызстана!" В преддверии весны общественно-политическая ситуация в Кыргызстане вольно или невольно, но накаляется. Что принесет нам март-апрель 2011 года? Почему наша республика стала рупором революций в центрально-азиатском регионе? На эти и другие темы мы беседуем с независимым политическим аналитиком Сергеем МАСАУЛОВЫМ.
- Сергей Иванович, на фоне общей политической и экономической нестабильности в стране активно муссируются слухи о весеннем "дежа вю. Доходит даже до предположений об искусственном создании экономического кризиса с целью поднятия народных волнений. Насколько, по-вашему, эти слухи обоснованы?
- В любой ситуации обязательно присутствуют, как минимум, два пласта. И один из них никогда не создается искусственно - скорее, он является следствием некоторых процессов, текущих в стране. И в этом плане можно сказать, что существуют все основа-ния для недовольства у весьма значительного круга людей. Но даже самые что ни на есть естественные основания все же каким-то образом да создавались. Прошу прощения за тавтологию, однако они стали следствием естественных ошибок тех, кто сегодня еще только готовится управлять страной или уже приступил к этому.
Поэтому, в связи с тем, что на данный момент существует управленческая неразбе-риха в стране, и начались разговоры о том, что грядут какие-то перевороты, волнения, повтор событий 24 марта и 7 апреля. Разумеется, не на пустом месте: мы же видим, что количество недовольных в стране умножается в геометрической прогрессии.
- Вы думаете, что весна не будет мирной и тихой?
- Я думаю, что на данный момент нет никаких серьезных оснований предполагать, что недовольство масс приведет к тому, к чему мы за последние 6 лет успели привыкнуть. По состоянию на данный момент есть все предпосылки к совершению так называемого "верхушечного" переворота.
- Мы видим, что в правительстве, и в парламенте присутствуют одни и те же лица. И оппозиция не является исключением, точно также, не меняя своего состава. А вот насколько она жизнеспособна и способна ли действовать?
- Я не устаю повторять, что у нас нет никакой оппозиции и никогда не было. По политическим основаниям, прежде всего, ее нет. Что такое оппозиция в своем истинном значении? Это группа лидеров, борцов за некие определенные цели, идеи, борцов именно в политическом смысле, стремящихся преобразовать свою страну, которым что-то конкретно не нравится в ее устройстве. А что у нас? Ну да, есть некое брожение на местах, основная причина которого проста, как пять копеек - желание тех или иных личностей занять тот или иной пост.
Конечно, в связи с этим некоторые волнения имеют место быть, количество недовольных возрастает, - в том числе, кстати, и оппозицией недовольны. Вот так и возникают люди, которые начинают говорить какие-то слова. В свою очередь, эти слова складываются в очень правильные речи и политические формулы, но они ведь не имеют никако-го отношения к реальности нашей республики.
- Кыргызстан не единственная страна на постсоветском пространстве, пытавшаяся создать культ личности лидера. Но именно у нас активно проявляется недовольство и бунты. Чем вызвана такая динамика, как вы думаете?
- Динамика следующая: у нас существует и активно действует то, что называется социальным протестом. И он очень серьезен, потому-то его невозможно игнорировать.
Если же смотреть более широко, то что такое приход в столицу Кыргызстана массы людей, скандирующих "Кетсин!" и так далее, и тому подобное? В стране всего один настоящий, крупный город - это Бишкек. Ну, ладно, приплюсуем сюда еще Ош. Все остальное - это аилы. Аил приходит в город наказывать его за неправильную жизнь.
- В чем же заключается эта самая неправильность?
- С точки зрения аила, город всегда ведет неправильную жизнь. На чем базируется внешнее, по крайней мере, богатство некоторых районов города, все эти большие здания, магазины, где на витринах блестят золото и бриллианты, дорогие автомобили? Аил все это раздражает, поскольку там-то жизнь совсем иная и, даже более того, она имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И влияние всего этого невозможно переоценить. Ведь корень кыргызского миросознания, его исток - это аил. Потому-то вполне естественно, что у человека из аила, приехавшего в город, глядящего на город, происходит некий внутренний переворот. А если он еще и имеет отношение к власти, то, само собой разумеется, что он пытается действовать революционно. Пусть не напрямую совершая переворот, но исподволь: назначает на более или менее крупные должности своих людей, и все в том же роде.
Так что переворот в нашей республике - это переворот, прежде всего, имеющий в своем корне социальную нестабильность. И в этом плане модель режима, построенного на основе культа личности, так называемого личного режима, здесь не сработает. Почему? Потому что в самой кыргызской ментальности заложено противостояние друг другу: кыргызы, грубо говоря, не созданы жить дружно. Это даже не родоплеменные распри, как было раньше, это просто сплочение групп активных людей вокруг каких-то конкретных сильных личностей и противостояние на этой почве.
Как итог из вышеприведенного, обязательно образуется конфликт групп лиц, за-фиксированных в окружении той или иной личности. Какого масштаба будет конфликт, сколько продлится, кто будет в нем задействован и кто одержит верх - это уже детали.
А все остальное представляет собой единую схему, которая повторяется из года в год на одной и той же основе, именуемой социальным недовольством. И есть определенные деятели, которые пытаются использовать данное недовольство сугубо в личных конкретных целях, вызывая перевороты, волнения и далее по списку. Вот и все.
-Вы говорите, аил приходит в город. Может ли изменить ситуацию новое, посте-пенно формирующееся поколение городских кыргызов, "выросших на асфальте", как называл их кинорежиссер Толомуш Океев?
- Вот это принципиальная вещь и моя главная надежда. Исследования одного, имеющего ко мне отношение центра, показали, что уже на данный момент присутствует значительный процент людей, не определяющих себя по тем параметрам аила, о которых я говорил выше, никоим образом не причисленных к нему. Исследования пока еще не доведены до конца, поэтому я не стану называть никаких конкретных цифр. Эти люди городские по всем категориям: то есть тип мышления, воспитание, поведение, образ жизни, менталитет - ничего, связанного с аилом. Это люди среднего класса, потому что они работают, в основном, в офисах, имеют непосредственное отношение к информационному пространству, связаны с информационным обществом, у них есть средства. И, конечно же, они достаточно эстетически брезгливо относятся ко всему происходящему в стране.
Вот этот слой становится все больше, и именно он является главной надеждой Кыргызстана, потому что его представители вряд ли могут поддержать и разделить все те благоглупости, которые сегодня звучат везде и всюду. Особенно, когда происходит или должен произойти очередной переворот.
Более того, я бы сказал, что их в массе своей можно определить, прежде всего, как прагматиков. И однозначно можно сказать, что реальное изменение имиджа и состояния Кыргызстана произойдет только тогда, когда эти люди начнут действовать.
- Обычно, когда хотят кого-то сместить, пользуются информационным пространством, антикампаниями. У нас как-то больше работают по слухам.
- Ну, я бы сказал так: интернет в Кыргызстане - это, в основном, Бишкек. И СМИ востребованы, в основном, из online-пространства, печатные мало кто читает. А все остальное, за пределами Бишкека, находится полностью под влиянием кыргызскоязычной прессы. Это ее территория, ее царство. Русскоязычные издания там практически не нужны. И если вы посмотрите на прессу, издаваемую там, то увидите просто набор слухов, причем можно сказать уже сакраментальный. И кроме слухов там ничего, по факту, и нет, а эти самые слухи служат в качестве подготовки тех или иных групп с целями, о которых вы говорите. Каждому свое: где-то востребован "черный PR", где-то - слухи и сплетни. Цель - одна.
Беседовала Анна МОСТФА
24 февраля 2011 г
|