КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 10.05.2011
16:07  82-летний непальский экс-министр Шайлендра Кумар Ападхай умер пытаясь забраться на Эверест
11:26  У.Хашимова: США повторяют политические ошибки в Узбекистане
11:25  "Jamestown": Выводы Международной комиссии по событиям на юге Кыргызстана вызвали активизацию Узбекистана на границе
11:18  Британская Oxus Gold опять обвиняет правительство Узбекистана в "незаконных действиях"
11:15  79-летнего Каррыева пересадили из кресла главы ЦИК Туркмении в Совет старейшин
11:14  КырПарламент. Еще 5 депутатов из "Ар-Намыса" встали из оппозиции в позицию
11:13  Узбекская гимнастка Ульяна Трофимова стала призером этапа Кубка мира

11:12  IWPR: Узбекская оппозиция не готова стать влиятельной силой
11:06  Первомай в "1 мая". Пограничники Кыргызстана имеют полное право по своему усмотрению прекратить подачу воды в Узбекистан?
10:58  New York Times: "Набукко" снова задерживается
10:22  М.Джунушалиев: Кыргызстан - джин религиозного экстремизма выпущен на свободу
10:16  "Общество гитаристов" стало первым НПО Туркмении, зарегистрированным с 2008 года
10:05  Л.Фладунг: Таможенный союз будет расти! Всем "боржоми" назло
10:03  С.Тарасов: Почему Баку отказался подписывать газовое соглашение с Анкарой
10:00  Д.Ювачев: Крышу снесли. Дракону казахстанской коррупции отрубили еще несколько "непреступных" голов
09:56  С.Туник: Народ к разврату готов! Никто в казахстанском полит-хороводе не лишний
09:45  Е.Дьяконов: Там где дымится помойка (из книги "Zona.uz")
09:40  "Атака на Иран была бы глупостью", - экс-шеф "Моссада" Меир Даган
09:23  С.Домнин: С полтолчка. Пяти с половиной баллов хватило алматинцам, чтобы осознать...
09:22  А.Шалабаева: Битва под Думаном. Причины беспорядков в алматинском микрорайоне
09:13  С.Строкань: Цена вопроса. США могут потерять своего главного союзника в Азии
09:06  La Repubblica: Колдуны и злые духи - новый кошмар иранских аятолл
08:44  М.Бхадракумар: Россия и Китай бросают вызов НАТО
08:34  С.Грибанова: Тяжкая работа. Правительство Казахстана наконец-то увязало проблемы банков с тяжелым состоянием предприятий реального бизнеса
08:31  Кирпремьер А.Атамбаев: "Он прилетал из Канады. Разговоры были очень трудные, очень жесткие" (интервью)
08:25  Д.Подольская: Дай Боже, или Организация хаджа-2010 в Киргизии. Расследование замяли
08:24  И.Павлова: Туристический сезон-2011 в Кыргызстане - не благодаря, а вопреки?
08:21  TALCO снизила план производства на 17,9%. Устарело оборудование
08:18  Ф.Милод: Таджикистан на пороге бензинового кризиса
08:15  И.Решетников: В Намангане возрожден секрет изготовления старинной национальной ткани "алак"
07:53  Е.Больгерт: Юбилей активного действия. Казахстан инициирует новые подходы к решению глобальных проблем человечества
07:52  Ливийская цитадель. Корреспондент "МК" передает из Триполи
07:45  М.Зыгарь: Проект "Мировое зло". Нет разницы, мертв ли бен Ладен или жив...
07:42  К.Белянинов: Что и требовалось показать. "Смерть" Усамы обеспечит Обаме новый президентский срок
07:41  "Угроза восстановления прежней клановой пирамиды", - Р.Отунбаева придумала 3 блока первоочередных задач (речь)
07:30  Р.Жээнбеков: В Кыргызстане выдача паспортов превратилась в доходный бизнес
00:30  И.Даиров: Кто же были древние кыргызы – земледельцы или кочевники (полемика с Т.Мадылбаем)
00:28  Т.Мадылбай: Кыргызстан под монгольским игом
00:22  В.Ахунов: Андижанский художественный театр. В поисках "героя нашего времени"
00:13  Ш.Диноршоев: Больной Таджикистан. Рахмон готовится к ударной волне арабских переворотов
00:08  Тайна трех жен бен Ладена: за них бьются пакистанские спецслужбы и ЦРУ
00:04  Израильский бизнесмен М.Роэ: "Европейцы совсем ничего не понимают в Казахстане"
00:02  "С такой силой меня еще не били". Непобедимый филиппинец Мэнни Пакиао вчистую сокрушил американца Шейна Мосли
00:01  Казахстан. Аким Мангистауской области К.Кушербаев открыл страничку в твиттере
00:00  ар-Раджихи: Тунису угрожает военный переворот
Понедельник, 09.05.2011
23:34  НАТОвский флот обстреливает ливийскую Мисурату ракетами не разбирая где кто
22:50  Н.Назарбаев возложил цветы к Вечному огню мемориала славы в Алматы
22:23  Копты-христиане и арабы-мусульмане затеяли войну на улицах Каира
20:26  9 мая. В кыргызском Караколе в военном пораде участвовали танки
18:42  Р.Набиев. Дань уважения. Торжества 9 мая в Навоийской области
13:53  Пляшущие человечки. Р.Отунбаева читает петроглифы
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
И.Даиров: Кто же были древние кыргызы – земледельцы или кочевники (полемика с Т.Мадылбаем)
00:30 10.05.2011

Что такое "этнос"?

История того или иного народа тесно связана с вопросами этногенеза, т.е. с вопросами становления этноса в различные исторические эпохи. Дискуссия с уважаемым Т.Мадылбаем о том, кто же были древние кыргызы, – земледельцами или кочевниками, - и комментарии читателей к этому вопросу подтолкнули к более пристальному рассмотрению вопросов этногенеза.

Очевидно, что признанным авторитетом в этой области является Л.Н.Гумилев, который выдвинул оригинальную теорию пассионарного этногенеза. Однако, прежде чем, перейти к ее изложению хотелось бы отметить неординарную личность самого ученого, который будучи сыном известной советской поэтессы А.Ахматовой с детства получил ярлык сына "врага народа", провел 15 лет в сталинских лагерях и испытал на себе все "прелести" гонений официальной исторической науки тех лет.

Тем не менее, эти испытания не помешали ему стать доктором исторических и географических наук и оставить после себя яркое творческое наследие, которое ставит и отвечает на многие вопросы в области истории и этногенеза. Его основная теоретическая работа "Этногенез и биосфера Земли", увидевшая свет еще при его жизни в 1989 году, посвящена вопросам этнической истории в контексте взаимодействия народов со своей средой обитания.

Написанная живым и ясным языком, на огромном историческом материале различных стран и народов – древних цивилизаций Греции, Рима, Китая, Руси, Османской империи, тюрков и др., она дает вполне логичную картину исторических процессов и в корне отличается от "трудов" академических историков тех лет, в основе мировоззрения которых лежали незыблемые идеологемы тех лет, по которым написаны учебники и по которым до сих пор учатся школьники и студенты.

Если марксистко-ленинское обществоведение определяло историю как историю борьбы классов, то Л.Н.Гумилев показывает историю как историю борьбы этносов между собой за среду обитания, в процессе которой происходила ассимилиция народов, расцвет и упадок различных государств и империй, а выдвинутая им теория пассионарного этногенеза дает богатую пищу для размышлений и позволяет по-новому взглянуть на многие факты как всемирной истории, так и истории Кыргызстана, в том числе и новейшей.

В чем же суть его теории этногенеза? Для того, чтобы дать более менее стройный ответ на этот вопрос необходимо разобраться в таком фундаментальном понятии как "этнос".

Как пишет сам Л.Н.Гумилев об этносах известно очень много и очень мало, и проводит интересный анализ различных определений этого понятия других авторов сквозь призму таких критериев как язык, культура, религия, родоплеменные отношения, классы и др., а также на многочисленных исторических примерах показывает их соотношение, многоаспектность, ограниченность и противоречивость. При этом фундаментальным критерием этноса являются его взаимоотношения с окружающей природной средой, из чего складывается его жизнь: способ производства продуктов питания, одежда, жилище, культура, традиции, быт и т.д.

По Л.Н.Гумилеву, этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.

"Противопоставление "Мы - Они" характерно для всех эпох и стран: эллины и варвары, иудеи и необрезанные, китайцы (люди Срединного государства) и ху (варварская периферия, в т.ч. и русские), "арабы-мусульмане" во время первых халифов и "неверные"; европейцы-католики в средние века (единство, называющееся "христианским миром") и нечестивые, в том числе греки и русские, и т.д... сделанного наблюдения достаточно, чтобы констатировать сложность эффекта…, который может стать аспектом для построения этнической истории человечества, подобно тому, как построены социальная, культурная, политическая, религиозная и многие другие". Если продолжить эту мысль на сегодняшний мир, в том числе и на Кыргызстан, то можно найти очень много подтверждений и аналогий.

Весьма интересен его анализ противопоставления "мы и не – мы" на примере языка и он утверждает, что язык может служить индикатором этнической общности, но не ее причиной. В истории существовало и существует много двуязычных и триязычных этносов и, наоборот, разных этносов, говорящих на одном языке. Так, современные французы говорят на 4-х языках: французском, кельтском, баскском и провансальском, что не мешает их нынешнему этническому единству, несмотря на то что история объединения, точнее покорения Франции от Рейна до Пиренеев парижскими королями, была долгой и кровавой.

Вместе с тем, мексиканцы, перуанцы, аргентинцы говорят по-испански, но не являются испанцами. На арабском языке говорит несколько разных народов, а для многих узбеков родной язык – таджикский и т.д., от этого целостность народности не нарушалась и, таким образом делается вывод, что дело не в языке.

Пример с Османской империей весьма показателен, когда в результате политики завоевательных войн и активного смешения разных этносов формировался многоязычный суперэтнос. "Турки были этносом, но молодой солдат слушал команду по-турецки, беседовал с матерью по-польски, а с бабушкой по-итальянски, стихи читал персидские, а молитвы арабские. Но он был османом, ибо вел себя, как подобало осману, храброму и набожному воину ислама. Эту этническую целостность развалили европейские ренегаты и обучавшиеся в Париже младотюрки. В 20 веке этнос распался, люди вошли в состав других этносов. Новую Турцию подняли потомки сельджуков из глубин Малой Азии, а остатки османов доживали свой век в переулках Стамбула. Значит 600 лет османов объединяла не языковая, а религиозная (духовная – И.А.) общность". В этом примере опять-таки можно увидеть аналогии с Советским Союзом и его развалом, также как и с новейшей историей Кыргызстана.

Л.Н.Гумилев особо подчеркивает, что этносы всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности. Последняя проявляется в двух направлениях: приспособления себя к ландшафту и ландшафта к себе. Именно в этом проявляется различие земледельческой и скотоводческой культур или моделей поведения различных этносов, которое, как указывалось выше, в конечном счете, выливается в различие ценностей, традиций, ментальности, мировоззрении, укладе жизни, психологических установок и т.д.

Весьма интересны его замечания о разности западного и восточного подходов к пониманию этногенеза и этносов. Он пишет: "Такие понятия, как "китайцы" или "индусы", эквивалентны не "французам" или "немцам", а западноевропейцам в целом, ибо являются системами этносов, но объединенными на других принципах культуры: индусов связывала система каст, а китайцев – иероглифическая письменность и гуманитарная образованность. Как только уроженец Индостана переходил в мусульманство, он переставал быть индусом, ибо для своих соотечественников он становился отщепенцем и попадал в разряд неприкасаемых. Согласно Конфуцию, китаец, живущий среди варваров, рассматривался как варвар. Зато иноземец, соблюдающий китайский этикет, котировался как китаец…

…В Европе этноним – понятие устойчивое, в Срединной Азии – более или менее текучее, в Китае – поглощающее, в Иране – исключающее. Иными словами, в Китае для того чтобы считаться китайцем, человек должен был воспринять основы китайской нравственности, образования и правил поведения; происхождение в расчет не принималось, язык тоже, так как в древности китайцы говорили на разных языках. Поэтому ясно, что Китай неминуемо расширялся, поглощая мелкие народы и племена. В Иране, наоборот, персом нужно было родиться, но, сверх того, обязательно следовало почитать Ахурамазду и ненавидеть Аримана. Без этого нельзя было стать "арийцем". Средневековые (сасанидские) персы не мыслили даже возможности кого-либо включить в свои ряды, т.к. они называли себя "благородные", а прочих к их числу не относили. В результате численность народа падала неуклонно…

…чтобы считаться хунном, надо было стать членом рода, а войти в род можно было или с помощью брака, или повелением шаньюя, тогда человек становился своим. Наследники хуннов, тюркюты, стали инкорпорировать целые племена. На базе восприятия возникли смешанные племенные союзы, например казахи, якуты и т.п…

…понятие "государство" во всех перечисленных случаях различно и в переводе незаменимо. Китайское "го" изображается иероглифом: ограда и человек с копьем. Это отнюдь не соответствует английскому "state", или французскому "etate", или даже латинскому "imperium" или "respublica".

Весьма интересна его точка зрения на неадекватность этнонимов этносам, их носящим, и он приводит много исторических примеров, когда разные этносы носили одно и тоже имя, или, наоборот, один этнос назывался по-разному. И на примере анализа этнонимов "тюрк", "татар" и "монгол" раскрывает исторические процессы, способствующие закреплению этих этнонимов в исторической науке.

Этот анализ интересен, прежде всего, тем, что проливает какой-то свет на историю распада империи Чингисхана и сопутствовавший ему процесс этногенеза многих современных народов, которые имеет отношение и к этногенезу и истории кыргызов. Поэтому воспроизведу его более подробно с попутными комментариями в отдельной статье.

Однако в рамках одной публикации невозможно дать более менее полное описание теории этногенеза Л.Н.Гумилева. Всех заинтересовавшихся отсылаю к его работам, но, подводя итог сказанному, и отвечая на вопросы-комментарии читателей к моим предыдущим очеркам по истории кыргызов, хотел бы подчеркнуть, что в свете теории этногенеза Л.Н.Гумилева более рельефно выступают многие исторические вехи и процессы, как всемирной истории, так и народов Центральной Азии и Кыргызстана. Попыткой поделиться их видением и будут посвящены следующие публикации по этой теме.

5 мая 2011
Исмаил Даиров

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1304973000
Новости Казахстана
- Об экономической политике и экономических чиновниках
- Спикер Сената встретился с Председателем Консультативного совета Саудовской Аравии
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2021 года №715
- Приоритеты внешней политики Казахстана "из народа"
- Памяти государственных программ
- Национальны ли национальные проекты?
- Нацпроекты в Казахстане – упорядочивание или новое название для старых мер?
- Глава Минэнерго провел выездное совещание в связи с ситуацией с дизтопливом
- В Nur Otan рассмотрели вопрос строительства новых школ в столице
- Национальный проект по развитию АПК презентовал Министр сельского хозяйства РК Ербол Карашукеев
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх