Д.Ювачев: КазПарламент-лайт, или Всем по палатам и не высовываться! 07:44 16.05.2011
Парламент-лайт, или Всем по палатам и не высовываться!
У нас народ давно уже отделен от государства. Соответственно, парламент отделен от народа. Они там сами по себе, мы тут сами по себе. У них – своя жизнь, у нас – своя. Спикер мажилиса недавно так и сказал: мы тут законотворчеством занимаемся. Работа у нас такая. И нету других забот.
А дело было так. На пленарном заседании мажилиса 11 мая некоторые депутаты начали интересоваться делом таможенников. "Хоргос" не дает покоя! Захотели послушать разных чиновников, начиная от главы финпола и заканчивая министром финансов. Ко всем у них, видите ли, накопились вопросы. И так депутаты разошлись, вошли, можно сказать, в раж, что заставили своего шефа Урала Мухамеджанова вмешаться и сделать программное заявление. Вот оно:
– Мы не пожарная команда. Сегодня по "Хоргосу" заслушать, завтра, понимаете, по Шаныраку, там по дольщикам и так далее и так далее. Все должно быть системно. Мы с вами работаем над законотворчеством. Мы принимаем законы, понимаете, да? Эти вопросы непростые. Каждый раз реагировать на какие-то моменты нашей повседневной жизни и вытаскивать сюда – это будет бессистемная и, я думаю, что неэффективная и нерезультативная работа. Есть моменты, когда где-то надо, может быть, вмешиваться. А в целом надо быть осторожными.
В общем, жизнь отдельно, а парламент – отдельно. Соответственно, и с результатами так же: жизнь – отдельно, а законы – отдельно. Ибо законы, которые там наш парламент принимает, здесь, на земле, не работают.
Об этом свидетельствуют даже сами депутатские запросы. Возьмем несколько последних. Вот, к примеру, 13 мая к министру юстиции обратилась депутат Гульмира Исимбаева. Она впрягается за группу казахстанских граждан, у которых на руках есть решение суда о выплате им заработной платы, но оно не выполняется. С 1 октября 2009 года, между прочим! Закон почитаешь – все правильно. На людей посмотришь – без зарплаты сидят!
Или 11 мая Ержан Рахметов обратился аж к премьеру. Очень беспокоится, что скоро KazSat-2 запускать, а нам еще за потерянный KazSat-1 компенсацию не выплатили. Товарищ "негодует": как, мол, это такой некачественный спутник купили?! А меж тем законы вроде все есть – и о закупках, и о космической отрасли и чего-то об ответственности должностных лиц написано. В законы поглядишь – вроде "Родина слышит, Родина знает", а глянешь в телескоп – ни тебе спутника, ни денег.
Или вот более приземленные вещи. Мажилисмен Нурдаулет Сарсенов просит премьера помочь убрать свалку бытовых отходов в Шымкенте за черту города. Он уже обращался почти год назад: ему говорили, что нет денег в бюджете, мол, включим на 2011 год. Теперь опять говорят, что нет финансирования. И сдается депутату, что проблема начинает потихоньку протухать. То есть все ими ранее принятые законы относительно бюджетных дел, контроля над министерствами и местной властью и прочие уже, знаете, несколько пованивают. Но по-прежнему не работают.
Еще пример. Мухтар Тиникеев обращается к премьеру по поводу начисления пенсий. Почему-то жалуются депутату пенсионеры. Один шахтер получает 21500 тенге. Он под землей провел 43 года, и теперь государство ему в качестве благодарности создает все условия, чтобы он быстрее туда – под землю – вернулся. Но уже навсегда. "Не пора ли жить по закону, а не ограничивать нам пенсии, а с ними жизнь по методикам?" – вопрошает старик.
Пора, пора! Только как жить по закону, если законы так же далеки от жизни, как спикер – от народа? Вроде спикера мы выбирали (не напрямую, конечно, через пень-колоду, но все же), а он нами заниматься не хочет. Только творчеством.
Законотворческая личность. Не потому ли и с законами так: они вроде написаны, чтобы жизнь регулировать, организовывать и служить лоцией для приведения страны к лучшей жизни, а фактически они – так, никчемная бумажка?!
Начальник департамента таможенного контроля по Алматинской области Курманбек Артыкбаев читал газеты, смотрел телевизор. То есть критика СМИ ему была известна. Но он никак не реагировал. Хотя, кажется, закон обязывает госслужащих такого уровня подавать или в суд за опровержением, или в отставку. Но, как мы уже выяснили, закон законом, а жизнь жизнью. Не потому ли затем пришлось открывать уголовное дело? Не потому ли пришлось его разыскивать в Бишкеке? Не потому ли депутатам стало интересно, что там и как, и захотели они вызвать на ковер министров да силовиков? Не потому ли все это произошло, и пришлось г-ну Мухамеджанову охладить пыл соседей по нижней палате, что законы, ими "сотворенные", не работают? А работали бы – глядишь, не пришлось бы ему напоминать коллегам, для чего они там посажены. Простите, поставлены… Нет, избраны!
А вот в Китае, к примеру, таких вопросов нет. Там законы по борьбе с коррупцией написаны, приняты и – о, ужас! – выполняются. Аккурат в тот день, что наши отыскали беглого Артыкбаева в Кыргызстане, пришло сообщение из КНР. Бывший вице-мэр города Ханчжоу Сюй Майюн приговорен к смертной казни по обвинению в коррупции и казнокрадстве. Такой приговор вынес в четверг суд города Нинбо провинции Чжэцзян. Сюй Майюн, занимая с 1995 по 2009 гг. посты в различных государственных учреждениях провинции, получил взятки в виде ценных подарков на общую сумму больше 22,3 млн долларов. Плюс еще у государства украл 8,2 млн "зеленых". И такой приговор – правило, а не исключение.
Но вернемся к нашему герою. Урал Мухамеджанов подал дурной пример, который может оказаться заразительным. Фраза "Мы не пожарная команда" может послужить прикрытием очень многим нашим ведомствам.
"Мы не пожарная команда – детей учить. Мы разрабатываем новые стандарты образования, готовим переход на 12-летку. Мы думаем о будущем", – могут сказать в Министерстве образования.
"Мы не пожарная команда – вас теплом обеспечивать. Мы строим метро и готовимся принять внеочередную Фиглиаду и Форум щекодуев. Мы заботимся об имидже!" – могут заявить в акиматах Астаны и Алматы.
"Мы не пожарная команда – за курс тенге хвататься. Мы выстраиваем эффективную безрисковую финансовую систему. Мы занимаемся мониторингом, понятно, да?" – могут подхватить в Нацбанке.
"Мы не пожарная команда, чтобы нефть добывать или, смешно сказать, электроэнергией обеспечивать. Мы занимаемся выстраиванием корпоративного управления, не отвлекайте нас" – могут отбрить в фонде "Самрук-Казына".
Наконец, даже премьер может сказать: "Мы не пожарная команда, каждый пустяк на заседаниях правительства рассматривать. Мы занимаемся твиттер-творчеством!"
Кстати, зараза уже поползла. Один из чиновников Министерства по чрезвычайным ситуациям так и спросил: "Почему чуть что случится, вы сразу нас ждете?" И ведь он прав! Почему, как только чрезвычайная ситуация, МЧС должны примчаться? А когда им заниматься своим творчеством? Например, планировать бюджет?
Апофеозом этого я вижу такую сцену. Взволнованный гражданин звонит в пожарную часть: "У нас горит!.. Выезжайте!.." А на том конце провода ему спокойно так говорят: "Гражданин, вы чего? Мы ж вам не пожарная команда, чтобы на пожары выезжать! Не мешайте ребятам спать, у них был трудный день – они занимались творчеством на пленере".
Занавес! Финита ля комедия!..
Данила ЮВАЧЕВ 16.05.2011,
|