Л.Фладунг: Таможенный союз будет расти! Всем "боржоми" назло 10:05 10.05.2011
Таможенный союз создан и существует. Однако полемика вокруг него до сих пор не прекращается. Правда, теперь уже спорят не о том, нужен он или нет. Интересует другое: есть ли резон принимать в союз новых членов? Если да, то кого и на каких условиях? Но главное, что беспокоит каждого члена ТС, – кто и какие выгоды от этого будет иметь?
Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Таир Мансуров, выступая на экономическом форуме в казахстанской столице, заявил, что для других стран Таможенный союз открыт:
– Вступление в союз – суверенный выбор каждого государства, – заявил он и напомнил, что Кыргызстан не только официально заявил о намерении вступить в ТС, но и подал заявку на вступление.
– Президент Таджикистана Эмомали Рахмон также заявил, что страна изучает возможность вступления в Таможенный союз и определяет ориентиры развития в союзе и ЕЭП. Мы уверены, что членство в этих интеграционных образованиях позволит новым участникам решить многие проблемы, и не только в области экономики, – пояснил генсек ЕврАзЭС.
Хотя, чего греха таить, главным "убеждающим" аргументом здесь являются "не многие другие проблемы", о которых говорил Таир Мансуров, а таможенные пошлины: с 1 апреля ставки таможенных пошлин на сырую нефть для "не стран ТС" Россия повысила до 423 долларов за тонну. В мае она планирует повысить пошлины еще на семь процентов. Так что Таджикистану придется выбирать: или новые экономические потрясения, или "добровольное" присоединение к ТС. Потому что вернуться к нулевой ставке импортной пошлины можно только путем вступления в Таможенный союз.
Что же касается Украины – высказывания украинских политиков и экономистов по вопросу вступления страны в ТС, несмотря на все плюсы-минусы, пока осторожны. Последнее видение ситуации президентом Украины Виктором Януковичем – это присоединение к ТС по формуле "три плюс один". Однако это не устраивает Россию. И это не устраивает Европу, куда в последнее время так стремится Украина. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу исключил возможность участия Украины одновременно в двух организациях.
Обо всем этом в кулуарах IV Астанинского экономического форума говорили немало. И это понятно: интеграционные процессы и полемика по поводу необходимости вступления в Таможенный союз Кыргызстана, Таджикистана и Украины активно продолжаются, а эксперты и экономисты, которые отслеживают динамику развития этого процесса, все больше склоняются к плюсам такого союза, чем к минусам – элементарно! Если идея о вступлении в Таможенный союз трех других стран реализуется, все эти плюсы будут налицо: территория нынешнего ТС составляет около 20 миллионов квадратных километров, а население около 164 миллионов человек. С вступлением в союз трех других стран территория составит более 21 миллиона квадратных километров, а население превысит 222 миллиона человек! Какой огромный, какой всеядный рынок! Сравнивая показатели Таможенного союза с показателями Союза европейского, статистика явно поворачивается не в пользу последнего. Для справки: территория ЕС сегодня составляет 4,3 миллиона квадратных километров – это в пять раз меньше расширенного Таможенного союза. ЕС имеет вдвое меньше населения. И если к этому добавить, что страны Таможенного союза богаты нефтью, ураном, цветными металлами и другими полезными ископаемыми – чего нет у Евросоюза, то комментарии, как говорится, излишни.
– Чтобы сохранить темпы развития для создания единого экономического пространства в ближайшие пять лет в рамках Таможенного союза, нам необходимо подготовить и принять 13 международных документов, которые должны быть подписаны правительствами трех стран. Потом принять 42 подзаконных акта, которые обеспечат эффективное продвижение стран-участниц в единое экономическое пространство, – пояснил Таир Мансуров. И добавил, что ЕврАзЭС, действующий Таможенный союз и формирующееся единое экономическое пространство – это четкий, ясный сигнал всем постсоветским странам, как надо интегрироваться и развивать свои экономики.
...И НАШИ ДОХОДЫ - ТОЖЕ?
Одна из главных задач, которую поставил президент перед новым составом Кабмина на ближайшие пять лет и над которой он сейчас упорно работает, – войти в группу стран с высоким уровнем дохода. Для этого необходимо обеспечить ежегодные темпы роста производства на уровне семи процентов в год, а ВВП на душу населения – на уровне 15 тысяч долларов. Движение к этой великой цели решили начать с малого: определения целевых показателей экономического роста для каждой отдельной отрасли.
Как пояснил премьер Масимов, положительные целевые показатели – это ни много ни мало – дополнительный прирост производства еще на 3 процента. За счет интенсивного развития несырьевого сектора, малого и среднего бизнеса. Чтобы извлечь эти дополнительные проценты, правительству необходимо активнее заниматься привлечением инвестиций и внедрением инноваций.
– Поручаю Министерству экономического развития и торговли в двухнедельный срок подготовить и установить целевые показатели для каждой отрасли. А мы потом будем их ежеквартально отслеживать и обсуждать, – заявил премьер-министр. И напомнил, что особое внимание, по наказу президента, следует обратить на развитие аграрного сектора, продовольственной безопасности, защите конкуренции и эффективному использованию земельных ресурсов.
– Необходимо внести предложение по повышению конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров, учесть их вместе с механизмами субсидирования аграрного сектора и увязать с вопросами ценообразования и целевыми показателями, – озадачил Карим Масимов министра экономического развития и торговли Кайрата Келимбетова. – В месячный срок составить план привлечения инвесторов с подключением к этой работе казахстанских диппредставительств и межправкомиссий.
Уже сделали! Составили, доложили – с разбивкой по каждому министерству, ведомству, в отраслевом и региональном аспекте, как того требовал премьер-министр? Так составили и доложили ли – с таким вопросом обратились мы к главному исполнителю министру Келимбетову:
– Пока "или", но надеемся закончить это в ближайшие дни, – прокомментировал Кайрат Келимбетов. – Чтобы вы четче представляли, что это такое, поясняю, что процедура такова: министры отчитываются не перед нами, а перед премьер-министром. Мы лишь являемся координирующим и "сводящим" министерством. Когда все министры отчитаются, мы возьмем данные и просчитаем их. Если, например, в целом Казахстан ставит задачу обеспечить семипроцентный рост производства, мы должны спрогнозировать, какие индустрии и каким темпом для выполнения этой задачи должны будут развиваться. План у нас теперь не на год – на пятилетку. Должны будем также определить, за что и каким образом будет отвечать конкретный отраслевой орган, и как он будет способствовать макроэкономической стабильности страны. Свои предложения документально к очередному заседанию правительства мы, думаю, подготовим. А до конца мая определимся и с изменениями по макроэкономическим показателям на трехлетнюю перспективу…
Что же касается общих экономических задач, поставленных президентом перед экономическим блоком, по словам главы МЭРТ, – это очень высокий уровень:
– В цифрах есть свои минусы: высокий рост производства рождает высокий уровень инфляции, а это чревато для Казахстана определенными проблемами, – пояснил Кайрат Келимбетов. – В последние годы нам удавалось держать инфляцию в шести-восьмипроцентном коридоре. Сегодня же мы настойчиво зависим от роста цен на нефть, от роста цен на продовольствие, и не только в мире, но и в СНГ, а теперь еще и в России, Беларуси – наших таможенных партнеров. И борьба с инфляцией потребует от нас больших усилий. Поэтому в процессе подготовки целевых показателей перед рассмотрением общей бюджетной политики на 2012–2014 годы вместе с экспертами Нацбанка мы будем обсуждать изменения макропрогноза. И доложим. Уже в конце
Лиля ФЛАДУНГ Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА 9 мая 2011
|