О.Рава: Осколки. В Узбекистане меня за глаза называли "немцем", зато теперь открыто кличут "узбеком"... 22:37 28.04.2011
О.Т. РАВА: Осколки
Хотя я и живу в Подмосковье, но местного телевидения принципиально не гляжу. Иногда, правда, футбол, да порой детективы. "Пусть говорят" и "Дом -2" не для меня. А уж новости и ток-шоу от канала "Россия" не смотрю и подавно. То, что они показали сюжет о том, как в Узбекистане "притесняют" русских людей узнал из Интернета, хотя мне, как уроженцу Ташкента, казалось бы, это должно было быть интересным. Вот уже прошло восемь лет, как я покинул "солнечную республику". Жалею ли об этом? И да, и нет. Но "нет", чуточку больше.
В Узбекистане меня за глаза называли "немцем", зато теперь открыто кличут "узбеком". Типа - "Узбек" нас сегодня на плов звал. Пойдем?". Позвольте представиться – Отто Теодорович Рава (в Сети – "Отрава"). Это для тех, кто не читал моих прошлых заметок на этом сайте. Напомню также, что происхожу из остзейских, но очень давно обрусевших и принявших православие немцев. В паспорте записано – русский. Относятся люди к этому с недоверием, всякий раз приходится объяснять, но к этому я давно привык.
Как мои родители оказались в 1941 году в Ташкенте, а почему не со многими другими носящими немецкие фамилии в казахских степях, рассказывать не буду, долгая история. Короче, родился я в "городе хлебном" в послевоенные годы. Школа, армия, Политехнический институт, вполне заурядная биография.
Практически все время работал на производстве в области (назову ее так) энергетики. Дослужился, в конце концов, до высокого поста, руководителя довольно крупного предприятия. В 1996 году меня вызвал к себе министр и исподволь завел "интересный" разговор. "Мы тебя (!) уважаем и очень высоко ценим. На таких как ты вся наша отрасль держится. Но, понимаешь ли, поступило негласное распоряжение президента заменить всех специалистов представителями местных национальностей. Ты только не обижайся, потому что по существу наш президент прав. Вдруг вы все, русскоязычные, в один день возьмете и уедете к себе на родину? Что мы тогда будем делать? Поэтому на твоем месте будет работать молодой перспективный парень, а ты его всему научи. Ты как прежде будешь всем распоряжаться, только должность будет называться иначе. Помоги своему сменщику, это твой долг перед родиной (Узбекистаном)". И так далее.
Так я стал главным инженером. С "Газ-31" пересел на вполне приличный "Уазик". Не подумайте, что обиделся, воспринял все как должное. Продолжил и дальше работать, а мой совсем молодой сменщик стал мною руководить. Для начала он произвел ремонт в моем бывшем кабинете. Настелили паркет, стены обшили деревянными панелями, поставил большой телевизор и дополнительно пару телефонных аппаратов. Выделили для себя "комнату отдыха". Новый начальник все наиболее трудные вопросы переправлял главному инженеру, сам же ездил на высокие совещания, проводил "планерки" (на которых и мне порой доставалось за нерадивость), печать гербовую на документы ставил. Но я, повторюсь, нисколько не обиделся. Что не говори, а титульная национальность есть титульная национальность. Не мой же новый начальник виноват в том, что Союз развалился?
Уехал я из Ташкента в Россию вслед за детьми, так и не дождавшись пенсии. Дети, они порой бывают мудрее родителей. Посчитали они, что там им будет лучше. Лучше ли? Трудно сказать. Работа у них тяжелая, квартирные условия неважные, да и Подмосковье, что ни говори, не столица. В принципе, по прежним-то временам, в Ташкенте они бы могли добиться большего. Но это по прежним, не каримовским, временам. Да и сам я на новом месте не считаю себя полностью реализовавшимся. И это несмотря на мои знания и опыт. Но опять же, не в обиде.
Поначалу грызла меня зеленая тоска. Казалось – эх, как хорошо жилось в Ташкенте, а здесь все не так. Постепенно привык, оклемался, освоился. Новые друзья подсказали, - а ты съезди в Узбекистан теперь и сравни… Так и сделал. Полетел в прошлом году в Ташкент. Собирался на три недели, а пробыл только одну. Тошно мне стало. Нет больше прежнего Ташкента, хотя город и обустроился, а местами даже похорошел. Правильно говорят – нельзя дважды войти в одну реку. Сегодняшний Ташкент – это столица тоталитарного государства. Да, люди по прежнему приветливы, да – все дешево. Но что-то в самом воздухе изменилось. Вот идет мент, а от него на десять метров злоба распространяется. На прежней работе встретили вроде бы неплохо, но втайне многие злорадствуют, а другие просто завидуют. В России, думают они, жизнь лучше. Походил по объектам – все разваливается, все на соплях держится. Почему не устраняете? Средств нет. "Все воруют, и я ворую". А что потом? Не знаем… Нет, больше в Ташкент не поеду. Никогда. Чего душу травить? Говорю вполне искренне – мы все должны быть благодарны узбекскому народу, за то, что эти люди приютили и обогрели наших предков во время войны. Но история распорядилась по своему усмотрению. Погостили – и будет. "Запрягайте хлопцы конев", как бы не было тяжко расставаться с прежней жизнью. Только узбеков не винтите, они тут ни при чем.
Кто во всем виноват? Каримов? Да, он-то уж точно руку ко всему бардаку приложил. И еще как приложил. Но видимо так сама История решила. Рухнула Империя, разлетелись осколки и живут теперь самостоятельно. Независимо. Полностью согласен с господином Норбутаевым, когда он говорит, что в Узбекистан в перспективе - это мононациональное государство. Впрочем также, как и другие республики ЦА, за исключением, пожалуй, Казахстана. А что? И России, думается, в ближайшие годы предстоит с Кавказа уходить… Много ли в Индии осталось коренных английских семей?
Теперь о притеснении русских. Заявляю отрыто и уверенно – национализма в Узбекистане нет, как такового. И не было его прежде. Мелкий, бытовой – не в счет. Есть нечто другое. Просто вы, русские (татары, украинцы, евреи….) - не наши. Вот корейцы, те почти "наши", да и то не совсем. До поры, до времени. Мы понимаем, что русские хорошие люди, но пусть нами командуют свои, узбеки. Попробуй сегодня скажи – "Это моя Родина!", на тебя косо посмотрят. Нет, скажут узбеки, это наша Родина! И по-своему будут правы.
Не знаю, что говорили по телевизору правозащитники из Узбекистана, и какие доводы по поводу "притеснения" они приводили. И знать не хочу. Тем более что всех этих "профессиональных правозащитников" недолюбливаю давно. Но еще более противны мне все те, которые выступили оппонентами правозащитников. Ложь в их словах, от первого до последнего слова! Ах, мол, у нас существуют "культурные центры", где мы свою культуру бережно сохраняем! Ничего более мерзкого, чем эти "центры" я в своей жизни не видывал! Праздник, девушки в кокошниках, гармошка, блины…. Все фальшиво! Руководители этих "центров" занимаются только тем, что за деньги устраивают переезды соплеменников на "историческую родину". Да в СНБ стучат. Вот поднакопят они денег, так и сами рванут. Знаю не понаслышке, а по собственному горькому опыту. До сих пор перед глазами – типично русская морда! За столько-то долларов мы вам все быстро организуем. А сам все выспрашивает – а, может быть, я уезжаю из-за того что нынешние власти мне не нравятся?
На сайте Академии художеств Узбекистана, сообщает "Фергана", деятели культуры и искусства опубликовали открытое письмо. Им, мол, тут хорошо живется. Российский телеканал все врет. Они возмущенны. Они протестуют. Они не согласны с "правозащитниками" и открещиваются, требуют оградить. Ложь и лицемерие! Кто их всех собрал "до кучи" - этих академиков, художников, учителей, фотографов, программистов? Да ясно же – "органы". Подписав коллективное письмо, надеются сохранить свои должности еще на несколько лет, спокойно дожить до пенсии. Потом тоже и непременно убегут. Среди них даже один "карикатурист" затесался. Пусть попробует на Каримова хотя бы одну карикатуру нарисовать, а после уж и письма подписывает! "Ссученная бригада" это, а не деятели культуры. Понимаю и тех, которые не могут покинуть страну по финансовым причинам. На деньги от проданной в Ташкенте квартиры они и хвоста бычачьего в России не купят. Таким посоветую – отпустите хотя бы детей, они молодые, пробьются. Не удерживайте их хотя бы, ведь сами ничего не высидите.
В России жизнь не лучше, а может быть, с точки зрения быта, еще и хуже. Изо всех, кто уехали, только считанные единицы устроились нормально на новом месте. Это люди науки и те, у которых бизнес и риск в крови. Мой друг, великолепнейший и талантливый инженер работает бригадиром на стройке. Почему? "Чужих" здесь принимают неохотно. Вы не "наши", вы – "узбеки", больно хитрые все.
Было время, были надежды на то, что культуры народов Узбекистана переплавятся и сольются в одну единую, вобравшую в себя все самое лучшее. Так было в Самарканде – узбеки, таджики, русские, греки, армяне, евреи, корейцы, - в основном пришлые, но полюбившие эту землю, считавшие ее своей. Все переплелось, все переплавилось. Умницы все, таланты. Межнациональные браки. Мальчики от них умницы, девочки красавицы. Все пропало, все ушло. Остались Тамерлан и Каримов, Каримов и Тамерлан, да прилизанные памятники архитектуры. И еще ташкентский театр "Ильхом", как почему-то продолжающий существовать в неолите птеродактиль. Может именно поэтому я и уехал… Мы все - осколки. Чего ж роптать?
Но зато моим внукам в школе не придется отвечать, что их прадед, только по причине своей национальности, был завоевателем и оккупантом. Им не придется изучать такой предмет, как "духовность". Что с того, что в некоторых институтах Узбекистана сохранились группы с русским языком обучения? Долго ли это продлится? Не прикроют ли в один прекрасный день? Потом – иди искать правду. Если какое-то русскоязычное семейство решило оставаться в стране навсегда, то оно, уверен в этом, должно теперь срочно ….. ассимилироваться. Учить язык по-настоящему. Перенимать всю культуру, обычаи. На своем же русском языке можно будет говорить дома, на кухне. В "национальных центрах" также. А что вы хотите? Это вполне естественно, если уж решили полностью укорениться. Можете у себя дома на стене повесить лапти и балалайку. Только не нужно лицемерить. Разбитое зеркало не склеишь. Назовите меня пессимистом, но и никаких политических перспектив для Узбекистана я не вижу. Вместо одного хана придет другой, разве что чудо произойдет.
Потому каждый должен решить все сам для себя и никого не винить. Только не надо врать другим и прежде всего самому себе. Прошу простить меня за столь эмоциональное, сумбурное изложение.
|