А.Белов: Конец тибетского царства. Отказом от политической деятельности Далай-лама открывает себе дорогу для неограниченного духовного лидерства 08:54 16.03.2011
Лидер тибетцев уходит с политической сцены, но не прощается с паствой. Затянувшаяся история с отставкой Далай-ламы (о которой не раз говорил он сам и которую так долго ждали китайцы), видимо, близится к завершению. Чрезвычайная сессия "Кашага" – тибетского парламента в изгнании – собралась в понедельник в Дхарамсале (Индия) для того, чтобы обсудить заявление Далай-ламы о намерении сложить с себя политические полномочия.
Это уже не первое заявление 75-летнего Агвана Лобсана Тензина Гьятцо об уходе из политики, ставшее поводом для резкой критики заявления Китаем, как и вся деятельность Далай-ламы. Сам факт существования "тибетского правительства в изгнании" во главе с Далай-ламой воспринимается китайским руководством не иначе как "большой спектакль политического хулигана".
Очевидно, что дело тут не только в политике. Далай-лама – не только политический, но и духовный лидер тибетского народа, испокон веков привыкшего к теократии. Собственно, чтобы отучить тибетцев "от царя" (читай – Далай-ламы), Тензин Гьятцо и проводил все эти последовательные реформы тибетской политической системы. Во всяком случае, именно желание научить тибетцев самоуправлению двигало им, по его собственному заявлению.
Как отметил в комментарии "НГР" Андрей Терентьев, один из постоянных переводчиков Далай-ламы и главный редактор журнала "Буддизм России", Далай-лама "постоянно выступает за развитие демократии и гражданского общества у тибетцев". "На протяжении последних десятилетий он постепенно передал ряд своих функций выборным лицам: так, премьер-министр тибетского правительства теперь не назначается Далай-ламой, а выбирается всенародным голосованием", – отметил эксперт.
Институт Далай-лам основан на традиции сознательного и целенаправленного перерождения. Поиск очередного перерождения – сложный многоступенчатый процесс, в котором мистический компонент играет центральную роль. Китайское руководство в свое время активно включилось в этот процесс, похитив (в 1995 году), спрятав и скрывая до сих пор Панчен-ламу – второе после Далай-ламы по значимости лицо в иерархии буддийской школы Гелуг. Китайцы и поддерживающие их ламы выдвинули своего, "китайского Панчена", Гьялцэна Норбу, не признанного, впрочем, большинством тибетцев. Около десяти лет назад возникла также проблема с поиском перерождения Кармапы XVII – главы другой школы, Карма-кагью. Китайцы выдвинули своего Кармапу, Ургьена Тринле (его кандидатуру поддержал Далай-лама), ряд лам – своего, Тхайе Дордже. На данный момент существуют два равных претендента на должность Кармапа. Кстати, с точки зрения тибетского буддизма "двойники" – не такая уж и проблема. Существо, достигшее такого уровня духовной реализации, может "клонироваться" в сотни и тысячи воплощений, а индивидуальной души, согласно этому учению, вообще не существует.
Отставка Далай-ламы и поиски ему замены – больше политическая проблема, чем религиозная. В Китае несколько лет назад был принят закон, в соответствии с которым тулку (ламы-перерожденцы) должны теперь утверждаться правительством КНР. Поэтому получается, что своим поступком Далай-лама хочет избежать судьбы Панчен-ламы. После смерти нынешнего Далай-ламы китайцы собирались посадить на трон своего ставленника и с его помощью ликвидировать тибетское движение за национальное самоопределение. Далай-лама сделал упреждающий маневр, а китайцы, разумеется, сразу поняли, что это удар по их планам, и заявили протест против "нарушения традиций".
Впрочем, не стоит забывать и о человеческом факторе. 75-летний нобелевский лауреат вот уже 60 лет "от заката до рассвета" на духовном и 50 – на политическом посту, и его статус как воплощения Авалокитешвары – бодхисатвы сострадания – не отменяет естественных физических законов, в том числе и закона старения.
Впрочем, и здесь Далай-лама проявляет политическую дальновидность. По традиции, "после смерти одного Далай-ламы и до совершеннолетия следующего, то есть 16–20 лет, править будет регент, назначенный правительством, а в истории бывало, что регент оказывался "неудачным" или узурпировал власть. Далай-лама хочет наладить этот процесс еще при жизни и оставить тибетское общество после себя демократически управляемым", отмечает Андрей Терентьев. И хотя, по словам эксперта, "тибетцы изо всех сил уговаривают его остаться", уйдя с поста политического, Агван Лобсан останется Далай-ламой, духовным лидером большинства тибетцев и множества буддистов во всем мире. В этом случае руководство КНР будет вынуждено перестать чинить ему препятствия в пастырских визитах в разные страны, в том числе в Россию, как это происходит на протяжении многих лет.
2011-03-16 / Алексей Александрович Белов - религиовед, журналист.
|