КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 19.04.2011
22:56  Кыргызстан до копеечки погасил госдолг России ($14,3 млн), беря новый в $136,7 млн
22:03  Б.Мамашов: Кто они, "новые кыргызы"?
21:01  Много воды утекло. Пострадавшие от паводка в казахстанском Приуралье сталкиваются с новыми трудностями
17:49  Жорес Медведев: "Фукусима - это 25 Чернобылей. Никакой программы ликвидации последствий аварии у японцев нет"
17:47  Каспийский диалог-2011. В Москве вчера начал работу форум прикаспийских стран
17:44  Несостоявшаяся отставка главы разведки Ирана Г.Мослехи. Политическое поражение Ахмадинеджада
17:33  Т.Безрукова: Омусульманивание Англии идет полным ходом

17:26  "КП": Почему муфтии не могут остановить экстремистов?
15:10  А.Аргон: "Десятка" попала в цель или в "молоко"? К чему приведет измена "арнамысовцев" в КирПарламенте?
15:01  На ж.д. полотне в центре Москвы найден мертвым 3-й секретарь посольства Кувейта в РФ С.М.Алокааб
12:43  "Оглянитесь, Вас окружают нацисты, ксенофобы, наркобароны, криминальные авторитеты и коррупционеры", - обращение узбеков Кыргызстана Р.Отунбаевой
12:29  Не порно, Но Задорно. В Алматы прошел второй открытый чемпионат Казахстана по стрип-пластике (фото)
12:21  Financial Times: Индия добралась до ресурсов Казахстана
11:51  М.Эль-Эриан: Насколько рискованной является глобальная экономика?
11:22  На русском и китайском языках. В Казахстане вышел в прокат новый фильм об известном фольклорном герое Алдаре-Косе
11:18  Будет 9 баллов. Сейсмологи Киргизии предсказывают сильные землетрясения в этом году
10:47  С.Мирзошоев: "Исламские" метания Э.Рахмона
10:44  Таджикистан: Прореха в законодательстве ставит женщину в тяжелое положение в случае развода
10:41  Еurasianet: Дефицит земли в Ферганской долине вызывает растущую обеспокоенность в Кыргызстане
09:09  "Jamestown": Казахстан становится лакомым кусочком для покупателей урана
09:08  "Guardian": Независимость в Афганистане может дойти до атомарного уровня
09:02  И.Даиров: А было ли вообще официальное принятие ислама у кыргызов, и если да, то когда?
09:00  А.Грозин: Провалов российской политики в Центральной Азии становится все больше
08:58  Ислам Каримов улетел с визитом в Пекин
08:55  З.Сыдыкова: Десять вопросов Розе Отунбаевой. Как вы умудрились рассориться и рассорить друг с другом...
08:49  Послом США в Туркменистане станет Роберт Паттерсон
08:38  С.Грибанова: Три четверти неизвестности. Перспективы продажи контрольных пакетов акций НПФ Казахстана остаются неясными
08:33  С.Егикян: Президент Ахмадинежад и верховный лидер Хаменеи разошлись во взглядах
08:31  П.Тарасенко: Талибы переходят на летний режим. Минобороны Афганистана подверглось атаке боевиков
08:27  Ж.Айтжанова (министр интеграции Казахстана): "Вступление Казахстана в ВТО, во-первых, гарантирует..."
08:24  В.Скосырев: Китайская экономика перегрелась. Инфляция в КНР грозит глобальным спадом
08:23  Я.Норбутаев: Слалом Ислама. К предстоящему визиту президента Узбекистана И. Каримова в КНР
08:22  А.Терехов: Как США спонсировали сирийскую оппозицию
08:19  А.Гегамян: Глобальный беспорядок на Востоке, дестабилизация Кавказа и Азии - первая фаза расчленения России
08:18  И.Шишкин: Зачем Америка взорвала Большой Ближний Восток?
01:05  Д.Ашимбаев: Президентов не выбирают. Часть 2. Можно критиковать политику Нурсултана Назарбаева в первые годы его правления, находить...
00:52  М.Стуруа: Мубараки в бараке. Дети египетского экс-президента сидят в "элитной" тюрьме
00:47  М.Зыгарь: Президент Ирана равноудаляет аятолл
00:41  В Петропавловске за пьяную драку с таксистом задержан... советник МИД Казахстана Нурханов
00:38  Г.Михайлов: "Манас" подключили к российской заправке
00:34  Школьные учебники истории отныне будут проходить экспертизу в Ассамблее народов Казахстана
00:29  А.Светлов: О "дойной корове" Казахстана замолвили слово
00:09  Spik.kz: Жана ефрейтор? Жизнь и подвиги молодого казахского политика Мамая
00:07  Вetter.kz: Задержки казахстанского развития, или Новые возможности Кайрата Келимбетова
Понедельник, 18.04.2011
23:57  "БП": Кыргызстанцы устали от "зрелищ". Требуют работы и "хлеба"
22:55  Х.Шакирбаев: Рогунская и Камбаратинская ГЭС – потенциальные источники техногенных катастроф в Средней Азии
20:30  Ф.Намозов: Не пойман, но вор - 2. Незаконные действия сотрудников правоохранительных органов Кыргызстана грозят осложнить межгосударственные отношения
19:25  Назарбаев готов рассмотреть предложение о продлении его полномочий до 2030 года
15:28  Д.Рогозин обвинил Запад в нарушении резолюции СБ ООН по Ливии
15:21  Московский горсуд запретил "Движение против нелегальной иммиграции" (ДПНИ), как "экстремистское"
14:39  "Конец диктатуре Алиева!" В Баку арестованы десятки манифестантов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
И.Даиров: А было ли вообще официальное принятие ислама у кыргызов, и если да, то когда?
09:02 19.04.2011

Об "Истории кыргызов"

Публикуемый цикл очерков Т.Мадылбая об истории кыргызов и их предках, а также выдвигаемые им тезисы о том, что кыргызы в процессе своего длительного исторического развития явились этносом, давшим начало другим тюркским народам, как современным, так и, возможно, уже сошедшим с исторической сцены, весьма интересны, оригинальны и … сомнительны.

Однако, при всей спорности многих его взглядов, следует признать, что предлагаемый подход дает хоть какое-то общее представление об историческом прошлом кыргызов и заставляет задуматься над многими вопросами современной жизни, которые интимным образом связаны с вопросами политики, культуры, ментальности, психологии, философии, идеологии и религиозного мирововоззрения кыргызов на разных этапах своей истории, в том числе и сегодняшней.

Автор настоящих строк не является профессиональным историком, но, также как и Т.Мадылбай весьма интересуется вопросами истории еще со студенческих лет, которая, как известно, в советское время проходила тщательную идеологическую цензуру и не давала подлинной картины исторического прошлого.

В статье "История, политика и религия", размещенной на сайте АКИpress в сентябре прошлого года, т.е. до начала проекта "История кыргызов", автор уже ставил некоторые вопросы по отечественной истории и в публикациях в рамках данного проекта начали обозначаться ответы на отдельные из них.

В своих исторических изысканиях Т.Мадылбай, как он подчеркивает, опирается, на официально признанные источники исторической науки. Однако, при всей правомерности и обоснованности такого подхода следует признать его ущербность, поскольку эти источники, по определению, страдают односторонностью или, точнее, рафинированностью, и поэтому не могут претендовать на полную объективность. Особенно это относится к историкам советской эпохи, мировоззрение которых изначально инфицировано марксистко-ленинской идеологией классового подхода и исторического материализма в вопросах исторического прошлого, усиленное цензурой партийного контроля. На чем, собственно, и останавливается Т.Мадылбай в одном из своих очерков.

По этой причине многочисленные ссылки на эти источники, содержащие общие, вычищенные формулировки, без анализа исторического контекста и логики процессов, не отражают достоверной картины исторического прошлого и не могут дать удовлетворительного объяснения многих белых пятен в истории кыргызов.

Анализ его высказываний показывает ряд спорных, противоречивых и даже взаимоисключающих положений, которые, тем не менее, имеют важное значение для понимания как отдельных периодов, так и всей истории кыргызов и сопутствующих ему народов.

Так, когда он говорит, что "древний и средневековый Кыргызстан охватывал значительно большие территории, начиная от Северной Индии до Уральских гор и от Черного моря до Алтая", но при этом утверждает, что древние кыргызы - это прежде всего земледельцы, а не кочевники, то возникает вопрос: как же они могли освоить такие громадные пространства будучи представителями земледельческой культуры.

Другой вопрос в связи с утверждением Т.Мадылбая, что кыргызов загоняли в кочевничество насильно: как земледельцы могли разводить лошадей, коров, баранов и другой домашний скот, если культура земледелия предполагает развитие традиций, приемов, знаний, уклада жизни, психологии и ментальности, наконец, совершенно отличной от скотоводческой.

Если следовать этой логике, то юрта или боз-уй - жилище кочевника и все связанные с ним атрибуты кочевнической культуры в виде бешика, кымыса, бешбармака, комуза, акынов и т.д., и даже эпоса "Манас", не есть наше национальное достояние, переданное нам из глубины веков нашими предками, а что-то чуждое, навязанное нам извне, другой культурой?!...

Весьма странно, что в его очерках по истории кыргызов даже вскользь не упоминается о древней духовной культуре и мировоззрении кыргызов и тюрков в целом – тенгрианстве, которое являлось источником духовной силы и многих исторических свершений великих кочевников Атиллы и Чингисхана, и их многочисленных последователей, также как и у собирательного образа нашего Манаса. А период распространения ислама у кыргызов проскакивается вообще. В этой связи возникает вопрос: а было ли вообще официальное принятие ислама у кыргызов, и если да, то когда и каким образом?

Его утверждения об этногенезе некоторых соседних народов, и влиянии кыргызов на этот процесс, можно лишь воспринимать как плод богатого писательского воображения, но никак ни историческую данность, имевшую место в недавнем прошлом, о котором мы имеем весьма скудное представление. Кроме того, что они могут вызвать усмешку, такие утверждения могут вызвать и протесты, как среди серьезных ученых, так и среди общественности и политиков этих стран.

В чем абсолютно прав Т.Мадылбай так это в том, что история кыргызов крайне запутана и мифологизирована, причем это проблема не только кыргызов, но и других тюркских народов постсоветской эпохи. Однако подобными очерками и утверждениями он не только не проясняет картину, но способствует созданию еще одного мифа о прошлом кыргызов.

Прав он и в том, что западный, европоцентристский взгляд на историю тюркской цивилизации, не только не проясняет, но еще больше запутывает попытки разобраться в прошлом. Более того, этим взглядом создается образ кочевнической культуры как варварской и дикой, препятствовавшей человеческому прогрессу, что, кстати, и, как это не парадоксально, прослеживается в вышеприведенных положениях Т.Мадылбая.

Между тем, и это следует особо подчеркнуть, по официальному признанию ЮНЕСКО именно кочевники, – Атилла и Чингиcхан, - признаны людьми 1 и 2 тысячелетия соответственно, как исторические личности, внесшие наибольший вклад в развитие человеческой цивилизации. Факт, еще не получивший должного осмысления, также как и то, что оба они были последователями древней духовной традиции кочевников – тенгрианства.

Следует отметить, что публикации других авторов в рамках проекта "История кыргызов" дают гораздо более ценную и аргументированную информацию для размышлений по широкому кругу вопросов по историческому прошлому кыргызов, за что автор, пользуясь случаем, приносит им глубокую благодарность, также как и редакции АКИpress за инициацию этого весьма важного, нужного и поистине исторического проекта.

Резюмируя изложенное, хотелось бы подчеркнуть, что история это весьма деликатная область обществознания, имеющая тесные и системные связи с другими науками, - археологией и антропологией, этнологией и этнографией, лингвистикой и филологией, культурологией и религиоведением, и др., - требующая соответствующего системно-аргументированного подхода к интерпретации исторических периодов и артефактов. Такой подход должен подкрепляться анализом взаимосвязей, внутренней логикой развития процессов и идей, имевших место на том или ином историческом этапе развития отдельных этносов и взаимодействовавших с ним других народов.

Как уже отмечалось выше, история тюркской цивилизации, в которую входит и история кыргызов, подверглась незаслуженному забвению и, более того, определенной трансформации и тенденциозной интерпретации со стороны западной исторической науки. Анализ этого феномена приводит к выводу, что рафинированный взгляд на историю тюркской цивилизации сформировался не сегодня и не вчера. Этот процесс шел столетиями и основывался на достаточно мощных идеологических соображениях-причинах. Именно эти причины, на взгляд автора, лежат в основе многих проблем сегодняшнего Кыргызстана и современного мира в целом, но это предмет отдельного исследования и об этом речь впереди.

19.04.2011

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1303189320
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенат принял поправки в Закон о науке
- При Мажилисе создан Межпартийный совет
- Премьер-Министр РК Аскар Мамин встретился с руководством Chevron
- 30 иностранных фармпроизводителей локализуют свое производство в РК – А. Мамин
- Кадровые перестановки
- Вице-премьеры Казахстана и Узбекистана обсудили совместные меры по предотвращению распространения COVID-19
- Почему граждане Казахстана не хотят учить казахский язык?
- Оболочка и содержание. Часть вторая
- Казахстан увеличит добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх