Талдыкорганский священник А.Матлашов: "Выбери свою дорогу. Как удержать себя от грехопадения" 12:01 10.04.2011
Выбери свою дорогу
В одной из бесед со священником я услышала фразу, которая меня поразила. Господь предоставляет нам право выбора: то есть мы можем сделать тот или иной поступок, а можем и не делать его, можем сказать то или иное слово, а можем и промолчать, можем войти в ту или иную дверь, а можем пройти мимо.
Мы сами выбираем!!! Вот только как сделать правильный выбор, как найти не вредоносное слово, как войти в нужную дверь - батюшка не сказал. Видимо в этом и кроется главный принцип нашего существования на этой земле – сделала я такой вывод. Научиться выбирать и ставить верные приоритеты перед собой, перед своей совестью и перед людьми. Ведь когда нас накрывает потом лихая доля, мы начинаем стенать и просить у Бога милости и пощады, только Господь-то здесь и не причем, не Он это посылает на нас, а наши бесы, которых мы приютили, рвут нас на части, в виде душевных мук, физических страданий и горькой тяжелой долюшки.
Самое распространенное грехопадение, которому подвержены многие из нас - это осуждение. Мы осуждаем, а попросту сплетничаем, за поведение, за внешний вид, за образ мышления, жизни, за то, что детей наражала, а ума им дать не может, за то, что личная жизнь не сложилась а у нее вон их сколько. Да еще мало ли за что, все осуждаем и осуждаем и ведь получаем за этот грех от жизни сполна, и не каемся. Я каждый раз даю себе зарок, что все, сплетничать больше не буду, и каждый раз что-нибудь проскакивает, какой-нибудь жареный факт из чужой личной жизни. Потом раскаиваюсь… и опять грешу.
Священник Александр Матлашов, клирик Иоанно-Богословского собора г.Талдыкоргана Астанайской и Алматинской епархии в беседе разъясняет: как научиться удержать себя от подобного грехопадения и усмирить свою гордыню.
Существует понятие злословие и осуждение. Злословие - это когда говорят вот такой-то человек совершил это, или украл, или ударил и т.д. А осуждение - это когда говорят, что он не украл, а он вор, блудник, сребролюбец. То есть уже вынес вердикт. И та и другая страсть они берут свое начало от одной единственной страсти, которая в нас живет – это страсть к гордости, страсть превозношения. Есть определенная самость – я не такой, как тот мытарь – я лучше. И если говорить о способах борьбы с этими страстями, как злословие и осуждение, то это конечно же смирение. Человек смиренный не станет злословить, не станет осуждать, считая себя искренне, хуже другого человека. Мы осуждаем, потому что считаем себя лучше других.
Есть действенный способ, причем он повергает в шок человека далекого от церкви услышать в момент осуждения: - да брось ты, я вот еще хуже. То есть не услышать назидание типа: прекрати осуждать, это грех, а сказать: - да я еще хуже, чем тот, кого осуждаю. Но опять же внешне мы отказались от осуждения, а вот внутренне так и продолжаем осуждать того же осуждаемого, типа я вот не такой, я не сплетничаю, а он продолжает кости мыть. Это тоже грех.
Есть заповеди блаженства: блаженные нищие духом, ибо их есть царство небесное. В этой заповеди Господь заповедует нам быть смиренными, нищета духовная это не рассуждение человека о себе, как о чем-то действительном, возвышенном. Без этого невозможно никакое продвижение, эти заповеди являются ступенями к добродетели. И невозможно ступить на следующую, если не преодолеешь предыдущую. В частности следующая заповедь гласит: блаженны плачущие, ибо они утешатся. Здесь плачут не от боли и скорби, разве в этом счастье, ведь блажен, означает, счастлив, а Христос говорит: - блаженны плачущие, ибо они утешатся. Здесь речь идет о тех, кто плачет о своем несовершенстве, плачет о своих грехах, плачет о том, что он отталкивает, отдаляет себя своими грехами, своими страстями от Бога, делает себя доступным страстям, несчастьям, порокам. Вот истинный плач, а он невозможен без смирения. Поэтому без первой ступени невозможно преодолеть вторую и так далее.
Бесспорно изречение самого Христа, когда он говорит, без меня вы не можете делать ничего. Если человек невоцерковлен, то в первую очередь ему нужно приблизиться к церкви, не в смысле отложить все дела и взяться за изучение Катехизиса, кинуться с головой в изучение священописания. Необходимо делать все постепенно – приближаться к Богу в молитвах и в таинствах церковных (причастие, исповедь), потому что это придает нам силу, это укрепляет нас. Грех, который мы постоянно исповедуем, хоть и впадаем в него вновь, он ослабевает, он уже не имеет той силы и той власти над человеком. Каждый человек совершая грех, является рабом греха и Христос может нас освободить. Если мы будем полагаться только на свои силы, то мы будем иметь мало успеха и возможно, что наши движения закончатся полным крахом, потому что мы тогда впадем в гордость, то есть настолько вырастим свое эго, что оно очень сильно испортит нашу жизнь. Когда мы интересы ближних будем предпочитать своим интересам – это уже шаг вперед. Но гордость в том и страшна, что одержимый ею человек не замечает, что он горд. И тогда Господь попускает нам впасть в какое-либо согрешение, чтобы избавить нас от гордости. Ведь есть такой закон, за что осуждаешь, в то и сам обязательно впадешь. И это Господь именно потому попускает, чтобы нас вразумить, во-первых, что мы точно такие же, еще и хуже получаемся. А во-вторых, таким образом воздвигнуть нас к покаянию, потому что когда мы в гордости, какое может быть покаяние. Господь знает, что из гордости трудно выйти, поэтому попускает нам еще и страсти. Есть промысел Божий, то есть зло, оно не от Бога, когда нас склоняют ко греху, нас ведь не ангел небесный склоняет. Но при этом Бог не по силам не разрешает бесам подступать к человеку, то есть если человеку достается какой-нибудь искушение, то это значит, что человек может его преодолеть. Промысел Божий настолько удивителен, что даже злое, всегда направляется ко благу, для избавления нас от гордости, от осуждения, или от другого не менее тяжкого греха.
Беседовала Лариса Янина 07.04.2011
|