Д.Триллинг: Кыргызстан. Кладбища как экскурс в историю 07:42 25.04.2011
Кыргызстан: Кладбища как экскурс в историю 1. Северное побережье озера Иссык-Куль.
Сегодня эти могилы, как стражи охраняющие вершины холмов от невидимых врагов, напоминают песочные замки, исчезающие с лица земли под воздействием дождей и ветров. Но даже пострадавшие от непогоды, они заставляют задуматься над тем, как этот гордый, непоседливый кыргызский народ стал вдруг сооружать столь величественные и незыблемые сооружения над могилами своих усопших.
Вплоть до XX века и даже долее большинство кыргызов вели кочевой или полукочевой образ жизни. Историки не упоминают о наличии у них большого количества сооружений. А вот их благородные, прославленные воины и праведники, захороненные там, где застала их смерть, удостаивались целых глиняных мавзолеев. Разбросанные там и сям по всей стране, могилы порой превратились в места поклонения – мазары – куда люди совершали паломничество или ежегодно наезжали странствующие по стране потомки усопшего.
И хотя сегодня многие кыргызы находят последнее пристанище под простыми надгробиями или выполненными из железного прутка миниатюрными юртами, покрывающимися весной цветами, в советские годы, в их вторую половину, когда люди стали вести все более оседлый образ жизни, а благосостояние стало расти, большое распространение получили настоящие мавзолеи. С помощью сооружений, искусно выполненных из кирпичей и металла, порой украшенных цементными бюстами усопших, родственники отдавали дань уважения покойному и демонстрировали свой статус в этом обществе, теоретически придерживающемся эгалитаристских взглядов, рассказывает директор бишкекского культурно-исследовательского центра "Айгине" Гульнара Айтпаева.
"Мы – кочевники, а кочевой образ жизни не позволяет возводить крупные мемориалы, это не имеет никакого смысла. Если все время кочуешь с места на место, но тебе не нужны какие-то особые монументы", – говорит она о принятых в Кыргызстане ритуалах захоронения усопших в досоветские времена.
"Но при советской власти вошло в обыкновение возводить особые, порой красивые, а порой и ужасно странные, мемориалы. Все зависело – и зависит сегодня – от социального статуса человека и его финансовых возможностей", – добавляет Гульнара Айтпаева.
До XVIII-XIX веков большинство кыргызов не исповедовали ислам, поклоняясь животным и природе. И по сей день многие кладут на могилы своих родных и близких оленьи рога, перья и глиняные фигурки животных. До принятия ислама "кыргызы хоронили своих усопших под специальными камнями, например, возле больших рек. Они отмечали их [могилы] свойственным кочевникам образом, но без сооружений. Они могли похоронить человека у куста, который смогли бы находить из года в год или в специальной пещере", – говорит Гульнара Айтпаева.
Когда в двадцатых-тридцатых годах прошлого века в Средней Азии установилась советская власть, стала насаждаться официальная доктрина равенства. Но вместо того, чтобы отказаться от традиции, свойственной титулованным особам, принявшие оседлый образ жизни кыргызы постепенно принялись возводить за своими аулами настоящие некрополи. Создавая памятники, некоторые вспоминали времена кочевых юрт – разборных конусообразных домов, сделанных из деревянных стоек и фетра, – и сооружали для своих отцов и матерей надгробия из металлического прута в форме юрты, которые покрывали местность как птичьи клетки. При особо пышных могилах могли иметься сооружения типа вестибюля со скамеечкой внутри, напоминающее последние пристанища некоторых государственных деятелей XIX века на кладбище Пер-Лашез.
В ряде случаев в культуре захоронения усопших наблюдался более непосредственный сплав старых и новых веяний. Русские принесли с собой традицию вырезать на надгробии барельефы усопших, увековечивая таким образом образ покойного. Зачастую можно видеть, как рядом с полумесяцем красуется пятиконечная звезда. По словам Гульнары Айтпаевой, полумесяц является как исламским символом, так и известным с более ранних времен символом света во тьме. Пятиконечная звезда однозначно советского происхождения.
По мере роста относительного благосостояния народа при советской власти мавзолеи приобретали все более и более изысканный вид.
"При советской системе не было никакого равноправия. Наблюдалось довольно сильное расслоение общества. Если у человека имелся близкий родственник, облеченный властью, то у него была огромная могила. Если нет, то нет. Сегодня имеет место то же самое. Если у вас есть деньги, то чтобы доказать обществу, что вы хороший сын или дочь, нужно построить что-то величественное [для родителей]", – говорит Гульнара Айтпаева.
Во время экономического спада последнего двадцатилетия огромное большинство новых могил украшают простые могильные плиты или скелетообразные юрты – это все, что может себе позволить среднестатистическая семья. По словам одного гравера, ему больше не заказывают надписей для изысканных надгробий. Он наскребает себе на кусок хлеба, гравируя имена на металле, который выискивает на заброшенной стройке под Бишкеком, беря по несколько долларов за надпись.
И вот на холмах, раскинувшихся на поразительном – как и прежде – ландшафте, высятся теперь надгробия как напоминание о прежних, более благополучных временах.
От редактора: Дэвид Триллинг является центральноазиатским редактором EurasiaNet. 22 апр. 2011
|