А.Абдысадыр уулу: Кыргызы и славяне - "Есмь" 10:18 26.05.2011
Кыргызы и славяне: "Есмь"
Историко-лингвистический анализ отдельных форм грамматических категорий славянских языков дает нам возможность предполагать о наличии единого языкового пространства в начальном этапе этногенеза славян и кыргызов.
В качестве аргумента можно привести сопоставительный анализ грамматической категории древнерусского языка – глагола бытия (или состояния) – "есмь".
Глагол бытия (или состояния) древнерусского языка "есмь" согласно М. Фасмеру имеет следующую этимологическую основу: есмь – др. русск., ст. слав. ѥсмь, болг. съм, сербохорв. jȅcaм, словен. sǝ̀m, чеш. jsem, слвц. som, др. польск. jesm и т. д. Родственно лит. esmì, др. прусск. asmai, др. инд. asmi, авест. ahmi, арм. em, греч. εἰμί и имеет грамматическую семантику "1 л. наст. вр. от морфемы "быть".
Рассматриваемая нами морфема восходит протоиндоевропейским корням: *es- (*h1es-), *sta- (*steh2-), *wes- и *bhu- (*bhuH-).
В праславянском языке имелись формы глагола настоящего времени, аориста, имперфекта, перфекта и плюскуамперфекта. Но из индоевропейского праязыка была заимствована только система глагола настоящего времени и аориста. Следовательно, имперфект, перфект и плюскуамперфект выступают как поздние явления. Эти системы начали развиваться после обособления праславянского языка из единого индоевропейского языкового континуума.
Нас в данной работе интересует перфект. Перфект обозначал действие или состояние в прошедшем, результат которого существует на момент речи. Данная форма глагола образовалось аналитически: при помощи 1-причастия и спрягаемых форм глагола *byti в настоящем времени, т.е. от морфемы "есмь".
В это же время (VI-X века н.э.), когда праславянский язык функционировал и развивался, в Южной Сибири были составлены письменные памятники кыргызов, эти памятники в настоящее время объединены в одну группу, им дано условное название "Орхоно-Енисейские надписи". В этих письменных памятниках встречаются глаголы бытия (или состояния), которые имеют схожую форму с праславянской формой "есмь", при этом кыргызские и праславянские формы имеют одни и те же грамматические свойства.
В письменных памятниках кыргызов глагол бытия (или состояния) имеет формы: "ertim (ermiš, erti)", а также "bulsar". Как видно эти морфемы по своему фонемному составу схожи с праславянской формой глагола. В то время (VI-X века н.э.) эти формы, как и в праславянском языке, также аналитически образовали перфект в кыргызском языке.
В качестве примеров можно привести следующие письменные памятники кыргызского языка (чтобы различить морфемы "ertim (ermiš, erti)" от морфемы "bulsar" (аналогичная форма праславянского "byti") при переводе мы применили для первого случая форму [есмь>, а для второго случая форму [есть>).
1. Надпись Уюк-Тарлак (VIII-IX вв.).
Памятник принадлежит к эпохе Кыргызского государства.
Памятник был обнаружен на склоне горы Ыжын-булак в 2 км от левого берега реки Тарлак, левого притока Уюка. В 1916 г. А.В.Андрианов организовал перемещение памятника в Минусинский музей, инв. № 20.
"Аtïm : El Tuγun: Tutuq : ben : Teŋiri : Elimke : еlčisi : ertim"
"Имя (мое) Эл Туган Тутуг. Я [есмь> посол от Вечного (букв. Неборожденного) Народа".
2. Надпись Элегест I (VIII-IX вв.).
Памятник принадлежит к эпохе Кыргызского государства.
Памятник обнаружен в кургане возле реки Элегест. В 1915 г. А.В.Андрианов организовал перемещение памятника в Минусинский музей, инв. № 19.
"Kök Teŋiride : kün ay esiz ermiš"
"В небесном Тенгри солнце и луна [есмь> без хозяина".
"Tört kü yïlqïm: sekiz adaqlïγ : barïmïm : buŋïm : yoq ertim" :
"Мои четыре лучшие кони, мой восьминогий дом, (я) [есмь> без печали".
3. Очуры Ачуры (VIII-IX вв.).
Памятник принадлежит к эпохе Кыргызского государства.
Памятник был обнаружен на 20 километре от села Очуры, в центральной части Койбальской степи, между руслами рек Енисей и Абакан. Был доставлен в Минусинский музей, инв. № 32.
"Sü : teŋi : jeti biŋ : oγlan : erti"
"Половина войска [есмь> семь тысяч молодых людей".
4. Алтын-Кель II (VIII в. н.э.)
Памятник принадлежит к эпохе Кыргызского государства.
Памятник обнаружен близ озера Алтын-Кель. В 1881 г. доставлен Мартьяновым в Минусинский музей, инв. № 28.
"Erdemlig bulsar : budun : isrik : jürümedi"
"Когда [есть> доблесть, народ не разбредется".
"Er erdem bulsar : andaγ ermiš"
"(Когда) [есть> доблесть, тогда [есмь> (мы)".
5. Оленный камень Уйбат III (VIII-IX вв.).
Памятник принадлежит к эпохе Кыргызского государства.
Обнаружен в кургане близ села Чарков на берегу реки Уйбат. 1886 г. Перенесен в Минусинский музей, инв. № 8.
"Uruŋusï bašï ertim : Inanču ertim"
"Я [есмь> глава рода. Я [есмь> Ынанчу".
Необходимо принимать во внимание, что перфект в праславянском языке начал развиваться после обособления праславянского языка из единого индоевропейского языкового континуума. Следовательно, наличие вариативов одной грамматической формы в праславянском и кыргызском языках можно объяснить только наличием единого языкового пространства двух языков.
Азат Абдысадыр уулу 25.05.2011
|