А.Макаркин: Защита республиканских ценностей, или Обязателен ли никаб для мусульманки? 09:53 17.04.2011
Франция: хиджабу – да, бурке – нет
В последние дни в центре внимания СМИ оказался вступивший в силу 11 апреля французский закон, запрещающий прятать лицо в общественных местах. В целом ряде комментариев утверждается, что законодатели Франции запретили ношение хиджаба на улицах Фотолента: Французы раздели мусульманок
На самом деле, к обязательному для верующих мусульманок хиджабу – проще говоря, платку – этот закон не имеет отношения. Если запрещать хиджаб, то пришлось бы не разрешать и ношение платочков, которые нравятся европейским модницам.
Защита республиканских ценностей
Запрету подлежат бурка (покрывало, полностью закрывающее тело, включая и лицо) и никаб (платок с прорезями для глаз). Иногда эти предметы называются "полным хиджабом" - отсюда и путаница в понятиях. В тексте закона концентрируется внимание на защите демократических ценностей, что соответствует менталитету республиканской Франции:
"Скрывать свое лицо - значит нарушать минимальные нормы жизни в обществе. Люди, которых это касается, ставят себя в отчужденное или подчиненное положение, что не совместимо с принципами свободы, равенства и уважения к достоинству человека, утверждаемыми Французской республикой. Республика живет с открытым лицом".
- Роман Силантьев: Запрет ношения паранджи во Франции только на руку радикальным исламистам
Закон предусматривает штраф в 150 евро за нарушение его положений. Лицам, пытающимся заставить женщин носить паранджу с помощью угроз или запугивания, закон грозит тюремным заключением до одного года и штрафом в 30 тысяч евро. Размер наказания увеличивается вдвое, если принуждаемая к ношению паранджи является несовершеннолетней.
Что касается обычного хиджаба, то французский закон запрещает его ношение в государственных учебных заведениях – это, впрочем, относится и к другим религиозным символам. Закон был принят, несмотря на активные протесты приверженцев ислама, устраивавших многотысячные демонстрации.
Большинство школьниц-мусульманок подчинились закону, а демонстративно отказывавшиеся его выполнять были исключены из учебных заведений. Этот закон тоже соответствует республиканской традиции Франции – на улице можно появляться хоть с крестом, хоть в хиджабе, но из государственной школы религия полностью исключена.
- Франция открывает лицо
Этим Франция, кстати, принципиально отличается от своей соседки Италии, которая только что отстояла в Страсбургском суде свой закон, предусматривающий наличие распятий в государственных школах. В различных странах Евросоюза есть свои исторические особенности, и попытки подвести их под один знаменатель явно непродуктивны.
Еще один аргумент сторонников закона о запрете закрывать лица – проблема безопасности. Усиление террористической угрозы заставляет общество быть более бдительным. А то получится, как в знаменитом советском фильме "Белое солнце пустыни", когда под паранджой под видом очаровательной Гюльчатай скрывался воинственный Абдулла.
В борьбе с никабом Франция не одинока. Отметим, что в прошлом году бельгийский парламент почти единодушно проголосовал против ношения в стране бурки и никаба, равно как и других предметов, закрывающих лицо. Исключения были предусмотрены лишь для участников развлекательных мероприятий, например, карнавалов, которые проводятся с согласия муниципальных властей.
Обязателен ли никаб для мусульманки?
Вопрос о том, является ли запрет никаба (бурки, паранджи и прочих аналогов) нарушением прав верующих, вызывает серьезные споры. Крупнейшие исламские богословы – как сунниты, так и шииты – считают, что никаб не является обязательным атрибутом мусульманки. Они считают, что для того, чтобы женщина выглядела скромно – как этого требует Коран – достаточно ношения хиджаба, который в достаточной степени закрывает мусульманку от нескромных взглядов мужчин.
По мнению известного египетского суннитского богослова Юсуфа Кардави, ношение никаба не является обязательным или желательным для женщины, а относится к категории допустимого. А не так давно скончавшийся глава египетского религиозного университета Аль-Азхар Мохаммед Тантави в октябре 2009 года даже издал фетву (предписание), запрещающую мусульманкам Египта носить никаб.
Тантави заявил, что традиция ношения никаба "не имеет ничего общего с исламом и предписываемыми им религиозными обязанностями".
Впрочем, такая жесткая позиция встретила резкое неприятие со стороны ряда египетских богословов, которые считали, что ношение никаба должно быть не предметом регулирования, а личным решением человека. Но и они не настаивали на обязательности никаба для мусульманки.
Известный шиитский богослов аятолла Мохаммед Мутаххари (ученик имама Хомейни) считал, что женщина имеет право держать открытыми лицо и кисти рук, то есть был сторонником хиджаба, а не никаба. По его мнению, никаб мешает женщинам участвовать в общественной жизни, в том числе водить автомобиль, заниматься офисной работой и педагогической деятельностью.
Он считал, что "лицо и кисти рук являются своего рода границей между заточением женщины и ее свободой", таким образом подчеркивая, что никаб этой свободе препятствует.
В то же время известный саудовский религиозный деятель шейх Мохаммед аль-Хабадан не только считает ношение никаба обязательным, но и выражает недовольство его покроем. По мнению этого ультраортодокса, с помощью косметики женщины умудряются использовать одни глаза, чтобы выглядеть соблазнительно. Поэтому он призвал саудовских женщин носить никаб, который оставляет открытым только одни глаза.
Таким образом, наиболее консервативные исламские деятели являются последовательными сторонниками ношения никаба и воспитывают в этом духе своих сторонников – некоторые из них живут в Европе, и тема запрета никаба для них весьма актуальна. Хотя они составляют и явное меньшинство среди мусульман – по данным французского МВД, полностью закрывают лица лишь около 2 тысяч жительниц страны, исповедующих ислам (всего во Франции, по разным данным, проживает 4-6 миллионов мусульман).
Фобии европейцев
Наряду с ценностной составляющей и темой безопасности, в отношении к никабу есть еще одна проблема. Это опасения многих европейцев в связи с активным продвижением ислама. Современные европейские ценности достаточно плюралистичны, чтобы интегрировать значительную часть исламских норм.
Рекомендации комиссии французского парламента, которые послужили основой для выработки закона против никабов, осуждают исламофобию, которая получает все большее распространение во Франции и Евросоюзе в целом, а также требуют с уважением относиться к мусульманской диаспоре. Для этого рекомендуется создать национальную школу изучения ислама, проводить публичные дискуссии о проблеме ксенофобии, поддерживать строительство исламских культурных центров и мечетей, а также придать важным мусульманским праздникам статус государственных.
Однако у значительной части общества возникает желание "отсечь" наиболее раздражающие видимые проявления исламской культуры – политики реагируют на этот вызов.
Запрет никаба с определенной долей условности можно поставить в один ряд с результатами прошлогоднего референдума в Швейцарии о запрете строительства минаретов (что не ограничивает возведение мечетей, но регулирует их внешний вид с тем, чтобы они более органично вписывались в швейцарские пейзажи).
Соответственно, мусульманская община негативно реагирует на эти процессы, считая, что она подвергается дискриминации. Имеет место неприятие и конкретных решений властей. Французский закон против никабов уже привел к столкновениям: в Париже прошла импровизированная акция протеста, две участницы были задержаны. Полицейские опасаются, что исполнение закона вызовет новые конфликты – если они попытаются препроводить в участок нарушительниц, за которых могут вступиться их родственники.
Российская практика
В России, в отличие от Европы, вопросы, связанные с ношением хиджабов и никабов, не регулируются законодательными нормами, однако на практике эта проблема существует. Женщина, появившаяся в общественном месте в никабе, неизбежно станет предметом особого внимания со стороны правоохранительных органов в ситуации террористической угрозы.
Что касается хиджабов в школах, то эта тема, как правило, зависит от региональной специфики – зачастую, он регулируется внутренними документами учебных заведений, запрещающими приходить в них в необычной одежде. В то же время примечательно решение Верховного суда России, разрешившего в 2003 году мусульманкам фотографироваться на паспорт в хиджабе, хотя в служебной инструкции МВД России "О порядке выдачи, замены, учета паспорта гражданина" было написано, что граждане обязаны фотографироваться без головного убора.
Представляется, что российские власти хотят избежать законодательного регулирования этих болезненных вопросов в условиях, когда, в отличие от Европы, значительная часть мусульманского населения страны является "коренными" жителями своих регионов и составляет в них большинство.
Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий
14 апр. 2011
|