Я.Норбутаев: Размышления у парадного подъезда третьего тысячелетия на свободную тему (эссе) 15:13 04.03.2011
Размышления у парадного подъезда третьего тысячелетия на свободную тему (эссе)
Писатель и журналист Александр Андреевич Проханов очень уважает политолога и режиссера Сергея Ервандовича Кургиняна и во всеуслышание заявляет об этом. В свою очередь Сергей Ервандович Кургинян тоже уважает Александра Андреевича Проханова, однако отчего-то предпочитает помалкивать о своей приязни. Я же не уважаю их обоих. Точнее Александра Андреевича поменьше, а Сергея Ервандовича побольше. Люблю слушать на сон грядущий еженедельные выступления Александра Андреевича на радио "Эхо Москвы" в "Особом мнении". Нравится мне, как "Неистовый Сашка" (так его называют в определенных кругах), с неподдельным пафосом и придыханием произносит – Российская ЫмпеРРия! Скажет и сам к своим словам прислушается, - так ли они величественно звучат? Александр Андреевич чем-то напоминает мне Николая Алексеевича Некрасова. Почему? Да потому что оба они, Поэты и Граждане, посветили звучание собственных лир народу своему, но каждый по-разному и в меру собственных талантов.
Ах, Николай Алексеевич! Еще не так давно он был причислен к сонму великих русских поэтов – Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Маяковский, теперича же, увы, почти позабыт. Мне было очень жалко молодого Николая Алексеевича, когда учительница в школе пересказывала его биографию. Ослушался Коленька отца и вместо того, чтобы поступить в гвардию, отдал предпочтение университету, за что и был лишен денежной помощи из дому. А жаль, может и до генерал-аншефа вскорости дослужился бы, стрелял-то он из ружья на охоте поди как отменно. Жил он потом впроголодь, в кухмистерской, укрывшись газетой, бедняжка собирал со стола недоеденные кем-то куски хлеба. Зато, какие жалостливые стихи стал потом писать! Про тяжелую долю русской бабы, про стонущих бурлаков на Волге и несжатые крестьянские полосы. Безутешные слезы выступали на детских глазах, когда читал про то, как:
"У бурмистра Власа бабушка Ненила Лесу попросила на ремонт фатеры… ………………………………………. Отвечал: нет лесу, и не жди – не будет! Вот приедет барин, барин нас рассудит"! Цитирую по памяти, так что возможно неточно.
А какие исконно русские имена повсеместно встречаются у Некрасова – Влас, Ненила, Пров, Пахом ("Старик Пахом потужился, и молвил в землю глядючи…"), Мазай…
"В августе, около Малых Вежей. С старым Мазаем я бил дупелей. …………………………………… Дня не проводит Мазай без охоты, Жил бы он славно, не знал бы заботы, Кабы не стали глаза изменять: Начал частенько Мазай пуделять".
Кстати, старый Мазай у Некрасова является героем не только "заячьей эпопеи", есть и другой про него стишок. …Обиделся как-то Мазай на своего барина и в отместку стал по ночам украдкой приходить в усадьбу. То перед сараем нагадит, то перед амбаром. За что был пойман на месте испражнения и нещадно бит сторожем Гаврилычем. Припомнился данный стих еще и потому, что на мой сайт стал время от времени захаживать другой мелкий пакостник, с приставкой "фон" перед фамилией. Залезет исподтишка через прокси-сервер, подпортит контент своими грязными словечками – и в кусты. Ну, ничего. И на него свой Гаврилыч сыщется со временем. Паскудство, чувачек, никогда не остается безнаказанным.
Поскольку сама композиция эссе, как жанра, позволяет свободно перепрыгивать, как по болотным кочкам, от одной темы к другой, то позволю себе теперь возвернуться непосредственно к Сергею Ервандовичу Кургиняну. Точнее не к нему самому (уж очень барственно выглядит, к такому на хромой козе не подъедешь), а к тому интервью, которое он дал "Комсомольской Правде". ("Обама снимает маску! И приступает к глобальному переделу мира!")
Громкий заголовок, не правда ли? Но на то и существуют на земле политологи, чтобы напрягать своих читателей и предсказывать непредсказуемое. Обама, он, видать по всему – Демон во плоти! А не развяжется ли у этого Нобелевского лауреата пупок от подобной напруги, коли возьмется он весь мир перелицовывать? Силенок-то хватит? Сам-друг выступит или сколотит для того нерушимый союз отечественных неоконов с мировыми сионистами? Нет, увольте меня, господа, от прочтения подобных ужастиков, уж очень отрицательно влияют они на процесс пищеварения. И в этот раз не стал бы, да только мелькнули в тексте строки Высоцкого:
"Их – миллиард, нас – миллиард, А остальные – китайцы!" Они-то (строки, а не китайцы) и привлекла внимание.
Выяснилось - Сергей Ервандович на полном серьезе предрекает, что в самом ближайшем будущем усилиями американцев человечество расколется на три мировых, враждующих между собой лагеря. Опять "заговор"? (Нечто подобное мне уже приходилось слышать – "Евразия", "Остазия" и "Океания"). Первый лагерь - Большой Китай (включая Вьетнам и другие окрестности), второй – Западная Европа плюс Северная Америка и, наконец, третий – феодальный и хищный Исламский Восток. Ему-то, по Кургиняну, американцами на съедение будут брошены Россия, Израиль и государства СНГ. И стало страшно …. аж жуть! Людям вообще свойственно не верить в надвигающиеся на весь мир глобальные угрозы, так и хочется им надеяться на то, что вдруг на излучину реки из-за поворота выплывет спасательная лодочка доброго дедушки Мазая…
Помотав головой и приложив некоторые усилия, стряхнул я с себя навязчивый морок. Тьфу, ты! Да это же - всего лишь Кургинян! Как говаривал Лев Николаевич по другому поводу: "Он пугает, а мне не страшно"! Поскольку перед тобой, читатель, всего лишь эссе, а не какой-нибудь научный трактат, то позволю себе высказать собственное мнение по данному вопросу не отягощенное различными заумными выкладками.
Прежде всего, так мне представляется, уже в первой трети или же половине текущего века человечество избавится от таких рудиментов века прошлого, как диктаторы во главе отдельных государств и мусульманского фундаментализма, как сформировавшегося жупела. Почему? Потому, что Я ТАК ВИЖУ, и не обессудьте. Считаете иначе, Бог с вами. Но по моему понятию все эти диктаторы и фундаменталисты никак не укладываются в грядущую систему нового мироустройства.
Он-то, мир, скорее всего, действительно разделится на три лагеря, но не по идеологическим, а по экономическим принципам. Ракеты и бомбы уйдут в прошлое, а их место займут новые информационные технологии и финансовые интервенции. Итак – три лагеря, в каждый из которых будет входить определенное количество стран независимо от географического положения и вероисповедания населения. Каждый из таких лагерей не будет представлять собой окаменевшего монстра, наоборот, они, скорее всего, станут подобием желеобразных конгломератов. Сегодня одно государство условно причислятся к первому "лагерю", а завтра, оно уже прочно заняла место в третьем. Термин "лагерь" мне совсем не нравится по причине соответствующих ассоциаций, поэтому поменяю его на - "группы государств". Итак, первая группа. В ней сосредоточатся государства занимающиеся развитием фундаментальных наук, изобретением и разработкой новейших технологий, а также являющиеся основными финансовыми центрами. Крупнейшие банки, инвестиционные фонды, штаб-квартиры мировых компаний. Научные институты, "силиконовые долины", ведущие университеты.
Вторая группа - страны-заводы, страны-фабрики. В них на основе высоких технологий, разработанных в первой группе, будет сконцентрировано производство товаров, расходящихся отсюда по всему миру. Высокое качество при низкой цене. Нечто вроде современной Японии.
Третья группа. Сырьевые страны и страны, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Конечно же, такие определения будут весьма условными, границы групп размытыми, поскольку в меру своего развития государства будут постоянно стремиться перейти из одной группы в другую, высшую, более удобную, при этом "опуская" более слабые страны. Такому, что вполне естественно, будет способствовать постоянная "циркуляция мозгов". Молодой человек из государства третьей группы выучился в стране первой группы и затем занял достойное место на предприятии во второй группе. Специализация и кооперация, как высшие формы экономической целесообразности.
Почему я так считаю? Да потому, что уже сегодня данный, как стало модным сейчас говорить, "тренд", уже явно заметен. США выводят свои капиталы в Китай, и последний превращается в мирового производителя товаров на основании технологии, разработанной в Америке. Студенты из Индии заполонили все европейские университеты и учатся блестяще. Россия плотно уселась на нефте-газовую иглу и не желает с нее спрыгивать. Главное – это чтобы государственная идеология, будь то маоизм или религиозный фундаментализм, не стояли на пути экономического прогресса. Подобные атавистические элементы мирового организма должны или эволюционировать, или же отмереть естественным путем. Вспомните, что в истории человечества локомотивом прогресса всегда были новые экономические отношения, а идеология, трансформируясь (или уходя в небытие) всегда следовала за ними вдогонку.
Целесообразность, как главный и определяющий фактор дальнейшего развития. Истощились ресурсы? Займись производством востребованной сельскохозяйственной продукции. Природа не позволяет? А как насчет международного туризма? Почему бы не направить талантливую молодежь учиться за границу? Вот вернуться они толковыми инженерами, и построят новые заводы, а там, глядишь, и сделают такое открытие, которое всколыхнет устои науки… Ничего у тебя не получается? Тогда для чего продолжать существовать такому никчемному государству?
Данную тему можно было бы развивать до бесконечности, выявляя в ней все новые и новые аспекты. И наоборот – отдельные бесцеремонные чувачки обнаружат в предположениях автора множество изъянов и нестыковок. Ну так что? Если тебе хочется верить Кургиняну – верь ему! Твое законное право. А мне предоставьте возможность писать эссе и свободно выражать собственные мысли. Hier stehe ich und kann nicht anders! Ядгор Норбутаев
Справка. Из энциклопедии.
Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. В Э. допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения). Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
|