А.Мамашулы: Салимгерей Жантурин, забытый пассионарий "тюркского единства" 17:50 14.05.2011
На фото: Салимгерей Жантурин, деятель казахского национального движения. Вид на бывшую конюшню Салимгерея Жантурина в наши дни, город Уфа. Фото из блога votjak.livejournal.com. Группа мусульманских депутатов Второй Государственной Думы. Фото из книги Надира Девлета "Миллят Меджлиси". Старая мечеть "Печен базары" в Казани. Вид на мечеть в наши дни.
Салимгерей Жантурин, находившийся в центре культурно-просветительского и общественно-политического движения, созданного лидерами тюркских народов царской России, 85 лет назад погиб в Казани при загадочных обстоятельствах.
Он был меценатом, принимал участие в строительстве медресе "Галия" в Уфе, в котором затем учились будущие видные деятели мусульманского сообщества. Салимгерей Жантурин – выпускник Московского и Санкт-Петербургского университетов, мировой судья в Уфимской губернии, защитник прав мусульманского населения, выбранный депутатом первой Думы. Он политический деятель, разоблачавший действия царского режима по расколу туркестанского интеллигентного общества. Это краткая характеристика Салимгерея Жантурина, в свое время ставшего крупной фигурой, но в советский период он был предан забвению.
Салимгерей Жантурин – из известного ханского рода Жантуриных, он родился в 1864 году в Уфимской губернии.
В трудах казахских, башкирских, татарских ученых-историков, изучавших тюрко-мусульманские движения конца 19-го – начала 20-го века, Салимгерей Жантурин предстает как крупный землевладелец, меценат и видный деятель тюрко-мусульманского сообщества.
Жизнь Салимгерея Жантурина прошла в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге и Казани, его общественная деятельность была посвящена российским мусульманам тюркского происхождения, в том числе защите прав казахского народа.
Салимгерей Жантурин окончил Оренбургскую гимназию, затем – физико-математический факультет Московского университета и юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1889 год).
С дипломами известных российских университетов, в возрасте 25 лет, он вернулся в Уфимскую губернию и начал работать в должности мирового судьи Белебейского уезда. С 1894 по 1906 год Салимгерей Жантурин возглавлял уездное земство, был членом губернского совета по хозяйственным делам.
На судьбу Салимгерея Жантурина повлияло то, что именно в Уфе сосредоточилась татаро-башкирская интеллигенция, ставшая известной тем, что поддерживала идеи джадидизма.
Ужесточившаяся политика Российской империи по русификации и обращению в христианство, захвату земель "инородцев" вызвала возмущение мусульманского населения, усилила борьбу просвещенного общества с самодержавной властью. С 1905 года Салимгерей Жантурин стал активно участвовать в работе политической оппозиции против царской власти.
МЕЦЕНАТ
Через некоторое время, после оказания помощи Абдурашиду Ибрагимову в выпуске его труда "Автономия" в 1904 году, Салимгерей Жантурин начал финансировать политико-просветительские проекты.
Салимгерей Жантурин стал членом опекунского совета после того, как оказал финансовую помощь для строительства известного медресе "Галия".
Миржакип Дулатов писал: "Сегодня многие лучшие казахские учителя являются выпускниками медресе „Галия"".
Став учредителем религиозно-политической газеты "Аль-галами аль-ислами" ("Мусульманский мир"), Салимгерей Жантурин определял идейное направление газеты.
Вместе с тем он был членом совета в начальной мусульманской школе при управлении земства Уфимской губернии, членом уфимского опекунского совета по делам стариков и сирот-мусульман, членом попечительского управления по делам бедных мусульман.
ПЕРВЫЙ СЪЕЗД РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН
Революция 1905 года и некоторое смягчение самодержавного политического режима привели к тому, что перед властью были открыто поставлены политико-правовые вопросы и выдвинуты требования лидеров тюрко-мусульманских народов России.
Представители интеллигенции казахов и других народов, проживающих в регионах Волги, Урала, в Крыму и на Кавказе, стремились воспользоваться благоприятной ситуацией – решили провести Всероссийский съезд мусульман и таким образом выработать единую политику перед выборами в Государственную думу.
В этот раз Салимгерей Жантурин стал одним из организаторов Первого Всероссийского съезда мусульман. Первый Всероссийский съезд мусульман был тайно проведен в августе 1905 года в Нижнем Новгороде.
Делегаты съезда высказались против ограничения прав мусульманских народов, которые попираются из года в год, критиковали колониальную политику царской власти. Они приняли решение ежегодно 15 августа повсеместно отмечать этот день и требовать равные права для всех граждан России, несмотря на язык, религию, расу, национальность.
ПАРТИЯ "ИТТИФАК АЛЬ-МУСЛИМУН"
Второй Всероссийский съезд мусульман, проведенный через пять месяцев, 15–23 февраля 1906 года в Санкт-Петербурге, показал, что интеллигенция тюркских мусульман стала активно участвовать в политическом процессе России. Среди более чем 100 делегатов съезда были представители и казахской интеллигенции: Салимгерей Жантурин, Уалитхан Танашев, Шаймардан Косшыгулов.
Устав правозащитной партии тюркских мусульман России "Иттифак аль-муслимун" ("Мусульманский союз") из 23 пунктов был принят на этом съезде. Согласно уставу было решено создать филиалы партии "Союза российских мусульман" в 16 городах, таких как Оренбург, Астрахань, Уральск, Омск, Кызылжар, Семей, Верный, Ташкент и Ашхабад. Делегаты съезда приняли решение объединиться с Конституционно-Демократической партией и обсудили тактику мусульман во время выборов в Государственную думу.
Однако до выборов в Государственную думу партия "Иттифак аль-муслимун" не успела принять свою программу. В марте 1906 года предвыборная кампания уже началась.
В ПЕРВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
Первая Государственная дума России, обнародовавшая свои конституционно-монархические позиции в управлении государством, просуществовала всего 72 дня – с 27 апреля по 9 июля 1906 года. В Первую Государственную думу делегатами было выбрано четверо казахов: Ахмет Беримжанов (Тургайская область), Алпысбай Калменов (Уральская область), Алихан Букейханов (Семипалатинская область), Шаймардан Косшыгулов (Акмолинская область).
От Уфимской губернии, отдаленной от казахских земель, депутатом стал Салимгерей Жантурин. В связи с тем что его кандидатура была выдвинута партией "Иттифак аль-муслимун", губернатор Уфы уволил его с государственной службы.
Партия "Иттифак аль-муслимун" стала инициатором объединения депутатов-мусульман в Думе. По религиозно-национальным особенностям в созданную фракцию вошли 24 депутата-мусульманина. Тайным голосованием Али-Мардан-бек Топчибаш был выбран председателем фракции, Салимгерей Жантурин – членом бюро. Жантурин вошел в состав аграрной и организационной комиссий.
В связи с тем что Первая Государственная дума, несмотря на различные препятствия, состояла на 80 процентов из оппозиционно настроенных депутатов, она вступила в открытое противостояние с правительством. 9 июля 1906 года после манифеста Николая Второго Дума была распущена.
Депутатами, посчитавшими роспуск незаконным, 9–10 июля 1906 года на состоявшемся в городе Выборге совещании, был оглашен призыв "Народу от народных представителей", под которым поставили подписи 200 человек, в том числе и Салимгерей Жантурин.
В декабре 1907 года депутаты, поставившие свои подписи под Выборгским воззванием, были привлечены к суду, 167 человек на три месяца были брошены в тюрьмы и лишены права избираться в Думу.
По данным исследований, в течение десяти лет (в 1906–1917 годах) эта парламентская фракция была поддержкой для мусульманских общественно-прогрессивных сил. Интересы 20-миллионного российского тюрко-мусульманского народа выражала в Думе мусульманская фракция (Мусульманские депутаты Государственной думы России. 1906–1917. Уфа, 1998 год).
"ПУСТЬ УЧАТ ОБЩИЙ ДЛЯ ВСЕХ ТЮРКСКИЙ ЯЗЫК"
Видные мусульманские деятели в августе 1906 года провели Третий Всероссийский съезд мусульман – чтобы обсудить дальнейшие действия после роспуска Первой Государственной думы. Число депутатов, приехавших на съезд в Нижний Новгород, в этот раз возросло до 800 человек.
Работа съезда, отраженная в мусульманских газетах "Таржиман", "Вакыт", "Йолдыз", "Азат халык", "Баку", вдохновила развитие общественно-политической жизни мусульманских народов. На этом съезде партия "Иттифак аль-муслимун" окончательно сплотилась, приняв программу и выбрав Центральный комитет.
Салимгерей Жантурин был одним из организаторов съезда. На съезде партии был выбран Центральный комитет, в который вошло 15 человек. Салимгерей Жантурин и Шаймардан Косшыгулов, наряду с идеологами джадидизма, были избраны его членами.
Таким образом накануне выборов во Вторую Государственную думу руководители партии "Иттифак аль-муслимун" стремились перейти на парламентскую форму работы. В программе партии было закреплено "равноправие перед законом всех, независимо от гражданства, расы, национальности, пола" и впервые была обнародована идея национально-культурной автономии.
На съезде было принято решение по вопросам образования, состоявшее из 33 пунктов. Был рассмотрен вопрос об открытии начальных и средних школ для детей мусульман во всех населенных пунктах, об обучении их на родном языке с использованием арабской графики. С целью развития единства мусульман съезд принял решение о введении в школах "общего для всех тюркского языка".
Делегаты съезда пришли к следующим выводам: "Пусть все муфтии будут выборными; все религиозные дела казахских областей будут переданы в муфтият Оренбурга; в Туркестане будет открыт отдельный муфтият".
ЗАКАТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ
После Выборгского воззвания партии "Иттифак аль-муслимун" препятствий стали чинить больше. Царская власть попыталась возбудить уголовное дело против Салимгерея Жантурина. По решению суда ему было запрещено участвовать в выборах во Вторую Государственную думу.
Как один из руководителей партии "Иттифак аль-муслимун", Салимгерей Жантурин наладил заочную связь с мусульманской фракцией Второй Государственной думы. В 1911 году в Уфе им был издан словарь терминов "Лугат" арабского, персидского и татарского языков.
Согласно царскому указу от 3 июня 1907 года, было запрещено выбирать в Думу депутата от Туркестанского края, и Салимгерей Жантурин принимает решение отдать часть своих земельных участков в Уфе Мустафе Шокаю, студенту Санкт-Петербургского университета, чтобы он, как землевладелец, мог принять участие в выборах.
Салимгерей Жантурин совместно с членами фракции мусульман Четвертой Государственной думы принимает активное участие во Всероссийском съезде мусульман, проведенном в том же году. В работе съезда приняли участие 35 казахских делегатов.
С целью устранить партию тюркских мусульман царское правительство, пытавшееся усилить раздор между джадидистами и кадимистами, в 1914 году создает в противовес партии "Иттифак аль-муслимун" партию "Сират ул-мустаким" ("Прямой путь").
По словам историка Саулебека Рустемова, Салимгерей Жантурин сразу понял, откуда идет эта технология раскола, и несколько раз выступал по этому поводу с обращениями.
В 1916 году Салимгерей Жантурин работал в мусульманской фракции Государственной думы четвертого созыва, занимался изданием газеты "Миллят". Собирал сведения о положении людей, которые были мобилизованы на фронтовые работы во время Первой мировой войны от Туркестанского края и казахских областей.
После Февральской революции 1917 года Салимгерей Жантурин оказал поддержку правительству Алаш-Орды, наладил связь с руководителями партии "Алаш". Занимался политической деятельностью в Уфе, после того как его избрали депутатом национального собрания Волжско-Уральской автономии ("Миллят Меджлиси").
Начиная с 1920 года политическая активность Салимгерея Жантурина пошла на убыль, и в период с 1920 по 1923 год он работал статистом в Иркутске. В 1924 году перевелся в Москву, в 1925 году работал в наркомате торговли Татарской АССР в Казани.
Салимгерей Жантурин, который продвигал идеи равноправия тюркских мусульман и казахского народа, погиб 14 мая 1926 года в Казани при загадочных обстоятельствах.
Большевистская политика повлияла на то, что видный казахский деятель, посвятивший свою недолгую жизнь защите прав тюрков-мусульман, отказался от руководящих должностей при новой власти.
Советская власть, как и царская власть до этого, опасалась единства тюркских народов, навесила на деятелей мусульманского общества ярлыки "пантюркисты" и "исламисты", подвергла их гонениям. Так завершился период "тюрко-мусульманской политической борьбы", который велся благодаря недолго находившимся на исторической сцене пассионарным личностям.
Через некоторое время, в 1930-е годы, Сталин осуществил новую национальную политику в Центральной Азии. Идея о "тюркском единстве" народов бывшей царской России постепенно отошла в историю, став предметом интереса только специалистов.
Асылхан МАМАШУЛЫ
|