Я.Норбутаев: Слалом Ислама. К предстоящему визиту президента Узбекистана И. Каримова в КНР 08:23 19.04.2011
Слалом Ислама
К предстоящему визиту президента Узбекистана И. Каримова в КНР
Итак, в самые ближайшие часы у президента "Солнечной" республики состоится рандеву с председателем "Поднебесной". Поскольку СМИ обоих государств по определению не склонны выносить на свои страницы все подробности и перипетии подобных встреч, то вполне резонно уже сегодня поговорить о содержательной части и итогах предстоящего общения двух лидеров. Для этого вовсе необязательно обладать даром предвиденья; мотивы, а, следовательно, и результаты переговоров очевидны, ясны как божий день. Потому-то с большой долей уверенности можно предположить, что успех узбекской делегации в данной встрече уже предопределен всем ходом предыдущих событий. Впрочем, то же самое относится и к китайской стороне. Тем не менее, Исламу Каримову предстоит провести наиболее трудный дипломатический раунд изо всех предшествующих за последние несколько лет. Ему, как горнолыжнику, надлежит стремглав пронестись по скользкому насту взаимоотношений между двумя странами, при этом, не задев ни одной из расставленных на трассе вешек. Задача эта, прямо скажем, не из легких, но вполне осуществимая.
Из двух основных пакетов переговоров, экономического и политического, преобладающим, конечно же, будет первый. Ислам Каримов выступит в образе купца, предлагающего свои незатейливые товары, а Ху Цзинтао, в роли разборчивого и придирчивого покупателя. Первыми из корзины на стол лягут узбекский уран и другие цветные металлы, те, что еще совсем недавно были обещаны Японии. Надо полагать, что такое предложение вполне устроит китайцев. Они, конечно же, согласятся на цену несколько меньшею той, которая была согласованна в Токио, но все равно выгодную для Узбекистана. Подробности данной сделки, скорее всего, не будут разглашаться по причинам этического характера. Не стоит бередить кровоточащую рану у японцев.
Что еще может предложить Каримов? Несомненно – увеличение мощности существующего газопровода "Туркмения-Китай" проходящего транзитом через территорию Узбекистана с условием того, что в него будет перенаправлена часть потока ныне идущего в Россию. Такая заявка наверняка получит одобрение с китайской стороны. Узбекская делегация также заявит о своем согласие на дальнейшее расширение строительства автомобильных дорог из Китая в Европу, что также будет воспринято с должным пониманием. -А не хотите ли вы поучаствовать в развитии нашей СИЭЗ "Навои"? – последует следующее предложение. С этим может возникнуть заминка. "Свободных экономических зон" у Китая и своих хватает, все восточное побережье страны ими как грибами после дождя усыпано. Тем более что данное узбекское "экономическое чудо" уже полностью оккупировано южными корейцами. Может быть, китайское руководство ради уважения что-нибудь и пообещает, но лишь в незначительных масштабах. Также китайским товарищам будет предложено принять участие в совместной разведке запасов нефти и газа на юге Узбекистан. И такое предложение для Китая вполне приемлемо.
Что же кроме соответствующей оплаты попросит узбекская сторона в качестве преференций за свои товары и услуги? И здесь никакой загадки нет – это прямые инвестиции в экономику и долгосрочные кредиты. Но у китайцев есть железное правило, согласно которому кредиты они дают только целевые, то есть на покупку собственных товаров. Они не гонятся за инвестициями приносящими "короткие деньги", а предпочитают вкладываться в надежные долгосрочные проекты. Например, в разведку и добычу полезных ископаемых. По данному вопросу обе стороны также, скорее всего, найдут общий язык. Узбекистан подпишется на кредиты, за которые будет приобретать, конечно же, не ширпотреб, а всякие другие мелочи необходимые в хозяйстве. Например, счетчики расхода воды, электричества и тому подобное. Принципиальное решение данных вопросов не вызывает сомнения, а вот размеры китайских денежных вливаний в экономику Узбекистана будут зависеть от политической составляющей данного проекта.
На сегодняшний день, надо признать, векторы политического движения обеих государств, как это и не странно, но во многом совпадают. Перенаправив газовый поток в сторону Китая, Каримов тем самым сумеет больно уязвить Россию. Нельзя сказать, что "Газпром" особенно нуждается в узбекском газе, его доля в общей добыче составляет всего несколько процентов. Важен сам факт – российской стороной узбеки пренебрегли в пользу китайцев, что само по себе может больно ударить по престижу Кремля. Для Пекина не столько уж значимо умаление российского присутствия в центрально-азиатском регионе, гораздо более желательным для них представляется снижение влияния Вашингтона на Ташкент. Не дать американцам основательно укрепится в пределах Узбекистана – это ли не их стратегическая задача? Под такое дело можно и немного раскошелится. Вся политическая стабильность режима Каримова сегодня зиждется на американской поддержке связанной с переправкой грузов в Афганистан. Отпадет такая нужда и Каримов, как глава государства, заокеанским друзьям больше не понадобится. В данном фарватере также движутся и "европейские друзья". Но одну лишь политическую поддержку, как говорится, "в казан не положишь", экономика Узбекистана без значительных внешних вливаний пребывает в, мягко говоря, затруднительном положении.
Мне могут возразить – американцы теперь могут обидеться на Каримова и лишить его своей дружбы. Пусть только попробуют! Ислам Абдуганиевич им немедленно в Термезе кислород перекроет! Так что пока все ограничится лишь отдельными упреками со стороны США. - Как же вы, уважаемый господин Каримов, нашу дружбу на китайскую променяли?! На что последний в свою очередь ответит вполне резонно: - А что же вы, друзья мои, уже совсем собрались через Туркмению в Афган свои грузы гнать? Вы ищите альтернативу, так и я ищу себе альтернативного заступника! Что ж, при этом Каримов формально и по существу будет прав!
Теперь перейдем к вопросу, который вполне может стать камнем преткновения на данных переговорах. Китайцы люди основательные и не любители всяческих авантюр. Если они решаются вступить в экономику Узбекистана "всерьез и надолго", то им на это необходимы определенные гарантии. Ради каких-нибудь мелочей им не стоило призывать Каримова в Пекин. Поэтому, полагаю, что Ху Цзинтао задаст Исламу Абдуганиевичу сакраментальный вопрос: - Какой Вы видите политическую структуру Узбекистана после Вашего естественного ухода от кормила власти? Собираете ли Вы оставаться президентом после 2014 года? Если нет, то намечен ли уже преемник способный гарантировать соблюдение интересов Китая в Вашей стране? Китайцы хотя и предпочитают выражаться витиевато по-восточному, но в данном случае их устроит только прямой ответ, без вывертов и экивоков. Сумеет ли Ислам Каримов найти подобающий такому случаю верные и убедительные слова, сказать трудно. По крайней мере, какой-то вариант ответа им уже наверняка заготовлен, но как знать насколько он будет адекватно воспринят.
С другой стороны президент Узбекистана прекрасно понимает насколько опасно просто так заигрывать с китайцами. Им палец в рот не клади. Дашь таким послабление и потом не успеешь и глазом моргнуть, как окажешься опутанный многочисленными тенетами. Недаром ведь в народе говорят: "Когда черноголовый китаец придет, рыжий русский братом покажется"! В любом случае, думается, что взаимные компромиссы будет найдены. Пусть не на деле, но хотя бы декларативно будет заявлено о полных успехах прошедших переговоров. Да убоятся враги нашей крепнувшей дружбы!
Как бы то ни было, но Ислам Абдуганиевич уже проверил крепления ботинок к лыжам, попробовал палки на гибкость и опустил на глаза защитные очки. Через минуты он понесется вниз по склону, то и дело, огибая расставленные на пути коварные вешки… Полегче же на поворотах, о наш отважный слаломист! Ядгор Норбутаев
|