"Time": Раскол среди мусульман Пакистана 00:14 09.04.2011
"Time": Среди мусульман Пакистана происходит раскол
Почему целью пакистанских талибов являются мусульмане?
Несмотря на то, что заголовки пакистанских газет пестрят сообщениями о насильственных действиях экстремистов движения "Талибан", большинство пакистанцев присоединяются к более мистической суфийской традиции "барелви" исламской школы страны. А нападения на их святыни становятся удручающе знакомыми. В минувшее воскресенье два террориста-смертника совершили нападение на храм XIII века "Сахи Сарвар", который находится недалеко от южного пенджабского города Дера Гази Хан, убив 50 человек и ранив в два раза больше людей. К счастью, двум другим террористам не удалось привести в действие свои взрывные устройства, что предотвратило большее число потерь. Тем не менее, акт террористов-смертников стал самым смертоносным нападением на суфийские святыни в Пакистане, и шестнадцатым за последние два года. Пакистанские талибы незамедлительно взяли на себя ответственность за нападение, поскольку они и раньше заявляли о каждом предыдущем. Многие считают, что жесткие традиции деобанди, которого придерживается пакистанское крыло движения "Талибан", имеют много общего с суровым ваххабизмом Саудовской Аравии. Оно считает последователей барелви, которые составляют более трех четвертей мусульман-суннитов в Пакистане, неисправимыми еретиками. Барелви следуют более терпимому подходу к исламу, почитают пророка и включают фольклорные традиции. Сахи Сарвар - мистический человек, который также почитается некоторыми индусами и сикхами и, как говорят, способствует рождению сыновей у женщин - местная легенда, вызывающая гнев у большинства приверженцев буквального толкования ислама, которые приписывают такие черты только Аллаху. Напряженность в отношениях между деобанди и барелви также отразилась на истории Пакистана. Но с приходом "Аль-Каиды" в страну десять лет назад местные боевики установили связи с глобальным движением джихадистов, они приняли "такфири" мировоззрение "Аль-Каиды", которое считает приверженцев других течений ислама вероотступниками, достойными смерти. Одна из причин всплеска терактов на религиозной почве может состоять в том, что способность боевиков атаковать городские цели, которые когда-то пестрели в мировых заголовках, была понижена за счет боевых действий со стороны Пакистана в их цитаделях в течение последних двух лет. "Боевикам стало труднее нападать на защищенные цели", говорит аналитик по вопросам безопасности Эджаз Хайдер. "Из предыдущих нападений были извлечены определенные уроки". Таким образом, боевики в течение последних двух лет были сосредоточены в основном на нападениях против сектантов. Теперь традиционной мишенью террористов-смертников являются шиитские шествия. В мае 2010 года на две мечети сектантского меньшинств ахмеди в Лахоре было совершено нападение, погибли 93 человека. Также там наблюдалось увеличение числа взрывов, которые были направлены против большинства барелви. После нападения на две их самые известные святыни - "Дата Дарбар" в старом городе Лахор и "Абдулла Шах Гази" в Карачи - барелви вышли на улицы с оружием в руках и поклялись отомстить талибам. Они не стали вступать в конфликт, возможно, благоразумно уклонившись от начала более ужасного конфликта между сектами, которого Пакистан не может себе позволить. Не все барелви являются мирными и терпимыми, как их изображают некоторые. Мумтаз Кадри, который убил губернатора Пенджаба Сальмана Тасиира в январе за его выступления против пакистанского закона о богохульстве, был барелви. Убийство было воспринято с восторгом 500 видными барелви в их совместном заявлении. А "Сунни Техрик" - воинственная группировка барелви - вознаградило семью Кадри и угрожало дочери Тасиира. Несмотря на то, что они могут одобрять более либеральное видение ислама, некоторые барелви вполне способны на насилие, и они чувствуют, что пророк был опозорен. Кампания по защите пакистанского закона о богохульстве от реформы, на самом деле, объединило барелви и деобанди в ноябре прошлого года. Антиталибские высказывания барелви были также приостановлены. "Мы видели, что барелви готовится к кампании против движения "Талибан"", отмечает аналитик Насим Зехра. "Но они отвлеклись на вопрос о богохульстве, и все было забыто". До убийства министра по делам меньшинств Шахбаза Бхатти, случившегося в прошлом месяце, религиозный вопрос мог вывести десятки тысяч людей на улицы. Ненавистникам сектантов стало намного легче нападать на сельские святыни, чем на усиленно охраняемые государственные и экономические объекты в городах. Террористы-смертники, особенно подростки, которые были перетянуты на сторону боевиков, могут спокойно достичь цели. Переполненное место дает боевикам возможность нанести удар по большому числу людей. В случае с террористами-смертниками в "Сахи Сарвар" они прошли относительно небольшое и беспрепятственное расстояние от Северного Вазиристана до окраин Пенджаба. Взрывы могут быть также попыткой ослабить давление спорадических действий армии против боевиков в северных племенных зонах. "Только чтобы остаться в живых, боевики пытаются за счет правительства уменьшить давление", говорит аналитик Хайдер. "Чтобы противостоять этому давлению, они устраивают теракты в густонаселенных местах в надежде на некоторое облегчение в племенных зонах". Нацелившись на святыни по всей стране, боевики могут продемонстрировать свой сохранившийся географический охват и нападать на уязвимые места. Плохая новость состоит в том, что государство неспособно ответить. После недавних нападений лидеры барелви обвинили правительство провинции Пенджаб в неспособности обеспечить безопасность в храмах. Правительство Пенджаба отклонило обвинения. "Это происходит везде", говорит ведущий политик пакистанской мусульманской правящей партии в Пенджабе "Лига-Н" Ахсан Икбал. "Дело не в провинциях". Икбал возложил вину на федеральное правительство за то, чтобы оно не делится разведывательной информацией. Федеральное правительство отклонило обвинения и заявило, что закон и порядок находятся под ответственностью провинций. Кажется, никто не обратил внимания на насущную необходимость укрепления потенциала полиции лучшим оборудованием, подготовкой к борьбе с терроризмом и сетью сбора разведывательной информации, которая может идти из отдаленных районов Пакистана.
Омар Вараич "Time", 8 апреля 2011 года Перевод – "Zpress.kg"
|